Конспект занятия по теме «Деньги» Вид деятельности «Познание предметного и социального мира» согласно примерной ООП ДО «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Быкова Анастасия Германовна

Конспект составлен в помощь воспитателю реализовать на практике содержание работы в соответствии с ФГОС ДО.

Настоящий конспект занятия по теме «Деньги» разработан и проведен в подготовительной к школе группе в рамках реализации ООП ДО, составленной с учётом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79»

                                     

Конспект занятия по теме

«Деньги»

Вид деятельности «Познание предметного и социального мира» согласно примерной ООП ДО «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева

                                     

 Разработала:

Быкова Анастасия Германовна,

воспитатель

Бийск – 2014


Пояснительная записка

     

Конспект составлен в помощь воспитателю реализовать на практике содержание работы в соответствии с ФГОС ДО.

Настоящий конспект занятия по теме «Деньги» разработан и проведен в    подготовительной к школе группе в рамках реализации ООП ДО, составленной с учётом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

Интеграция образовательных  областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое и Физическое развитие.

Занятие в подготовительной к школе группе по экономике.

Тема: «Деньги».

Цель: создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.

Задачи:

  1. Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену,  представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег.  Закреплять знание сказок о деньгах, умение решать экономические задачи.
  2. Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.

Материалы: схема-карта с изображением места,  где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты-схемы задач.  Карточки со словами: здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.

Предварительная работа: 

  • Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах:  

К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой  «Приключение Буратино»,  брать Гримм «Выгодное дело», Г.-Х. Андерсен «Огниво»  и  «Серебряная монета»,  русская народная сказка «Умный работник»;

  • Решение логических задач, экономических задач по математике;
  • Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
  • Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта»;
  • Дидактические игры: «Угадай название», «Закончи предложение», «Найди лишнее»,  « Выбери верно предложение».

Организация образовательной деятельности:

Структурный

элемент

Содержание

деятельности

Деятельности

детей

Организационный  момент.

Воспитатель: Находит в группе лист бумаги формата А4, на котором нарисована схема-карта и написаны задания.

Воспитатель: Спрашивает у детей, что нарисовано на этом листе бумаги?

Воспитатель: Предлагает детям отправиться на поиски клада, используя карту.

свободно играют. Обращают внимание на воспитателя.

 Да это же карта для поиска клада.

включаются в непосредственно образовательную деятельность (начинают рассматривать карту).

Кинезиологическая гимнастика

  Дети, я думаю, что для выполнения такого серьёзного дела мы должны быть внимательными, да?

   Давайте, вспомним и выполним упражнение, которое нам поможет быть внимательными в работе.

  Чтоб ни чего не упустить, внимательными  быть – нужно на ладонь давить.

  И еще одно упражнение: нарисуйте в воздухе цифру 8 одной рукой, а потом другой, а теперь обеими руками вместе.

  Вы теперь стали очень внимательными,  сосредоточимся на нашем занятии.      

  Пройдем к  доске, и приступим к заданию.

Да.

 

Раскрывают  пальцы левой руки, слегка нажимают  на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони.

 

Поднимают сначала вверх правую руку и выполняют упражнение в воздухе, а затем левой рукой , а потом обеими руками вместе.

Проходят  к  доске, и приступают  к заданию.

Интеллектуальная  разминка.

А кто может напомнить, что мы должны будем сделать?

Воспитатель:

-Да, правильно! Обращаюсь к коллективной беседе с детьми.

- Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинать?  Подсказываю. (первое задание). А что нам следует сделать после этого? (После ответов детей в соответствующем порядке выполняем).

Педагог:

- Вот мы и  выстроили с вами план действий. Начинаем действовать по намеченному плану.

(Но прежде чем приступить к действиям, обговариваем с детьми все еще раз.)

 Мы должны найти клад, а для того чтобы найти нужно выполнить все задания по порядку.

Посмотреть карту, прочитать задание

Самостоятельная  деятельность детей.

Воспитатель: Зачитывает задание №1: для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…

Воспитатель: 

 Даёт положительную оценку ответов детей – за проявленную эруди-цию и хорошие знания сказок.

 

 Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.

Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №2.

Воспитатель: 

Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.

Воспитатель: Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.

Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №3.

Воспитатель: Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп:

Задача для 1-й группы:

Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?

Воспитатель:

Задача для 2-йгруппы:

У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?

Воспитатель: Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.

Ответы детей: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»,  А. Н. Толстой «Приключения Буратино», братья Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Серебряная монета», «Огниво», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка.

Выполняют указания воспитателя и находят второе задание.

Ребёнок зачитывает задание: задание №2 «Найди лишнее»: перед вами находятся 5 предметов, скажите, какой экономический признак их объединяет и какие предметы лишние (100 рублей, монета 50 копеек, кошелёк, пластиковая кредитная карточка).

Ответы детей: 100 рублей, 1 доллар, монету (50 копеек) и пластиковую кредитную карточку объединяет категория «Деньги», а лишним здесь будет кошелёк т. к. им нельзя расплатиться в магазине.

Дети: рассматривают карту и определяются с дальнейшей траекторией движения на пути к поиску клада.

Дети: следуют указаниям и приходят к следующему заданию.

Ребёнок зачитывает задание: Задание №3 - решите экономические задачи, и вы ещё ближе приблизитесь к заветному кладу (для выполнения этого задания разделитесь на две группы).

Дети: самостоятельно делятся на две равные, по числу участников, группы и рассматривают карты-схемы задач.

Ответ детей: 

Нет т. к. у Кати и Димы вместе всего 8 рублей (4+4=8, а для покупки карандашей им не хватает 2 рубля (10-8=2) .

Ответ детей:

 У Оли осталось 3 рубля (2+1=3) т. к. 5 рублей она потратила на пирамидку.

Физкультурная  минутка.

Раз— подняться, потянуться
Два—нагнуть, разогнуться,
Три—в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре— руки шире,
Пять—руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Дети находят задание провести физкультминутку.

Воспитатель: 

Даёт положительную оценку ответов детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.

Воспитатель:

Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть).

Воспитатель:

  Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.

Воспитатель:

Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.

Воспитатель:

Спрашивает у детей, что такое деньги?

Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению: деньги – это разрешенное государством средство обмена.

Воспитатель: государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство:

Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги: например в Германии         Евро

Египте         Фунт

США           Доллар

Таиланде         Бат

России          Рубль

Воспитатель: Предлагает детям придумать и нарисовать деньги, которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.

Воспитатель: организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.

Дети чётко выполняют указания воспитателя и приходят к магнитной доске, на которой расположено, последнее задание.

Ответы детей:

За деньги нельзя купить: солнце, здоровье, совесть, дружбу...

Дети: находят шкатулку с денежными купюрами и монетами, различных стран мира, и рассматривают их.

Дети: слушают рассказ воспитателя.

Ответы детей:

 деньги – это бумажные листы, их называют купюрами, и монеты, которые мы отдаём в магазине в обмен, на какие-либо товары.

Дети: (задают вопрос воспитателю)

Что значит «разрешённое государством»?

Дети: да.

Дети: самостоятельно придумывают названия для денежек («Звездочки» т. к. наша группа называется «Звездочки», которыми будут пользоваться в группе и рисуют их).

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: организует выставку детских работ, вместе с детьми они выбирают самые удачные эскизы «радужки» и благодарит детей за увлекательные поиски клада. Предлагаю не скольким детям рассказать, почему именно такие  деньги они нарисовали, или придумать историю.

Оценка деятельности детей.

Дети, вы сегодня провели собственный исследовательский поиск, справились с серьезными испытаниями, смогли проанализировать собранные сведения и обобщить их.

- Лера, твои вопросы были очень интересными!

- Никита и Жанна, вам приятно от того, что вы смогли сделать, справиться с заданиями? Почему?

- Егор и Варвара, у вас получились, очень интересные истории получились.

- Женя,  еще немного времени и у тебя все получится.

Мотивация на новую образовательную деятельность

Давайте сохраним наши  деньги «Звездочки» до следующего занятия, и сравним их  с деньгами, которыми обмениваются люди в других странах.

Учебно-методический комплекс

  1. Волчкова, В. Н.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика : учеб. - метод. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ  «Учитель», 2004. – 91с.
  2. Голицына, Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая  группа/ Н.С. Голицына.- М.: Скрипторий 2003, 2007. – 32с.
  3. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –  Пресс», 2013. – 528с.
  4. Епанешникова, Т.  П. Дошкольник в мире экономики. –  СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 176с. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  5. Киреева, Л. Г. Играем в  экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. Сост. Л.Г. Киреева.

Анализ проведенного занятия

Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей.  

Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в поиск. В процессе поиска  подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались  о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах, перемещались по группе так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности  в процесс работы. Сопровождая поиск, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали: что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.

На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т.к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия.

В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать

трудно ли быть искать клад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей средней группы по программе "Детство" под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой

Данная картотека подвижных игр составлена на основе книги Бондаренко Т.М. "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в ДОУ". Выполнена в виде карточек. В каждой игре обозначена цель, описание, указ...

Перспективно - тематический план Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы. (Вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно - тематический планПознание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы.(Вторая младшая группа, программа "Детство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2020-2021 учебный год (на основе Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2019г.)

Рабочая программа группы – локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе образовательной программы ДОУ, а также примерной образовательной программы дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...