Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
статья по окружающему миру (средняя группа)

Неретина Татьяна Петровна

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

(Из опыта работы)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Поэтому я выбрала для себя экологическое направление. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Я решила проводить с детьми экологический кружок.

Кружок я назвала «Чудесница природа». Написала для детей средней группы (4-5 лет) план, составила конспекты занятий, игр, конкурсов, выставок, исследований, опытов, т.д. За основу взяла конспекты и разработки С.Н.Николаевой «Юный эколог».

Кружок «Чудесница природа» - имеет экологическую направленность. Проводится он один раз в неделю во второй половине дня. Я стараюсь расширить представления детей о многообразии природных явлений, закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учу различать и называть овощи, фрукты, ягоды.

Расширяю представления о животных, их детёнышах. Даю представления о существовании разных сред обитания. Включаю детей в деятельность по уходу за растениями, цветником, огородом. Воспитываю любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных. Продолжаю воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Но, чтобы интереснее было заниматься в кружке «Чудесница природа» детям, я сделала экологическую комнату. Функциональная роль комнаты обучающая, познавательная, эколого-эстетическая, формирующая нравственные качества, способствующая приобретению навыков ухода за живой природой и проявлению бережного отношения к ней.

Экологическая комната состоит из центров:  центр «Подводный мир» - изготовлен в виде сухого аквариума, он знакомит детей с обитателями морей и океанов; центр «Искусства» предлагает детям различные материалы для рисования, лепки, аппликации; центр – «экологическая лаборатория» - в ней предоставлены наборы для исследования;  центр «песка и воды»; центр «Огород на подоконнике».

Но самое главное – это дидактическая стена. На ней нарисован дуб и берёза, ручей, мостик, тучи, солнце. Изюминка моей стены – отражение природных изменений: в соответствии со временем года листочки на деревьях то зелёные, то красные, то  жёлтые, а потом с приходом зимы они убираются и под деревьями, на ветках «ложится» снег.  С приходом весны появляется первая травка, цветы  подснежники, их сменяют летние цветы. На наши деревья «прилетают» сезонные птицы. Здесь живут звери, насекомые. Все материалы для нашей стены мы собираем с детьми (листочки, травинки, палочки и другой природный материал). Детям интересно смотреть и наблюдать все изменения не по маленькой картинке, а у дидактической стены они как будто сами попадают в наш лес и путешествуют по нему. Летом мы путешествовали с колобком по сказочному лесу, и встречались с животными.  Также там есть стена с календарём природы, стихи, поговорки, приметы про каждый месяц, картины.

На данный момент у нас осенняя тематика и наша стена превратилась в осенний  лес. Мы наблюдаем не только на улице за происходящими изменениями в природе,  но и нашей стене. Дети очень любят находиться в экологической комнате, проводить там время. В этой комнате у нас проходят выставки, конкурсы, игры и развлечения.  Экологическая комната – это еще и удобное место для работы над проектами. над организацией  продуктивной деятельности детей. Здесь удобно проводить занятия по всем направлениям развития, например: собирая грибы и шишки мы их считаем, то есть, формируем элементарные математические представления; оформляя гербарии растений, собирая коллекции семян и плодов мы формируем целостную картину мира; читая художественную литературу, можно иллюстрировать сюжет на стене, или проигрывать с детьми разные ситуации, способствуем социально-коммуникативному развитию; изготавливая с детьми наглядные пособия, не забываем про эстетичность оформления и так далее.

 Родители, наблюдая за созданием экологической комнаты, сначала все внимательно рассматривали, теперь же они оттуда просто не выходят! Они становятся ее соавторами, предлагая свои идеи, помогая в оформлении, пополняя разным природным материалом, цветами, муляжами животных. Родители вместе с детьми следят за изменениями в комнате, радуются, обсуждают.  

 В своей работе я стараюсь, чтобы общение с природой приносило детям радость, обогащала психику ребёнка, совершенствовало его органы чувств, способствовало или развивало развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно задавать вопросы,  давать названия, обобщать. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы,

С безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

   

                          В.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе детского сада по экологическому воспитанию. Животный мир

В данном материале представлены  занимательные эксперименты (опыты), наблюдения за животным миром, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников среднего возраста....

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личн...

Круглый стол с родителями воспитанников средней группы детского сада «Воспитание любви к родной природе»

Круглый стол с родителями воспитанников средней группы детского сада «Воспитание любви к родной природе» ...

Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей в средней группе детского сада

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности. Эту цель и преследует представленное здесь интерес...

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г.

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г....

«Речевое развитие в условиях общеразвивающих групп детского сада посредством формирования звуковой культуры речи»

Целью нашей инновационной площадки было: составить и апробировать комплексы словесных игр, артикуляционных, пальчиковых, дыхательных и вокальных упражнений, направленных на формирование звуковой культ...