Перспективный план по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру на тему

Комлева Наталья Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ekologicheskomu_vospitaniyu_.docx104.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕВРАЛЬ

Перспективный план по экологическому воспитанию

Средняя группа

Сентябрь

Занятия

Совместная работа

Самостоятельная деятельность

Задачи

1-2 неделя

Показать значение воды для всего живого: вода нужна живым, людям и растениям. Познакомить со свойствами воды: без вкуса, запаха, цвета, может разлиться, пролиться, впитываться.

Диагностика "Речка, озеро и море" (Вода)

Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением рек, озер, морей. Опыт с растениями (полив цветов)

Опыты с водой (льется, принимает форму сосудов, растворяет сахар, соль, принимает их вкус). Окрашивание воды в разные цвета. Игра: "Радуга в воде"

3 неделя

Знакомить детей с водными пространствами (пруд, река). Закрепить названия прудов и рек в родном городе (Красный пруд, река Карость). Воспитывать у детей интерес и любовь к природе своего края.

Целевые прогулки к Красному пруду.

Чтение сказки о необыкновенных превращениях капельки. Рассматривание картин

Рисование "Красный пруд осенью"

4 неделя

Показать детям характерные признаки внешнего строения (вытянутое тело передвигается в воде при помощи плавников, тело покрыто чешуей).

"Кто живет в

подводном

царстве?"

Наблюдение за рыбками в аквариуме. Д/и: "Составь рыбку", "Что лишнее?"

"Лото рыбы" (закрепить названия рыб). Рисование по трафаретам. Игра "Рыболов" (магнитные рыбки)

Октябрь

1 неделя

Конкретизация представлений об основных признаках живой и неживой природы (живые существа двигаются, растут, питаются, дышат, размножаются). Воспитывать интерес и любовь как к живой, так и неживой природы.

"Природа живая и неживая"

Рассматривание моделей живой природы. Опыт с воздухом. Д/и "Найди, что опишу"

Опыт с песком, камнями. Д/и: "Живое-неживое" (лото)

2 неделя

Уточнить и расширить знания о характерных признаках осени (холодает, идут дожди, опадают листья, сильные ветра). Наблюдение за деревьями и кустарниками; закрепить их названия. Воспитывать любовь и бережгое отношение к растениям.

"Золотая осень" экскурсия в парк.

Чтение художественной литературы. Б.Трофимов "Осенний ковер".

Оформление гербария из осенних листьев

Д/и: "Когда это бывает"

3 неделя

Знакомить детей с перелетными птицами (скворцы, ласточки, утки, гуси; подготовка к отлету, сбор в стаи). Дать знания о внешнем виде птиц.

"Птицы - наши друзья"

Чтение рассказа В.Бианки "Ночная тревога". Д/и: "Перелетные-зимующие птицы"

Рассматривание иллюстраций птиц.

4 неделя

Дать знание о существенных признаках комнатных растений. Показать, что общее у растений, а чем отличаются (название, строение: отличие в уходе).

"Сравнение

комнатных

растений"

Коллективный труд в уголке природы. Работа с моделями.

Д/и: "Составь картинку"

Ноябрь

1 неделя

Конкретизация представлений о домашних животных (кролик, утка), о среде их обитания. Домашние животные живут рядом с человеком, человек кормит их и ухаживает за ними. Показать заботу человека о них. Воспитывать желание помагать в уходе за животными.

"Домашние животные"

Д/и: "Чьи детеныши". Рассматривание иллюстраций с домашними животными.

Д/и: "Кто, где живет". Рисование домашних животных по трафаретам. Д/и: "Что напутал художник?"

2 неделя

Конкретизация представлений о диких животных (белка, еж), о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

"Дикие животные"

Чтение рассказа В.Бианки "Куница за белкой".

Д/и: "Найдите по описанию".

Д/и: "Лото - парочка", "Найдите лишнего". Рассматривание открыток диких животных.

3 неделя

Дать детям знания о том, что человек живой, как растения и животные; но человек - существо гуманное. Это его существенный признак. Отличие среды обитания человека от среды обитания животных.

"Мы живые"

Рассматривание модели человека. Д/и: "Что полезно, что вредно?"

Д/и: "Что, где живет?". Рисование животных и человека.

Декабрь

1 неделя

Учить узнавать и называть птицу - Волнистого попугая - по характерным признакам внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения (подвижная, веселая птичка, щебечет, летает). Учить следовать плану наблюдения. Воспитывать интерес к жизни птицы, желание ухаживать за ней.

"Птички в клетке" (наблюдение за волнистыми попугаями)

Ухаживаем за птицами (кормим, чистим клетки). Д/и: "Летает - не летает".

Рассматривание иллюстраций, о птицах. Рисование карандашами попугая.

2 неделя

Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров), среда обитания в зимний период. Воспитывать умениепытливо всматриваться в знакомые объекты.

"Птицы нашего края зимой"

Прослушивание записи "Голоса птиц". Наблюдение за птицами на кормушке. Подкармливаем птиц".

Лепка птицы. Д/и: "Перелетные и зимующие птицы". Д/и: "Лото - парочка (птицы).

3 неделя

Знакомить с образом жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь). Формировать представление о характере пищи животных, способах ее добывания зимой; об условиях жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).

"Как зимуют дикие звери?"

Рассматривание иллюстраций, чтение.

Рисование диких животных по трафаретам.

4 неделя

Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям. Доставить детям радость подготовкой к празднику.

"Для праздничной елки"

Аппликация открытки "Елочка"

Украшение елочки в группе

Январь

1 неделя

Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить знания детей о строении растения (корень, стебель, листья), об условиях, необходимых для роста растения. Дать знания о том, что в укропе и петрушке содержатся витамины, полезные для нашего организма.

"Огород на окне" "Посадка зелени (укроп, петрушка)

Работа с моделями роста растения. Д/и: "От семени до плода". Рассматривание семян разных растений.

Д/и: "Что в начале, что потом?" "Что перепутал художник?"

2 неделя

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении).

"Вода - снег - лед"

Рассматривание и наблюдение за снегом на прогулках. Знакомство детей с термометром. Изменение t в группе и на улице

Рисование снежинок. Игра "Времена года"

3 неделя

Продолжение занятия "Вода - снег - лед". Дать знание об изменении свойств снега от изменений в природе (1 низкая и высокая). В мороз снег рассыпается, не лепится, блестит на солнце.

"Мороз и солнце" (на участке д/сада)

Чтение стихов о зиме и зимних явлениях. "Мороз и солнце, день чудесный" А.С.Пушкин. Рассматривание и чтение альбома народных примет.

Д/и: "Что в начале, что потом?" (по временам года). Зимние игры со снегом, катание на санках.

4 неделя

Обобщить представления о зиме. Учить замечать отличия, которые произошли после последней осенней экскурсии.

"Зима в парке" (экскурсия по экологической тропе)

Чтение стихов о зиме. Сказка "Два мороза"

Рисование "Зима в парке". Рассматривание картин о зиме.

Февраль

1 неделя

Целевая прогулка по участкам д/сада. Учить отличать следы человека от следов зверей и птиц (игра: "Следопыты").

"Книга зимы. Следы на снегу"

Чтение рассказа В.Бианки "Кто как читает?"

Рассматривание иллюстраций со следами зверей и птиц.

2 неделя

Дать детям знания о том, что зимой все растения находятся в оцепенении, но они живы. Показать эту жизнь в почках. Воспитывать бережное отношение к природе.

"Где зимуют почки?"

Наблюдение за веточками тополя в группе.

Д/и: "Что сначала, что потом?"

3 неделя

Расширить знания о характерных признаках зимы (травянистые растения под снегом живые, но не растут, а спят). Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

"Под снегом на лугу" (целевая прогулка на луг)

Посадка семян травы, уход за всходами. Наблюдения и зарисовка.

Д/и: "Составь растение"

4 неделя

Конкретизировать и углублять представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки.

Беседа о зиме (обобщающая)

Чтение стихов, рассказов о зиме. Наблюдение на прогулках.

Работа с календарем природы.

Март

1 неделя

Уточнить представление детей о животных, живущих с человеком. Дать понятие домашним животным. Систематизировать знания о внешнем виде коровы и лошади. Дать знание об уходе за домашними животными и о пользе, которую они приносят. Воспитывать интерес к уходу за домашними животными.

"Кто живет рядом с нами?"

Рассматривание иллюстраций коровы и лошади. Прослушивание записи имитаций голосов, песни про животных. Д/и: "Какую пользу приносят"

Рисование коровы, лепка животных.

2 неделя

Уточнить знания о временах года: зима, весна, лето, осень. Формировать знания о приспособлении человека к сезонным изменениям: одежда, питание, жилище.

"Времена года"

Календарь погоды "Дидактические куклы с одеждой на разные сезоны". Прослушивание записей П.И.Чайковского "Времена года". Д/и: "Когда это бывает?". Чтение Ушинского "Четыре желания".

П/и: "Узнай по признакам, какое это время года". Рассматривание пейзажей.

3 неделя

Активизировать знания детей о месте обитания лесных зверей (берлога, нора, дупло, логово). Дать знания о том, что весной звери покидают свои жилища, пробуждается земля, и звери ведут активный образ жизни. Воспитывать любовь, восхищение к первым признакам пробуждения от зимы.

"Просыпается медведь после зимней спячки"

Рассматривание картин "Медведь весной", "Лиса встречает весну". Разучивание стихотворений Маршака "Апрель".

Лепка "Медведь". Рисование по трафаретам.

4 неделя

Познакомить детей с местом, где просыпается солнце, закрепить представления о весенних явлениях, об изменениях в природе в зависимости от движения солнца по небосводу. Развивать наблюдательность, ощущение радости.

"Здравствуй, солнце"

Д/и: "Как весна украшает нашу землю". Чтение сказки "У солнца в гостях". Прослушивание песен про солнце.

Игра с зеркалами: "Поймай солнечного зайчика"

Апрель

1 неделя

Закретить представления детей о пробуждении природы весной. Проследить взаимосвязь в природе (увеличилась продолжительность дня, тает снег, пробуждается трава, первые цветы, появляются насекомые, прилетели птицы). Развивать способность воспринимать красоты родной природы.

"Текут ручьи"

Индивидуальные беседы о весне и воде, изготовление лодочек. Поисковые беседы: почему зимой снег, а весной - текут ручьи. Чтение рассказа Сладкова "Весна".

Пускание лодочек в ручей. Опыт с водой и снегом.

2 неделя

Закрепить представления о первых перелетных птицах - скворцах: внешний вид, чем питаются, где живут. Сравнить и выделить общие для всех птиц признаки: 2 крыла, 2 ноги, перьевое покрытие, клюв и находить отличие: величина окраски, питания, клюв. Воспитывать гуманные отношения к животным.

"Скворечник - уютный дом для скворца"

Рассматривание иллюстраций. Прослушивание голосов птиц. Отгадывание загадок про птиц.

Наблюдения за птицами на участке. Помощь птицам в постройке гнезда (положить на кормушку ласкутки теплого материала, вату, шерстяные нитки.

3 неделя

Закрепить представления о весне. Сравнение объектов экологической тропы весной и зимой. Нахождение сходства и отличия. Воспитание бережного отношения к природе.

Экскурсия в парк "Весна в парке".

Рассматривание иллюстраций. Д/и: "Времена года". Рассматривание экологической тропы.

Рисование "Парк весной"

4 неделя

Познакомить детей с первыми весенними цветами: мать- и-мачехой, ветриница дубравная (сходства и различия). Формировать у детей представление о связи между живой и неживой природой.

"Первоцветы"

Рисование "Мать-и-мачеха", "Подснежник". Разучивание стихотворения "Подснежник". Наблюдение за ростом цветов.

Рассматривание первоцветов.

Май

1 неделя

Дать элементарные знания о планете - Земля. Сформировать у детей представления, что Земля имеет форму шара, на ней живут растения, животные и человек.

"Планета на которой я живу".

Просмотр видеофильмов.

Рассматривание глобуса

2 неделя

Дать представления о муравьях, как насекомых, о том что муравьи - живые, они двигаются, питаются, живут в муравейнике, Сформировать представления о внешнем виде муравьев: головка, брюшко, 6 пар ног; о питании. Воспитание заботливого отношения к полезным насекомым (охрана муравейника).

"Братья - муравьи".

Целевая прогулка к муравейнику. Наблюдение за муравьями. Чтение рассказа Бианки "Муравьишка". Огораживание муравейника заборчиком.

Рельефная лепка "Муравей". Наблюдение за жизнью муравьев.

3-4 неделя

Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию.

Старшая группа

1 квартал Сентябрь

1-2 недели

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы

3 неделя

Обобщение растительног мира родного края. Сравнение с летним периодом. Воспитывать восхищение и интерес ко всем изменениям в природе.

"Осень в парке" (экскурсия в парк)

Д/и - "Собери дерево" (по временам года: осень, лето). Чтение рассказа "Перемены в жизни леса - Осень - из книги "Окружающий мир" И.Р.Контунова.

Сбор природного материала для поделок. Работа с календарем природы. Рисование "Что такое лето?"

4 неделя

Обобщить и уточнить знания детей об овощах и фруктах, вкусовых качествах. Дать знания о витаминах, для чего они нужны для человека.

"Осенняя корзина" (фрукты, овощи).

Д/и - "Что лишнее", "Чудесный мешочек". Рассматривание альбома "Сад", "Огород". Изготовление фруктового салата.

Д/и: "Вершки-корешки". Лепка овощей, фруктов. Рассматривание иллюстраций (овощи, фрукты).

Октябрь

1 неделя

Расширить знания об изменениях, которые происходят с деревьями осенью. Дать знания детям о причинах уведания листьев. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе.

"Почему желтеют листья"

Рассматривание гербария листьев. Д/и: "Напоминающие знаки". Прослушивание муз. Произведений "Звуки природы".

Апликация из засушенных листьев.

2 неделя

Закрепить и расширить представления о перелетных птицах, о причинах их отлета.

"Птицы осенью"

Моделирование модели "Птица". Рассматривание иллюстраций "Птицы". Чтение рассказа И.Полуянова "Синичкины кладовые"

Рисование по трафаретам "Птицы". Д/и: "Что перепутал художник?"

3 неделя

Закрепить знания о сезонных изменениях и связать их с изменениями повадок зверей.

"Звери готовятся к зиме"

4 неделя

Дать детям знания о месте обитания хомяка (живет в степи). Представления о приспосабливаемости хомяка к жизне в природе. Сравнить жизнь хомяка в природе и в уголке природы. Воспитывать бережное отношение к животным.

"Рассматривание и наблюдение хомяка"

Рассматривание иллюстраций среды обитания хомяка (схема). Трудовая схема "Покормим хомяков".

Д/и: "Кто, где живет?"

Ноябрь

1 неделя

Расширить знания о лесе, как среде обитания зверей. Воспитывать умение проявлять заботу о животных.

"Как лесные звери готовятся к зиме"

Чтение рассказа Н.Сладкова "Плясунья", В.Бианки "Сам себе кладовая"

Д/и: "Кто, где живет?" Рассматривание иллюстраций животных

2 неделя

Дать знания об образе жизни насекомых осенью (среда обитания, приспособления к среде осенью).

"Насекомые осенью"

Работы с моделыми "Насекомые". Отгадывание загадок о насекомых.

Д/и: "Лото-парочки" (насекомые)

3 неделя

Расширить знания детей о домашних животных, образе их жизни, поведении. Расширить словарь (корова, теленок и

т.д.).

"Беседа о домашних животных"

Д/и: "Найти лишнего". Рассматривание иллюстраций "Назови по описанию"

Д/и "Большие-маленькие", "Лото домашние животные"

4 неделя

Уточнить знания о комнатных растениях, представлении об их функции (питание, дыхание,рост)

"Растения в нашем уголке". Д/и: "Узнай по описанию".

Игра: "Назови по описанию". Труд в уголке природы (полив, опрыскивание, рыхление к.раст.). Работа с моделями. Потребности растений.

Д/и "Составь растения". Рисование комн.растения

Декабрь

1 неделя

Расширить и углубить представления о диких животных нашего края, о их зимовке (спячка, смена внешнего вида). Сформировать конкретное представление о том, что звери живые - они приспособились к трудным условиям.

"Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму"

Д/и: "Кто лишний?". Чтение стихов о зиме.

Д/и: "Лото-парочки" ("Звери")

2 неделя

Закрепить знания об оленях, белках, медведях, об их месте обитания (тундре). Их внешний вид, отличия и сходства с животными наших лесов. Воспитывать интерес к жизни животных.

Знакомство с животными северной полосы.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера. Д/и: "Кто лишний?"

Рисование по трафаретам "Животные". Д/и: "Что напутал художник?"

3 неделя

Закрепить знания об образе жизни птиц зимой, их поведении. Уточнить и расширить представление о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты.

"Птицы зимой"

Изготовление вместе с родителями кормушек.

Кормят птиц, приосят корм на кормушку.

4 неделя

Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (деревья, покрытые снегом); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья; дать понятия о способах приспособления к зиме. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

"Вот и пришли морозы". Экскурсия по экологической тропе.

Рассматривание экологической тропы. Беседа "Вспомним осень"

Работа с моделями и календарем природы.

Январь

1 неделя

Расширить и упорядочить представления детей о признаках парка в зимний период (земля, покрытая снегом, растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

"Зимушка-зима, зима снежная была". (Экскурсии в парк).

Рассматривание экологической тропы. Чтение пословиц о зиме. Зимние народные приметы.

Рисование деревьев в зимнем лесу.

2 неделя

Сформировать у детей элементарное представление о гололеде, как явлении природы: большие участки земли, дороги, тратуары покрываются льдом, становяытся опасными для передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный). Лед покрывает нетолько землю, но и деревья, и кусты.

"Гололед"

Наблюдение на прогулке за явлениями природы (после оттепели начинаются заморозки). Опыт "Мокрые веточки выносим на мороз".

Работа с календарем природы. Рассматривание альбома народных примет.

3 неделя

Закрепить представления об основных потребностях растений в тепле, свете, влаги, питании, о состоянии условий среды поздней осенью и зимой (света не достаточно, холодно, вода и земля замерзли). Растения запасли питательные вещества в стеблях, корнях. Находятся в состоянии покоя, они живые. Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

"Как растения

приспособились

зимовать?"

Чтение рассказа В.Бианки "Лес зимой". Труд на участке д/с. Засыпаем снегом кусты и деревца, посаженные осенью.

Наблюдение за веточками в группе.

4 неделя

Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. Учить детей ставить перед собой цель. Закрепить умение подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общей цели

"Огород на окне" (посадка лука)

Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.

Лепка луковицы, раскраска "Овощи".

Февраль

1 неделя

Учить детей новым способам ухода за комнатными растениями (удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивание из пульверизатора). Установить связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относится к оказанию помощи живому существу.

Уход за

комнатными

растениями.

Наблюдение за ростом комнатных растений. Работа с моделями "Потребности для роста растений". "Что лишнее?"

Труд в уголке природы, полив цветов.

2 неделя

Обобщить представления детей о состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Учить детей бережно относиться к воде.

"Путешествие за капелькой воды" (опыты со снегом и водой).

Наблюдение за изменениями в природе (снег - снежинками, крупинками, хлопьями). ИЗО: вырезание снежинок. Чтение рассказов из книги "Окружающий мир".

Игра с водой "Рыбалов"

3 неделя

3 неделя

Расширить знания детей о богатых ресурсах нашей земли. Зерновые и овощи растут на полях, в морях ловят рыбу. Леса дают нам древесину. Вгорах добывают металлы. Воспитывать бережное отношение ко всему, что дает нам земля.

"Богатство Земли"

Рассматривание экосистем. Д/и: "Что лишнее?"

Рассматривание иллюстраций (горы, море, реки, лес, луга и

т.д.).

4 неделя

Учить детей бережно относится к природе, объяснить, что особенно плохо, когда выбрасывают пластмассу, поролон, пенопласт, поскольку эти материалы не поддаются уничтожению естественным путем, а при сжигании загрязняют воздух.

"Природа в опасности"

Д/и: "Напоминающие знаки" Д/и: "Дополни эти правила"

Труд на участке. Сбор мусора.

Март

1 неделя

Систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно, морозно, часто выпадает снег: он белый, холодный, на солнце сверкает; водоемы замерзают). Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное и красивое в обыкновенных явлениях.

Беседа о зиме.

  1. На        прогулках вспомнить, какая погода была зимой (вюга, снегопад, метель).
  2. Составление        рассказов о разных периодах зимы. 3.Работа с моделями.

Рисование "Зима не даром злится". Д/и: "Когда это бывает?"

2 неделя

Изучить и повторить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание выносить посильный вклад в природоохранительное воспитание.

"Напоминающие знаки".

Наблюдения на целевых прогулках и экскурсиях "Что не правильно сделал человек в природе (костер, помойка, ветка, мусор).

Д/и: "Что хорошо, что плохо?". Труд в природе "Сбор мусора, уборка прошлогодних листьев и веточек"

3 неделя

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Формировать обобщающее представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в вздухе. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботу к прилетающим птицам.

"Кто с весною к нам летит?" (беседа о перелетных птицах)

Наблюдение за птицами на прогулке. Рассказ детей "Как мы с папой делали скворечник". ИЗО: рисование и лепка птиц.

Рассматривание иллюстраций "Птицы". "Лото-парочки" (Птицы). Д/и: "Кто, где живет?"

4 неделя

Показать, что для срезанных веток необходимы благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распустятся зеленые листья.

Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями.

Наблюдение за набухающими почками на прогулках. Работы с моделями "Условия для роста раастений"

Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего леса". Д/и: "Собери растение".

Апрель

1 неделя

Продолжать ознакомление детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега пруда водных и около водных организмов. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто, щадя красоты, бросает в воду бытовой мусор. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы.

"У воды, на воде, в воде" (экскурсия к Красному пруду)

Рассматривание иллюстраций обитателей водоемов. Чтение рассказа из книги "Окружающий мир". "Подводное царство". Работа с экологической тропой.

Рисование рыб по трафаретам. Игра с водой "Рыболов". Д/и: "Лото- парочки" (Рыбы)

2 неделя

1.Закрепить представление детей о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения. Для роста растений нужны свет, влага, тепло. 2.Упражнять детей в способах обследования. Познакомить с приемами посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей). Вызвать интерес к выращиванию растений.

Посев семян цветочных культур на рассаду.

Ведение календаря наблюдения. Чтение и заучивание стихотворений С.Маоршака "Оцветах". Д/и: "Путаница". Работа с моделями "Потребности растений"

Кубики "Цветы". Рассматривание иллюстраций "Цветы". Рисование мелками "Цветы".

3 неделя

Познакомить с явлением природы: вскрытие залива от льда. Помочь понять причины возникновения такого явления в связи с сезонными изменениями в природе (солнце греет сильнее - повышается температура). Напомнить детям о соблюдении правил безопасности на берегу реки и правила поведения в природе.

Целевая

прогулка на речку

Карость

"Половодье"

Изготовление корабликов из бумаги и бросового материала. Чтение рассказа Н.Сладкова "Первая полынья"

Игра с экосистемой "Подводное царство". Д/и: "Кто, где живет?"

4 неделя

Дать представление об образе жизни зверей весной (у медведя, зайца, белки появляются детеныши, чем питаются взрослые звери и их детеныши, какими рождаются детеныши). Вызвать у детей желание узнать больше о жизни диких животных.

"Дикие звери весной"

Чтение произведений Е.Чекушина, К.Ушинского. Д/и: "Большие и маленькие"

Рисование зверей по трафарету. Собери картинку. Рассматривание иллюстраций "Дикие животные"

Май

1 неделя

Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных с приходом весны (тепло, солнце, влага). Упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Вызвать радость и удовлетворение от прибывания в парке: формировать эстетическое восприятие образов природы.

Целевая прогулка в парк "Пробуждение"

Д/и: "Когда это бывает?". Чтение рассказа Н.Михайловой "Май". ИЗО рисование "Первоцветы"

Рассматривание картины "Весна". Работы с экосистемой "Лес"

2 неделя

Обобщить представления детей о лесе как о сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, трава и грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Конкретизировать представленияо типичных для леса жителях. Сформировать обобщенное представление о том, что в лесу нужны друг другу.

"Все нужны друг другу в лесу"

Д/и: "Кто, где живет?". "Что лишнее?". Рассматривание экосистемы "Лес". Наблюдения на прогулках за растениями, животными.

Рисование по трафаретам "Звери", "Птицы", "Растения". Прослушивание аудиокасеты "Звери природы"

3 неделя

Закрепить представления о том, что растения цветника, требующие много тепла, вначале выращивают из семян на светлом окне, и затем рассаду пересаживают на клумбы. Познакомить с приемами высадки рассады (ямка, полив, рассаду опустить в ямку; присыпать землей, обжать вокруг, полить). Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной, дружной работы.

Посадка цветочной рассады на клумбы.

Работа с моделями "Потребности растений". Д/и: "Собери растение". ИЗО: рисование "Цветы на клумбе".

Д/и: "От семян до плода". Наблюдение за ростом рассады, уход за ней.

4 неделя

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план по экологическому воспитанию подг. гр.

Сентябрь

Задачи

Занятия

Совместная работа

Самостоятельная деятельность

1-2 неделя

Цель: Определить уровень знаний детей по экологическому воспитанию, определить знания о разнообразии растительного и животного мира, умение устанавливать связь.

Прогулки в поле, в лес, на водоем. Рисование "наш парк"

Наблюдение за цветами и плодами.

3 неделя

Уточнить представления детей о лете, как времени года, о его типичных признаках. Закрепить знания детей о жизнедеятельности растений, животных и людей летом

"Лето красное прошло"

Составление гербариев. Поделки из природного материала.

4 неделя

Развивать наблюдательность. Дать детям знания о сходстве и различии людей. Учить размышлять в слух и строить логические связи.

"Следствие ведут колобки".

Рассматривание фотографий родственников. Д/и "Узнай кто мои родители". Беседа о том, что мне нравится в своих родителях. Просмотр д/ф "Как гном искал свой дом".

Работа в изо уголке рисунки детей (портрет мамы, папы, друга).

Октябрь

1 неделя

Цель: уточнить знания детей о признаках осени(дни стали короче и холоднее, приостанавливается рост растений, деревья приносят плоды и семена для дальнейшего размножения),о приспособлении семян к распространению. Показать, что листья начинают желтеть и опадать(причина - отсутствие тепла и дневного света).

Экскурсия в парк

Беседа об осени. Рассматривание картин, иллюстраций об осени. Разучивание стихотворения "Лес осенью" Твардовского. Д./и "Знаешь ли ты" (деревья и кустарники).

Д/и "Собери осенний пейзаж". Работа в уголке СХД "Деревья осенью". "Ботаническое лото".

2 неделя

Обобщить знания детей о нормах и правилах поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству (придумать свое правило вежливости. Отразить его в рисунке).

"Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади".

Рассматривание карточек со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Чтение стихов: "Дикарь в лесу" Г.Ладонников, "Прогулка" С.Михалков, "Про всех на свете" Б.Заходер.

Сбор листьев для осеннего букета. Рисование осенних листьев.

3 неделя

Дать и закрепить у детей знания о строении человека. Сравнить строение человека со строением животных. Закрепить знание детей о органах человека (почки, сердце и др.)

"Из чего же из чего же сделаны наши детишки".

Беседа о строении зверей. Заполнение диагностического человечка. Рассматривание иллюстраций. Д/и "Из чего я состою".

Рассматривание книги "Главное чудо света" Юдин.

4 неделя

Закрепить и уточнить знания детей о ее свойствах. Дать детям знания о круговороте воды в природе. Формировать у детей представления о значении воды в жизни растений, животных, человека. Дать представление о том, откуда берутся реки.

"Для чего нужна вода"

Опыты водой. Закрепление КТН. Беседа о значении воды. Прогулка к водоему.

Игры с водой. Сбор природного материала для занятий по ручному труду.

5 неделя

Закрепить знания детей о многообразии растительного мира (деревья, кустарники, травянистые растения). Вспомнить и уточнить строение растений (деревьев, кустарников, травянистых растений). Расширить представления детей о приспособлении растений к условиям зимы (листопад).

"Растения осенью"

Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. лит-ры: "В полет" Сладков, "Осенний ковер" Трофимов, "Жду помощников " Павлова. Рассматривание осенних листьев. Загадки о растениях. Рисование по мокрому "Осенний лист", "Деревья осенью".

Составление из листьев осенних композиций.

Ноябрь

1 неделя

Расширить знания детей об обычных приемах земледелия/грядки копают, рыхлят, поливают, семена отбирают по сортам, затем сеют и сажают, землю удобряют, сорняки пропалывают. Закрепить знания об овощах/название, внешний вид, где растут/. Воспитывать любовь к труду, к земле, к людям, которые выращивают овощи.

Любите землю матушку

Рассматривание овощей. Загадки об овощах. Лепка "Овощи". Аппликация "Корзинка с овощами". Изготовление с детьми салата из овощей. Д/и "Узнай по вкусу", "Узнай на ощупь".

Работа в уголке СХД. Разгадывание кроссвордов.

2 неделя

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Формировать у детей представление о значении воздуха в жизни растений, животных и человека.

Для чего нужен воздух.

Опыты с воздухом, упражнения Монтессори.

Упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика.

3 неделя

Расширить знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить знания детей о многообразии зверей в лесу. Показать их отличие от зверей домашних.

Как звери в лесу готовятся к зиме.

Рассматривание иллюстраций с изображением зверей диких и домашних. Чтение худ.литературы: "Пора спать" Бианки, "Сам себе кладовая" Бианки, "Дровяной склад" Салдков. Д/и "Чей домик", "Кто что ест".

Рассматривание иллюстраций, книг о лесных и домашних животных.

4 неделя

Дать детям знания о строении глаза, бровей, ресниц и их функции. Закрепить знания об уходе за глазами, правила безопасности. Учить детей самостоятельно по мере необходимости применять гимнастику глаз.

"Глазки разные нужны"

Беседа о зрении орла, совы, кошки, зайца, лягушки, крота. Загадки (глаза, брови, ресницы).

Рассматривание иллюстраций.

Декабрь

1 неделя

Уточнить представления детей о комнатных растениях: бегониях, сансевьеры, бальзамина, аспарагуса, алоэ. Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой (свет, тепло) и водой. Учить видеть сигнальные признаки в неудовлетворении потребности растений.

"Наши зеленые друзья".

Д/и "Угадай по описанию" трудовые поручения по уходу за растениями. Рисование "Сансивьера" (с натуры).

Прорисовка листьев. Рассматривание фотографий.

2 неделя

Познакомить детей со свойствами снега. Расширить знания детей о снеге (какое значение имеет снег в природе).

"Снег - что это такое".

Рассматривание снежинок на участке и в группе на картинках. Рисование: "Снежный ковер", "Снежинка". Загадки о снеге.

Постройки из снега на участке. Рассматривание иллюстраций о зиме.

Дать знания детям о болезнях человека, откуда они появляются. Познакомить детей с дыхательными путями и легкими. Дать знание о профилактике заболеваний и о правилах во время болезни.

"Путешествие по туннелю к виноградному дереву".

Опыты с воздухом (надуй шарик), загадки "Кто дальше может посидеть под водой".

Рассматривание иллюстраций.

3 неделя

Формировать обобщающее понятие "зверь". Уточнить и закрепить знание детей об особенностях внешнего вида животных, с их следами. Познакомить детей с хищными зверями (волк).

"Зимовье зверей".

Беседа о приспособление животных к зиме. Наблюдение за изменениями погоды. Д/и "Кто где живет", "Где чей дом".

Д/и "Следы на снегу". Рисование "Лесные зверюшки".

4 неделя

Уточнить и закрепить знания детей о хомячке. Познакомить детей с заботой хомячка о своем потомстве. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать за ними и ухаживать.

"Как хомяки заботятся о своем потомстве".

Наблюдение за хомячками. Сравнение 2-х хомячков. Рисование "Хомячок".

Наблюдение за хомячком в живом уголке. Уход и кормление их.


ЗАДАЧИ

ЗАНЯТИЯ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 неделя

Познакомить и уточнитьзнание детей о зверях леса. Дать предстовление о том, что такое млекопитающие, травоядные, хищники (заяц, волк, лиса, белка, медведь). Уточнить знания о их внешнем строении, повадках среде обитания, о зимовке зверей. Уточнить знание между жизнью животных и средой обитания.

"Лесные жители".

Д/и "Следы на снегу". Рассматривание иллюстраций животных. Чтение Сладкова "Лесные жители". В.Бианки "Белка". Рисование "Следы на снегу"

Д/и "Кто, где живет". Д/и "Лисы и зайцы".

2 неделя

Познакомить детей с выращиванием овощных культур. Посадить с детьми различные овощные культуры (укроп, лук, чеснок). Дать знания о пользе этих растений в питании человека. Учить детей сажать растения.

"Посадим огород на окне".

Наблюдение за хомячком. Уход и наблюдение за растениями. Д/и "Путаница". Рисование с натуры "Овощи на блюде".

Наблюдение за ростом растений.

3 неделя

Познакомить детей с глобусом. Дать знания, что люди живут на Земле. Земля круглая, на ней есть материки, окруженные водой. Земля - это планета. Дать знания, что на материкех живут люди, но не одни, их окружают растения, животные птицы.

"Где живут люди".

Рассматривание карты мира, глобуса иллюстраций, книги "Земля".

Д/и "Где мы живем".

Дать знания детям о крови, как живой воде, которая есть у нас в организме, ее функции. Дать знания о капиллярах, углекислом газе, обмене веществ, венах. Закрепить знания, о том , что полезно сердцу (пища, зарядка, закаливание, прогулка).

"Аленький цветочек".

Беседа о крови. Загадка. П/и на улице. Построение модели сердца. Наблюдение за работой насоса.

С/р "Супермаркет". Площадка саморазвития.

4 неделя

Уточнить представления детей как зимуют растения, какое значение имеют почки в жизни растений.

"Где зимуют почки".

Рассматривание иллюстраций. Чтение литературы: "Где зимуют почки" Н.Павлова. "Лес зимой" В.Бианки. Рисование "Зимний пейзаж

Работа в уголке СХД.

Март

1 неделя

Уточнить знания детей о растениях, которые содержат витамины и питательные вещества, необходимые для здоровья человека особенности в весенний период (лук, чеснок, укроп, петрушка). Сравнение роста лука и чеснока.

"Витамины на окошке".

Загадки про растения. Наблюдения за ростом растений. Д/и "Какие витамины, где живут".

Зарисовки в дневник наблюдений.

2 неделя

Закрепить знание детей о многообразии мира насекомых. Показать особенности внешнего строения (крылатые и бескрылые), их зависимость от среды обитания. Учить устанавливать связь между насекомыми и другими представителями животного мира в зависимости от изменений погодных условий (птицы).

"Мир

насекомых".

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Беседа о пользе и вреде насекомых. Чтение художественной литературы. Драматизация сказки "Муха Цокотуха".

Д/и "Эрудит".

2 неделя

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. Показать, какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными.

"Лягушка" (земноводные).

Чтение сказок "Царевна - лягушка", "Теремок".

Рассматривание иллюстраций. Рисунки на тему сказки "Царевна - лягушка".

3 неделя

Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах (воробей, ворона, голубь, скворец, ласточка, утка, лебедь). Дать знания, что птицы весной начинают строить гнезда, выводить потомство. Формировать представление о питании и устанавливать связь между строением органов и частей тела и их назначении (крылья устроены так, чтобы было удобно летать, ноги так что бы удобно было ходить, плавать, цепляться за ветки).

"Друзья леса".

Д/и "Кто боль услышит". Чтение В. Бианки "Чей нос". Н. Павлов "Зимняя пирушка". Кормление птиц на улице и в группе. Лепка и аппликация "Птичка".

Д/и "Четвертый лишний". "Угадай чей след". Рисование на тему "Птицы".

4 неделя

Дать знания о том, кто нам помогает думать, решать вопросы (мозг). Учить составлять рассказы от другого лица.

"Большой секрет".

Д/и "Мозг". Придумать рассказ от имени животных. "Что думает..."

Май

1 неделя

Закрепить знания детей о первых цветах. Учить узнавать их по внешнему виду. Показать, что даже простые цветы очень красивы, когда они живые.

"Первоцветы".

Разучивание стихотворения Е. Серовой "Одуванчик". Рассматривание первых цветов на прогулках в парке.

Рисование первых цветов.

2 неделя

Закрепить представление о том, что лес это сообщество насекомых, птиц, зверей, растений, которые нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Уточнить представления о разнообразии лесного мира живых существ. Дать знания о пользе леса.

"Экосистема лес".

Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций.

3-4 неделя

Проводится диагностика детей по экологическому воспитанию. В летний период уточняются и закрепляются знания детей о живой и неживой природе.

4 неделя

Уточнить представление детей о весне. Продолжать формировать знания о бережном отношении к природе. Продолжать формировать представление о жизни живой и не живой природы весной.

Экскурсия в парк.

Чтение рассказов о весне "Весне на встречу". Рассматривание иллюстраций весеннего леса. Д/и "Хорошо - плохо". Беседа "Правила поведения в парке в лесу".

Д/и "Когда это бывает". Рисование "Весна".

3-4 неделя

Проводится диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей с ОНР в стршей группе

Перспективный план работы на учебный год по экологическому воспитанию для детей с ОНР в старшей группе...

Перспективный план по экологическому воспитанию.

Перспективный план по экологическому воспитанию....

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Перспективный план по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

Перспективный план по экологическому воспитанию с использованием художественного слова....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....