Экологическая викторина. Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кондратьева Наталья Викторовна

Закрепление знаний  у детей старшего дошкольного возраста о заповеднике «Малая Сосьва».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx638.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Улыбка»

Экологическая викторина.

Увлекательный и необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».

                                                        Выполнили: Гафарова М.В

                                                                                   Кондратьева Н.В

п. Малиновский 2013

Экологическая викторина.

       Увлекательный и  необыкновенный мир заповедника «Малая Сосьва».

Цель викторины: закрепление знаний  у детей старшего дошкольного возраста о заповеднике «Малая Сосьва».

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и систематизировать знания детей о заповеднике «Малая Сосьва»;

- закреплять знания детей о животном и растительном мире заповедника;

- закреплять у детей понятие – «Красная книга».

Развивающие:

- внимание, логику и мышление;

- поисковую деятельность детей, умение находить решения в проблемных ситуациях;

- умение прислушиваться к мнению сверстников.

Воспитательные:

- интерес и любознательность;

- бережное отношение к живой и неживой природе заповедника;

- этические нормы –  соблюдать правила поведения в заповеднике.

Методы и приемы:

Словесный (рассказ, беседа, пояснения, указания, худ. слово).

Наглядный (демонстрация, показ).

Игровой (дидактические игры, подвижная игра).

Практический (действия с карточками, самостоятельная, продуктивная деятельность детей).

Используются   средства ИКТ, с помощью которых подготовлены презентации для конкурсов викторины.  

Оборудование: 

  • мольберты,
  • иллюстрации из книги В.Бианки «Чей нос лучше»,
  •  книги С.Лагерлеф «Путешествие с дикими гусями», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», А.Погорельский «Черная курица или подземные жители», Г.Х Андерсен «Гадкий утенок», Г.Х Андерсен «Дикие лебеди», Г.Х Андерсен»Дюймовочка», И.А.Крылов «Ворона и лисица», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»,
  • 9 карточек «правила поведения в природе»,
  • Игра «Мы в заповеднике друзья»,
  • Иллюстрации птиц в полете: утка,  гусь,
  • Конверты с фотографиями: кедровка, еловая шишка, ветка березы.

СОДЕРЖАНИЕ  ВИКТОРИНЫ:

Звучит фонограмма «Голоса птиц нашего края»,

в зал входят  две команды детей: «Лесовички» и «Гномики», встают в круг.

П:  Дети, посмотрите, что я  сегодня принесла. Вы знаете, что это?  

Д: Это карта,  карта нашей Родины.

П: А как называется наша Родина?

Д: Россия.

П: А вы знаете, что обозначается  на карте - голубым и синим цветом?

Д: Это моря, озера и реки.

 П: А, что обозначено на карте -  зеленым цветом?

Д: Леса, луга и поля.

П: Коричневым обозначены холмы и возвышенности, а желтым - пески. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше?

Д: зеленого.

 П: Наша страна богата лесами, полями, лугами, цветами. В наших лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озерах - рыбы.

 П: Лес для насекомых, птиц, зверей, растений - дом родной. Люди приходят в этот дом только, как в гости, но часто забывают и ведут себя в лесу просто ужасно: ломают деревья, губят цветы, загрязняют водоемы, кричат, шумят, мусорят, пугают хозяев леса птиц и зверей. Неуютно становится им в лесу. Тогда умные и добрые люди придумали и создали заповедники.

Современник, ты – мой собеседник  

Чем встревожен, молчишь отчего?

Приглашаю тебя в Заповедник,

Ты входи без боязни в него!

Здесь ручей самый чистый струится,

Здесь листва, как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

Все вокруг говорит о доверье –

Светлый лес с островками цветов,

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

А отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зеленый всем сердцем любя.

И до самой дороги деревья,

Как родного проводят тебя.

                                                           Раим Фархади. «Заповедники»

 П:  А вы знаете, что такое "заповедник"?

Ответы детей.

 П: Заповедник - это почти сказочный лес. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.

 В нашем районе есть заповедник,  который называется «Малая Сосьва» (Показывает  фото заповедника)

 П: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре, которая посвящена заповеднику «Малая Сосьва».

1.КОНКУРС: «Птицы из заповедника ». 

ВОПРОС : «У какой…?»

1. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной,  белой совы. Совята, вылупляются в разное время).
2. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? 
(У козодоя.)
3. У какой птицы самая большая семья? 
(У  куропатки.)

Вопрос: «Какая…?»

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

2.КОНКУРС:  «Узнай и назови».

В этом конкурсе игрокам предоставляется возможность узнать диких животных по фотографиям, описаниям с помощью загадок, схем.

Задание №1:  «Животные заповедника».

  1. У него белая шубка и только кончик хвоста всегда остается черным. Самое интересное, что горностай, регулярно линяет, меняя свой летний буро-рыжий окрас на белый, зимний, а вот кончик хвоста всегда остается черным - и зимой, и летом. Из всего семейства куньих только он украшен подобной отметиной. Ученые пришли к единому выводу: черное пятно на хвосте  способствуют лучшей маскировке.

горностай

  1. Внешне  напоминает скорее и медведя и барсука с куницей. Туловище укороченное, широкое и массивное. Голова относительно небольшая, несколько вытянутая, слегка сплющенная сверху, она окрашена в темно-бурый цвет и только на лбу и верхней части щек мех более светлый от примеси светло-желтых волос. Уши небольшие, широко расставленные, закругленные. Глаза небольшие. Шея короткая и толстая. Хвост, пушистый, короткий, по длине примерно равен голове и покрыт удлиненными густыми волосами.

росомаха

  1. Тело вытянутое и очень гибкое, спина всегда сильно выгнута потому, что ноги слишком короткие. Хвост постоянно опущен вниз, его длина почти в треть тела. Лапы очень широкие – это объясняется тем, что соболь ведет преимущественно наземный способ жизни, чем куницы. Голова у этих животных имеет клиновидную форму, мордочка заострена и особенно летом, кажется очень большой. Уши треугольной формы, крупные с широким основанием.  

соболь

Задание №2: «Чей нос лучше»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу).  Сейчас, мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму?

 1. Назовите, чьи это клювы?

клёст (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек;

орёл (2 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица;

лебедь(3 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Задание №3: «Кто как летает»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1. Назовите, кто летит.

утка (1 – утка).

 

3. Назовите, кто летит.

гусь ( 2 – гусь).

3.КОНКУРС: «Лесные загадки».

Задание №1: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В конверте  лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

Задание №2 : «Загадки о животных?»

В этой категории каждой команде предлагается ответить по 2 загадки.

1Живёт в дупле, живёт - в гнезде,

Лесной орех, грибы таскает.

 И на немалой высоте

 Пушистый хвост, как луч, мелькает.

(Белка)

Уши длинные, несмелый.

 То он серый, то он белый.

 То бежит, а то уж скачет,

 Куцый хвост от волка прячет.

(Заяц)

2 Как ветви у него рога!

 Он благородный. Он пятнистый.

 Обходит сочные луга,

 В жару идёт же в лес тенистый.

(Олень)

Оленям брат. Рога – лопаты.

 Сам очень крупный. Нос горбатый.

 Хоть вид суровый, но не хмурый.

 Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

(Лось)

3Хвост веслом! Пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

 Строит «хатки» и плотины

 Из ветвей, камней и тины.

(Бобр)

Враг полёвок, птиц и белок,

 Не упустит всех, кто мелок.

 Цвет каштановый, лоснится.

 Это шустрая… (Куница)

4.КОНКУРС: «Из какой мы сказки?»

П: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас, мы вспомним о некоторых из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также выбрать книгу, назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  Каждой команде предлагается ответить на 2 вопроса.

1. а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

      б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

2.  а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

       б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

       

5. КОНКУРС: «Защитники природы».

Задание №1:  «Пословица, не даром молвится».

П: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о лесе. Давайте, вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Каждой команде предлагается по 3 пословицы.

1.Дерево узнаётся по плоду,…( а человек – по труду.)

Лес и вода – ..(родные брат и сестра.)

Лес да цветы – земное царство, ..(воздух в лесу – лучшее лекарство.)

Кто лес любит, …(тот его не губит.)

 

2. Лес – друг ..(здоровья человека.)

    Сажай лес в поле – ..(будет хлеба боле.)

    Сломить деревце – секунда, ..(а вырастить – года).

    Срубил дерево – ..(посади два.)

3. Леса от ветра защищают,..( урожаю помогают.)

     Зелёная ограда – ..(полям отрада.)

     Нет милей чудес,..( чем наш русский лес)

     Великое древо …(на воле растёт).

6. КОНКУРС :  «Правила поведения на природе».

Команды, по очереди отвечают на вопросы.

П: Пока жури подводит итоги, предлагаю вам провести небольшую разминку:

-Мы в заповеднике друзья (шагаем)

 -И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

 -Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

- И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

- Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

 -А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

 -Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

- Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

П: По итогам подведения результатов викторины,  победила – ДРУЖБА. Обе команды оказались отличными знатоками о заповеднике «Малая Сосьва», обладающими, знаниями не только о растительном и животном мире заповедника, но и ответами на вопросы, как вести себя в природе, как нужно беречь, охранять  и любить родную природу.

П: Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле. И пусть заповедные земли нашей страны не скудеют, а растут и умножаются.

Список рекомендуемой и используемой литературы

Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2002.-64с.

Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М.:ТЦ Сфера,2010.-192с.

Ердаков Л.Н.  Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). – Новосибирск, 1996.

Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Программа по экологии для дошкольного обучения. «Играя, обучаемся» Сб. мат. по экологическому просвещению.              № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 1999.

Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

Молодцова З.В. Занимательная экология. – Новосибирск, 1997.

Окно в мир. Экосистемы: Детское образовательное пособие по экологии. – М., 1996.

Нянковский М.А. О ребятах и зверятах. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе.- Ярославль: Академия развития,2007.-256с.

Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

Синицына Е.И. Умные загадки – М.: «Лист»,1999.-144с.

Чаплина В. Птицы в нашем лесу. – М., Малыш, 1984.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: Издательство ГНОМ и Д,2008 -96с.

Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера,2008.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»

Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность....

Чудесный мир заповедника "Малая сосьва".

Конспект НОД по окружающему миру....

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...

Исследовательский проект "Животный мир заповедника "Малая Сосьва"

Актуальность проекта заключается в том, чтобы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты-Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" . "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" .  "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)...

Авторские стихи группы "Пчелка" о заповеднике "Малая Сосьва", ХМАО-ЮГРА.

Стихи придуманные ребятами нашей группы в соответствии с ИПМ на 2020-2021г....