проект "Три стихии"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кондратьева Наталья Викторовна

Расширять представление о,  явлениях окружающего мира.

 Рассмотреть три природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekttri_stikhiidokument_microsoft_word_5.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕК

«ТРИ СТИХИИ»

(вода, земля, воздух)

                                                                    Воспитатель: Кондратьева

                                                                             Наталья Викторовна

п. Малиновский

2011 год


«Три стихии»

Образовательно-воспитательный проект

Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания—следствие из вышесказанного.

Экология—наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология—это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек—не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка.

Проект: образовательно – воспитательный, долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель:

Расширять представление о,  явлениях окружающего мира.

 Рассмотреть три природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Задачи :

Понимание самоценности природы.

Осознание себя, как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

 Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

 Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Занятие 1. «Природная стихия – вода. Свойства воды»

Цели:

дать основы знаний о природной стихии – воде;

расширить представления детей о формах проявления воды в природе;

закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;

воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Развивающая среда:

Глобус «Вода – суша»;

Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;

Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);

Соломинки для коктейлей (вкус);

Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);

Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);

Методические приемы:

Загадка;

Опытническая деятельность;

Работа с иллюстрациями;

Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

Занятие 2. «Вода – наше богатство»

Цели:

расширить представления детей о том, где используется вода;

дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;

закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);

активизировать речь, развивать образное мышление;

воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

Материал:

Лист ватмана (картограф);

Предметные картинки с сюжетами использования воды;

Карточки в виде капелек воды с загадками;

Карточки с рисунками (ответы на загадки);

Картинки с растительным и животным миром;

Фильтр для очистки воды;

Письмо от Нептуна.

Методические приемы:

Загадки;

Опытническая деятельность;

Работа с картографом;

Вопросы;

Игра «Сохраним чистую воду на планете»;

Проблемная ситуация;

Сюрпризный момент.

Ход занятия

1. Дети по очереди достают из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель и старшие дети читают их вслух.

Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)         

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед)         

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)         

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Дети прикрепляют на картограф карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель:– Что объединяет все наши отгадки? О чем мы сегодня будем говорить?

Дети:– О воде!

2. Воспитатель:– Как вы думаете, для чего людям вода?

    Ответы детей.– Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. А еще как человек использует воду?

    Раздать картинки с сюжетами использования воды старшим детям. Они рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.

   Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала. Загрязненная вода вредна для человека, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров.

    Провести эксперимент по фильтрации воды. Засечь время, чтобы узнать, сколько минут потребуется для фильтрации стакана грязной воды и 0,5 банки. А также посчитать, сколько фильтров мы использовали, чтобы получить стакан чистой воды и 0,5 банки чистой воды. Дети с помощью воспитателя делают вывод, что очень много времени и средств приходится людям тратить на очистку воды. Поэтому к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А теперь послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте время зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет.   (С. Погорельский)

 -Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей.

 Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

Воспитатель:– Как вы думаете, кому еще нужна вода, кроме человека? (Показать картинку с изображением растения или животного около водоема. Младшие дети дают названия изображенного, а старшие – рассказывают, в каких целях используется вода).

– Правильно. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

– Ребята, это письмо от Нептуна. Он обращается с просьбой о помощи. По морю разлилась нефть в результате аварии танкера. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры». Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.

     

Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях. Лучшие предложения предложить послать Нептуну.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

– Что больше всего запомнилось?

– Как мы можем беречь наше богатство – воду.

Занятие 3. «Профессии, связанные с водной стихией»

Цели:

обобщить представления и знания детей о службе моряков гражданского флота;

познакомить с профессиями: капитан, рулевой;

обогатить словарь новыми словами: вахта, иллюминатор, морской узел, рулевой;

воспитывать у детей уважение к людям профессий, связанных с водной стихией.

Материал:

Иллюстрации с изображением пассажирского теплохода, морских профессий, морских узлов;

Веревка (шнурки) на каждого ребенка;

Компас, бинокль, картинка с изображением рынды (морского колокола).

Методические приемы:

Беседа;

Рассматривание иллюстраций;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (завязывание узлов);

Загадки.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Вода»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Развитие речи

Чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.).

Чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).

Изодеятельность и ручной труд

Рисование воды в природе, «Дождь», «Капелька» «Рыбы - обитатели водоемов», «Золотая рыбка»

Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика.

Аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик», «Морские жители», «Золотая рыбка»

« Зимние кружева» вырезание снежинок, «Кораблик» изготовление корабликов из разных материалов.

Изготовление макета «Подводный мир»

Музыка

Слушание, представление и обсуждение звуков природы.

Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …).

Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки».

Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны».

Разучивание песен Ю.Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки».

Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка», «Я – капелька».

Наблюдение

Природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее).

Природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т.д.).

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по воде», «Служба спасения на воде», «Подводное плавание», «Отважные мореплаватели»

Дидактические игры «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде».

Занятие 4. «Подземные кладовые»

Цели:

Дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда.

Закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина).

Познакомить детей с профессиями шахтера, геолога.

Развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь.

Воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.

Материал:

Коллекция минералов и полезных ископаемых;

Природный материал (камни, песок, глина);

Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;

Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;

Методические приемы:

Беседа;

Рассказывание сказки;

Дидактическая игра «Мы – геологи»;

Моделирование: голосом моделируем эхо

Загадки.

Занятие 5. «Почва – живая земля»

Цели:

Расширить и углубить представления детей о почве как о поверхностном плодородном слое земли.

Обобщить знания детей о значении почвы для ее обитателей, растений, человека.

Активизировать речь, воображение, память.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к земле, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим окружающую среду.

Материал:

Почва в прозрачной банке;

Иллюстрация почвы в разрезе с изображением дождевого червя, крота;

Иллюстрации с изображением растений, плодородных культур.

Методические приемы:

Драматизация стихотворения «Огород»;

Рассматривание иллюстраций;

Проблемная ситуация;

Сюрпризный момент;

Дидактическая игра «Вершки-корешки».

Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Земля»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Развитие речи

Чтение М. Пришвина «Разговор деревьев», Я.Дагутите «Руки человека».

Рассматривание иллюстраций  «Работа в поле».

Разучивание стихотворения Ю. Ждановской «Нива».

Изодеятельность и ручной труд

Рисование «Горный пейзаж».

Лепка

Изготовление макета «Горы», «Пустыня»

Музыка

Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хру-стальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова), «Шествие гно-мов» Э. Грига.

Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке «Серебряное копытце»

Наблюдение

Виды почв на участке детского сада, почва на клумбах.

Эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Игровая деятельность

Сюжетно ролевая игра «Мы – хлеборобы», «Мы геологи».

Дидактические игры «Угадай  профессию», «Вершки – корешки».

Строительная игра «Комбайн»

Занятие 6. «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»

Цели:

дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;

объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);

развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Материал:

Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;

Резиновые шарики;

Полоски бумаги;

Банка с водой, стакан;

Рисунок дома – природы и обычного дома;

Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы.

Методические приемы:

Рассматривание иллюстраций;

Проблемная ситуация;

Сюрпризный момент;

Загадки;

Вопросы.

Занятие 7. «Воздух и его роль в жизни человека»

Цели:

Представление о движении воздуха, проявлении гармонии и хаоса в движении воздуха.

Познакомить с природным явлением – ветром (каким он может быть), о его целесообразности и роли в трудовой деятельности человека.

Дать представление о профессии метеоролога.

Развивать восприятие, внимание, воображение, слух, образное мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания; отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Материал:

Музыкально-звуковые картины «Веселый ветер», «Ураган»;

Сумка почтальона, телеграмма;

Картины И. Айвазовского «Девятый вал» и «Тишь на Средиземном море».

Методические приемы:

Рассматривание картин;

Сюрпризный момент;

Дидактическая игра «Какой бывает ветер», «Сохраним чистый воздух в городе»;

Беседа;

Слушание, представление и обсуждение музыкально-звуковых картин.

Ход занятия

Воспитатель показывает рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом – природа», блок «Я и природа»). Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много незакрашенного пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, и мы им дышим. Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде – вокруг нас. Когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.

Воспитатель:– Назовите предметы, внутри которых есть воздух.

Ответы детей.

– А что такое ветер?

Ответы детей.

– Правильно. Ветер – это движение воздуха. Что умеет делать ветер? (Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т.д.) Ветер может быть веселым, легким, а может быть сильным, разрушающим, злым – это ураган, буря, смерч.

-Послушайте музыкальные картины и подумайте, как их назвать.

Прослушивание музыкальной импровизации «Веселый ветер» и «Ураган», выслушать ответы детей.

– Как ветер может навредить людям? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы, во время шторма сильного ветра с дождем тонут корабли, погибают люди) Показать картину И. Айвазовского «Девятый вал».

– Ветер не всегда бывает злой, разрушительный. Он часто помогает людям. Показать картинки с изображением парусника. Мельницы, рассказать о пользе ветра.

Воспитатель предлагает детям игру «Какой бывает ветер» – дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка поворачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывается жестами). Их относят пекарям, чтобы те испекли вкусный хлеб.

Воспитатель предлагает одному из старших детей рассказать о том, как человек использует ветер (с опорой на предметные картинки).

Воспитатель сообщает, что иногда люди загрязняют воздух, а источники загрязнения – автомобили, заводы, фабрики. Чтобы воздух стал чище, нужно садить растения на улицах и в помещениях, ухаживать за ними, поддерживать чистоту воздуха, проветривать помещения, избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов).

Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

– Что нового хотели бы рассказать?

– Что нужно делать, чтобы воздух был чище?

Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Воздух»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Развитие речи

Чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее.

Чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».

Изодеятельность и ручной труд

Рисование ветра, птиц, летательных аппаратов и т.д..

Лепка птиц, самолетов, ракет и т.д..

Конструирование из бумаги; вертушки, парашюты, змейки, бабочки Симметричное вырезание бабочек, стрекоз.

Изготовление флюгера.

Музыкальное занятие

Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели.

Беседа о роли воздуха в создании музыки.

Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница».

Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».

Наблюдение

Качающиеся деревья, движение облаков.

Наблюдение за флюгером, за рябью на воде.

Есть ли в воде воздух.

Как обнаружить воздух в помещении.

Воздух есть во всех предметах.

Дуем – играем

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Самолетостроители», «Самолет».

Дидактическая игра « Что по воздуху летает?»

Занятие 8. «Путешествие по трем сферам окружающего мира»

Цели:

Формировать представление о мире.

Сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы.

Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать.

Закрепить представления о природных стихиях.

Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Материал:

Лист ватмана (картограф) с изображением трех стихий;

Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;

Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:

Подвижная игра «Кто, где живет»;

Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;

Составление коллективного письма Природе (старшие дети), рисование «Подарок Природе» (младшие дети).

 

Литература:

1. Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

3. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

4. Латынова Н. Сказки Земли.

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

6. Попова Т.И. Мир вокруг нас.

7. Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

8. Рыжова Н.А. Я и природа.

                                

Кондратьева Наталья Викторовна

МБДОУ д/с «Улыбка» г.п. Малиновский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста

В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...