Конспект занятия "Перелетные птицы нашего края" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Яшина Наталья Вячеславовна

Конспект занятия по развитию природоведческих представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._pereletnye_ptitsy_nashego_kraya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание занятия, методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1.Мотивация.

(На доске, в правом углу, картинка с изображением сороки, звучит фонограмма ее стрекотания.)

«К концу зимы прилетела сорока, села на забор, крыльями машет и трещит без умолку. Собрались все птицы, которые были вокруг».

Ребята, давайте рядом с картинкой сороки поместим картинки с изображением тех птиц, которые в это время года могли прилететь к сороке.

Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые прилетели к сороке?

Правильно. Давайте назовем их.

 «Слетелись все птицы к сороке и стали спрашивать, зачем она их собрала?    

 –А вы разве не знаете, что наши друзья возвращаются домой?»

2. Беседа .

Дети, о каких друзья говорит сорока?

Правильно, а каких перелетных птиц вы знаете?

Дети, а откуда же они возвращаются?

А почему они улетают в теплые страны?

3. Работа с картой.

На каких континентах  есть страны, в которых тепло круглый год?

Кто сможет показать эти континенты на карте?

 

Какими путями перелетные птицы возвращаются к нам?

4. Рассказ о перелетных птицах, слушание пение птиц.

Ребята, а какие птицы прилетают к нам весной самыми первыми?

Скворцы всеядны и могут найти корм в земле.

Через море, через горы

Стайкой к нам скворцы летят.

Мы для них построим город,

Птичий город – Птицеград.

Ребята, о каком птичьем городе идет речь в этом стихотворении? Что весной люди строят для скворцов?

Найдите среди картинок изображение скворца и поместите его в правом углу доски.

Давайте послушаем, как поют скворцы.

Только солнышко взойдет,

Жаворонок запоет:

«В добрый час, в добрый час,

Разбужу я песней вас!»

О какой птице это стихотворение?

Жаворонок – маленькая птица, очень высоко летает и очень красиво поет с ранней весны и до середины лета. Поют только самцы, а самки в это время высиживают птенцов.

Ребята, как вы думаете, где жаворонок вьет свое гнездо?

Гнездо жаворонка в траве.

Давайте послушаем, как поет жаворонок.

Найдите картинку с изображением жаворонка и поместите ее рядом со скворцом.

(Воспитатель показывает картинку с изображением ласточки, помещает ее к другим перелетным птицам.)

Что это за птица?

А как вы догадались, что это ласточка?

«С юга ласточки явились,

Прилетели к нам весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной».

Кто знает, где ласточки строят свои гнезда?

Ребята, я приготовила для вас музыкальную загадку. Послушайте, чье это пение?

Это соловей.

«Соловейко по весне, по весне

Распевает при луне, при луне».

Соловей – это маленькая, серенькая птичка со скромным оперением.

Как вы думаете, где соловей вьет свое гнездо?

 Гнездо свое соловей прячет в густых ветках кустарников. Как вы думаете, зачем он это делает?

Правильно, так он защищает свое гнездо от врагов. Очень трудно добраться до гнезда соловья сквозь густые ветки кустарников.

Поет соловей по ночам, после захода солнца. Самец соловья поет, а самка высиживает птенцов.

6.Викторина.

А сейчас, я предлагаю провести птичью викторину и узнать, кто из вас сегодня был самым внимательным и смог запомнить всё о наших пернатых гостях. Я буду вам задавать вопросы о перелетных птицах. За каждый правильный ответ вы получите жетончик. В конце викторины мы подведем итоги и выберем победителя. Кто наберет жетончиков больше всех, будет удостоен звания –

«Профессор пернатых наук».

1. Назовите континенты, куда улетают  зимовать перелетные птицы и покажите их на карте.

2. Какие птицы прилетают весной раньше всех?

3. Как называются домики для скворцов, которые делают для них люди?

4. Где устраивает свое гнездо жаворонок?

5. Какая птица строит свое гнездо под крышей дома?

6. Где устраивает свое гнездо соловей?

7. Кто из соловьев поет: самка или самец?

8. В какое время суток поет соловей?

Подведение итогов викторины, поощрение победителей.

Дети выбирают нужные картинки и выставляют их рядом с картинкой сороки.

Зимующие.

Дети называют зимующих птиц.

Сорока говорит о перелетных птицах.

Дети называют перелетных птиц.

Они возвращаются из теплых стран.

Дети высказывают свои предположения.

Африка, Австралия, Америка.

Дети показывают на карте Америку, Австралию, Африку.

Дети показывают пути возвращения птиц.

Самыми первыми весной прилетают скворцы.

Люди строят скворечники.

Находят картинку, помещают на доску.

Слушают пение скворца

Это стихотворение о жаворонке.

Дети высказывают  свои предположения.

Слушают пение жаворонка.

Находят картинку и помещают на доску.

Это ласточка.

Дети доказывают свою версию.

Ласточки строят гнезда под крышами домов, на высоких берегах рек.

Слушают пение птицы, высказывают свои предположения.

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают свои предположения, доказывают свою версию.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, за каждый правильный ответ получают жетон.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 29 «Рябинка»

Конспект

познавательного занятия

для детей старшей группы.

Тема: «Перелетные птицы».

Разработала: воспитатель

Волкова Н. В.

Саров

2010 г.

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о перелетных птицах.

Задачи: закрепить знания детей о внешнем виде, окраске, повадках перелетных птиц, учить распознавать их пение. Учить детей ориентироваться по карте, находить континенты, показывать и называть их. Развивать логическое мышление, умение строить доказательную речь. Воспитывать интерес к жизни птиц, любовь к живой природе.

Пособия и оборудование: картинки с изображением перелетных  и зимующих птиц, запись голосов птиц (скворца, жаворонка, соловья), физическая карта мира, жетоны.

Словарь: названия перелетных птиц (скворец, жаворонок, соловей, ласточка),скворечник, самка, самец, птенцы.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «зимующие», «перелетные» птицы, определение особенностей строения птиц, д/и «Жилища», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, знакомство с континентами.

Последующая работа: д/и «Узнай птицу по ее пению», наблюдения в природе, рисование «Перелетные птицы»,работа с картой – д/и «Как путешествуют птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Птицы нашего края"

Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (средняя группа)

Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к сре...

Конспект НОД "Птицы нашего края"

Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы"...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"старшая группа

Проект в старшей группе "Зимующие птицы нашего края"...

Проект на тему: «Зимующие птицы нашего края» Старшая группа

Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. ЗАДАЧИ: 1. Расширять знания детей о жизни птиц ...

Викторина " Птицы нашего края" старшая группа

В викторине участвуют 2 команды Грачи и Воробьи. Задаются по очереди каждой команде вопросы  " Птицы наши друзья",2 задание дети распределяют птиц зимующие и перелетные, птичьи загадки ...