Экологический проект по теме: «Живой мир нашей планеты» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Левкович Светлана Ивановна, Морозова Любовь Павловна
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_po_ekologii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение комбинированного вида

- детский сад № 95

город Мурманск

Экологический проект

по теме: «Живой мир нашей планеты»

Экологическое воспитание детей 6-7 лет.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: педагоги, дети  и родители подготовительной логопедической группы МДОУ №95

АВТОРЫ ПРОЕКТА:    воспитатели:

Левкович Светлана Ивановна

                                                       Морозова Любовь Павловна

Мурманск 2014

ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный

ТЕМА: «Живой мир нашей планеты»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Выбор темы проекта был обусловлен тем, что у детей нашей группы был снижен познавательный интерес к окружающему миру, не проявлялось  гуманное отношение к природе, не было навыков наблюдений за объектами и явлениями природы. Целью работы стало создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей и работу с родителями, которая была бы интересна и увлекательна для детей и взрослых,  развивала самостоятельность ребёнка в познании природы и взаимодействии с живыми существами. Использование данной системы  помогло нам создать экологически развивающую среду в группе и на участке, обеспечить экологизацию различных видов детской  деятельности, способствовать формированию экологической культуры у детей и  родителей воспитанников. Приоритетными видами деятельности в решении задач экологического воспитания стали познавательная и игровая.

ПРОБЛЕМА:

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективного плана работы с детьми и родителями.
  • Формировать у детей основные природоведческие  представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и месте человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле, а также развивать эстетическое восприятие природы;
  • Формировать навыки  экологически грамотного , нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ:

  • Создание развивающей среды.
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями

     ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ДЕТИ:

  •  У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
  • Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
  • Разовьется  интерес  к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
  • Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

РОДИТЕЛИ: 

  • Обогащение  уровня экологических знаний    родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится  понимание необходимости экологического воспитания детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

ФОРМЫ РАБОТЫ C ДЕТЬМИ:

1.  Познавательное развитие:

  - Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам

  - Экскурсии в краеведческий музей, в   детскую библиотеку.

  - Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий родного города, а также близстоящих построек и детского сада.

  - Чтение художественной литературы.

 

2. Изобразительная деятельность (тематика):

        - «Жители Океанариума».

        - «На лесных тропинках».

        - «На льдине».

        - «Зимний лес».

. 3. Конструктивная деятельность:

      - «Зоопарк».

      - «Больница для зверят ».

      - «Звериный детский сад».

4. Работа с пластичным материалом:

     - «Животные и птицы заполярья».

     - «Зимний заяц».

     - «Олень золотые рожки».

     - «Бурый мишка».

ФОРМЫ РАБОТЫ C РОДИТЕЛЯМИ:

  •  Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  •  Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  •  Календарь интересных дат: совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  •  Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:

  • Подбор  литературы о природе родного края, городе.
  • Подбор произведений русского народного творчества.
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки видеофильмы).
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  • Подборка фонотеки « Звуки природы».

Дидактические материалы, используемые

в ходе реализации проекта:

  •  Выставки книг, рисунков, поделок.
  •  Заключительные мероприятия  проекта.
  •  Интегрированное занятие «Животный мир Севера» (дети + родители).
  • Презентация видеофильма « Экологические тропинки».

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный

  • Разработка проекта: «Живой мир нашей планеты»
  • Составление примерных серий конспектов занятий по данной теме.
  • Подбор и изготовление  дидактических игр и пособий «Геометрический зоопарк»,           «Найди свою маму», «В лесу», подвижные игры экологической направленности «Хоровод круглый год», «Где  живут  зверята», «Земля, вода, воздух».
  • Создание предметно – развивающей среды: оформление «Мини – выставки», обновление содержания уголка природы, подбор схем и моделей для наблюдений, составление картотеки экологических игр и экспериментов,  подборка познавательной литературы. 
  • Организация сотрудничества с краеведческим музеем и областной детской библиотекой.
  • Совместная с родителями разработка тематических экскурсий по городу.
  • Оформление цикла консультаций  для родителей по теме проекта.
  • Проведение мониторинга с целью выявления знаний детей о своем городе и анкетирования родителей.

Анкетирование родителей


Цель: изучение данной темы 

  • Что вы  читали (рассказывали) о живой и не живой природе?
  • Какие кинофильмы (документальные или художественные) были просмотрены с детьми и обсуждены?
  • Есть ли у вас дома иллюстрированный материал о природе родного края (открытки, альбомы, фото)?
  • Делает ли ваш ребенок дома зарисовки дома, природы, животных?
  • Совершали ли вы с ребенком прогулки с целью ознакомления с природой города?

II этап - основной – совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

  • Установление между педагогами и родителями делового сотрудничества путем проведения экспресс – опросов и индивидуальных бесед.
  • Проведение мониторинга с целью выявления знаний детей по теме.
  • Проведение родительского собрания в форме  круглого стола с целью вызвать у родителей  интерес к проекту.
  • Привлечение родителей к сбору познавательного материала.
  • Организация экскурсий,  посещение Океанариума, туристических походов с родителями «Знакомство с природой  Заполярья».
  • Посещение музеев, выставок, библиотек.

III этап – итоговый.

  • Проведение экологических занятий - викторины «Что растёт вокруг нас», «Минералы Кольского полуострова»; экологические беседы «Путешествие во времена года», «Секреты Лесовичка », «На опушке леса»;
  • Проведение  итогового мониторинга.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:

  •   У детей появилось желание узнавать больше об окружающем нас мире. Делиться полученными знаниями друг с другом.
  • Сформировано начало экологической культуры детей. Знают  и называют представителей животного мира, характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
  • Дети имеют элементарные знания поведения в природе, и умеют применять их на практике. Ответственно  относятся к выполнению обязанности дежурного в уголке природы.
  • В дидактических играх   обговаривают со сверстниками  правила игры, проявляю т себя терпимыми и доброжелательными партнерами.
  • Владеют компонентами устной речи:  достаточным словарным запасом, умеет подбирать к существительному несколько прилагательных и глаголов, согласовывать их в роде, числе и падеже.

        Результатом проведённой работы стало развитие у детей элементов экологического сознания, становление экологически-ориентированной деятельности, воспитание  гуманного отношения к природе, развитие экологической культуры, формирование таких интегративных качеств, как «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», «имеющий первичные представления о природе, мире», «эмоционально отзывчивый». Наши воспитанники радуются встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзываются на проявление их жизни и поведения, могут самостоятельно наблюдать за живыми существами, владеют первоначальными обобщающими представлениями о живом мире.

         Использование данного проекта привело к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перешли на качественно новый уровень.   Проводимая работа способствовала положительным изменениям в отношении родителей к проблеме экологического  воспитания, сформировалось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

ИТОГ:

  • Проведение экологических акций с участием  родителей воспитанников «Помоги природе», «Подарок птицам».
  • Изготовление знаков «Запрещающие и разрешающие экологические знаки».
  • Постановка и показ экологических  сказок  «Спор овощей» и «Приключения в лесу», сезонной фотовыставке «Кольский край», «Новинки лета»; конкурсе на лучший семейный и детский рассказ «Мир вокруг нас», «Друзья природы».  
  • Оформление презентации: «Живой мир нашей планеты»
  • Оформление фотоальбома  «Животные и птицы Заполярья».
  • Выставка рисунков и поделок  «Звери и их детки».
  • Авторские рассказы детей и родителей по теме.

Далее – презентация проекта «Живой мир нашей планеты»

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение, 1991.
  2. Воронкевич  О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб: Детство-пресс, 2004.
  3. Горбатенко  Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2006.
  4. о О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: « Учитель»,2007.
  5. Гризик Т. И., Тимащук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.:Просвещение, 2007.
  6. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ,2001.
  7. Иванова А. И. Живая экология – М.: Творческий центр, 2006.
  8. Нищева Н. И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. - СПб: Детство-пресс, 2010.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА  - СИНТЕЗ, 2012.
  10. Развитие элементарных естественно – научных представлений и экологической культуры детей. - М.: Творческий центр, 2009.

11. Шорыгина Т. А.  Какие звери в лесу?- М. , 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Направление деятельности:        образовательные области программы дошкольного образования «Познание», «Социализация».Интеграция образовательных областей: Образовательные области «...

Проект в старшей группе «Птицы наши друзья» Автор: НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка» воспитатель Варанкина Марина Владимировна

«От того, как прошло детство, ктовёл ребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердце изокружающего мира - от этого врешающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш».В.А...

Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста Тема: «Шестиногие хозяева нашей планеты»

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сож...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...

Экологическое воспитание на тему " Давайте беречь нашу планету". 2021 г.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В...

Экологическое воспитание на тему " Давайте беречь нашу планету".2021г.

Давайте, друзья, в любую погодуБудем беречь родную ПРИРОДУ!И от любви заботливой нашей.Станет земля и богаче, и краше! Помните, взрослые, помните, дети!Помните - что, красота на планете,Будет зав...

Тема по самообразованию воспитателя второй младшей группы Кузьминых Светланы Ивановны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Важным условием развития личности ребёнка является хорошая речь. Речевые навыки необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществить использ...