«Извержение вулкана» НОД по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Куксова Лилия Игоревна

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и неживой природе, учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkan.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 75

«Извержение вулкана»

НОД по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.

Подготовила

воспитатель МБДОУ ЦРР –

детского сада № 75

Куксова Лилия Игоревна

Белгород

 2014

Цель занятия: 

ознакомление с природным явлением – извержением вулкана.

Задачи:

образовательная: 

 – познакомить детей с причиной извержения вулканов;

 – обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

развивающая:

 – развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; развивать аккуратность, взаимопомощь;

 – поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

воспитательная: 

 – воспитывать гуманное отношение ко всему живому,

 – учить правильному поведению в природной среде,

 – закладывать основы экологической культуры личности.

Материал:

 – картинки с изображением вулканов; карта России; поддоны; картон, клей; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши (для фиксации наблюдений); чайные ложки; пипетка.

Предварительная работа:

 – изготовление макета гор.

Ход занятия

К детям в гости приходит дедушка Знай.

Дедушка Знай:

Здравствуйте, ребята!

Как живете?         Вот так! (показывают большой палец)

Как идете?                 Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)

А бежите?         Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

Ночью спите?         Вот так! (руки под щеку, нагнуть голову)

Как берете?         Вот так! (ладонь в кулачок)

А даете?                 Вот так! (ладонь раскрыть)

Как молчите?         Вот так! (прикрыть рот ладонями)

А грозите?                 Вот так! (погрозить соседу пальчиком)

Ребята, я знаю что вы закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.

Просит вспомнить предыдущее занятие. Чем занимались? Что исследовали? Дети объясняют, что такое камни, где можно найти их, из чего состоят горы.

Делают вывод: камни  – твердые тела, находятся у рек, в горах и т.д. Это полезные ископаемые, минералы.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых карьерах, другие глубоко в шахтах. В природе на поверхности земли происходят температурные изменения, они происходят непрерывно (дождь, снег, жара, морозы) и это приводит к разрушению и изменению камней.

Воспитатель:

Дедушка Знай, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан. Посмотри, какой мы сделали макет гор.

(Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.) В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь, а то мы мало, что знаем о вулканах.

Дедушка Знай:

-Да, конечно, я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

   «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «ВУЛКАНАМИ».

Воспитатель:

-Вот это да, Дедушка Знай, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов.

И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов: потухшие, 

спящие – которые могут в любой момент взорваться огненной лавой, и действующие – постоянно извергающие фонтаны брызг горячей лавы.

Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети:

- Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети:

-На большую яму, воронку.

Воспитатель:

- Если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана  – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло  – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. 

Воспитатель предлагает детям провести опыт

Воспитатель:

Вначале помещаем в «жерло» вулкана (внутри макета стаканчик из–под йогурта) одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющего средства. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель:

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

Воспитатель:

- Дедушка Знай, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт. А мы с ребятами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме «Вулкан».

Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки, подходящие для заполнения «Папки исследователя».

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Задача моя как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно –следственную связь, соблюдать правила безопасности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и неживой природе, учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

РЕЗУЛЬТАТ: Думаю, что такое интересное занятие помогло детям приобрести первоначальные знания. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в детях жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца. Такому развитию помогает даже расположение детей в течение одного занятия, смена обстановки (на ковре, вокруг педагога, стоя или сидя за столами). Такая организация занятий дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах.

Надеюсь, что та искорка творчества и созидания разгорится в пламя самостоятельного познания, исследования всего неизведанного, что еще есть на планете Земля, а может быть и на бескрайних пространствах Вселенной.

 

РОЛЬ ПЕДАГОГА:

 – руководить работой ребёнка, помогать ребенку, если он об этом попросит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....

Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Увлекательный мир кожи" с использованием технологии: Исследовательская деятельность, для детей подготовительной группы

НОД рассчитана на детей подготовительной группы. На занятии дети посещают "выставку" изделий из кожи, исследуют ее, проводят опыт на непромокаемость кожи. Обобщают полученные знания, делают выводы. В ...

Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"

Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...