Из капли рождается море
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Макарова Наталья Анатольевна

Познавательно - исследовательская деятельность для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская деятельность74.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме «Из капли рождается море»

Задачи 1.Познакомить детей со свойствами песка; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы. 
2. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы; дать понятие о значимости песка в жизни человека, животных; обогащать и активизировать словарь «пустыня, сыпучий, песчинки». 
3. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Оборудование. 1. Картинки с изображением для чего нужен песок и кому он нужен.  Макет пустыни, песочные часы, стеклянные предметы, игрушки из стекла.
2. Пластмассовая посуда: тарелочки, ложечки, сито,лупа, воронка, баночка для песка, лейка с водой.
3. Песок сухой, герой Экотоша
4
. Ящик ощущений, белые халаты.
Предварительная работа. Чтение стихов Т.Люшнина «Песчаный дом», Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход совместной деятельности

Музыка №21
Ребята кем мы с вами стали в пятницу? Правильно  юные Экологи.  Чем занимаются Экологи? Оберегают природу. А кто  в наше детском саду следит за  экологией в городе? Правильно, Экотоша. Он сегодня придет к нам в гости? Но не один, а с сюпризом?

Музыка №2

В группу приходит Экотоша  и приносит чудо-ящик ощущений, в котором находится сюрприз.

Экотоша- Ребята, вам интересно, что там находится? (дети: да). Тогда просуньте в эти отверстия свои ручки и определите на ощупь, что там лежит. (Один ребенок определяет, что там лежит песок).
Экотоша- Верно, это песок (открывает ящик ощущений и достает пластмассовую баночку с песком и показывает его детям).
Экотоша- Как вы думаете, кому нужен песок и для чего? (дети подходят к фланелиграфу и рассматривают картинки)
Экотоша- С песком любят играть дети. Песок используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком – цементом и водой. Получается что-то похожее на клей, которым скрепляют кирпичи. Из песка изготавливают стекло и стеклянные игрушки. А такие животные как крокодилы и черепахи откладываю яйца в песок, из которых позже появляются их детки. Зимой песком посыпают дороги, чтобы не было скользко. 
Экотоша- А еще есть место, где кроме песка больше ничего нет – это пустыня. Хотите побывать в пустыне? Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова: 

Дружно все глаза закрыли
Оказались мы в пустыне.
(перед детьми открывается макет пустыни)
Экотоша- Ребята, посмотрите и назовите животных, которые живут в пустыне.
( верблюд, змея, ящерица).
Экотоша- Вот видите, песок является еще и домом для многих животных.
Экотоша- А вам бы хотелось узнать много интересного о песке?
Экотоша:  Сегодня я  хочу вам предложить стать учеными. Вы согласны? Мы с вами будем изучать свойства песка и какой он бывает. А чтобы попасть в лабораторию, нам нужно надеть специальные белые халаты?

 Проходите ребята за столы.
Практическая работа   Музыка №11
Опыт 1. «Просеем песок»

Э- Возьмите тарелочку, ложечку, воронку и сито. Аккуратно насыпайте и просейте.  
Э- Что делает песок? (дети: песок сыпется) 
Э-Как вы думаете, почему он так легко сыпется? (дети: потому, что сухой песок – сыпучий.
 Э- Теперь, я возьму мокрый песок и через сито, попробуйте его просеять.  Посмотрите, легко ли он проходит? (дети: нет)
Э- Да, мне его приходится проталкивать.
Э- Что происходит с сырым песком? 
(дети: мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками). 
Вывод. Сухой песок – сыпучий, а мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками.

Опыт 2. «Из чего состоит песок» Музыка №11
Э- Возьмите лупы, и внимательно рассмотрите, из чего состоит песок.
(дети: из маленьких камешек)
Э- Это песчинки.
Э- Какие они по размеру, форме, цвету? (дети: песчинки маленькие, круглые, желтые и белые)
Э- Скажите, в сухом песке как лежат песчинки? Вместе или отдельно друг от друга? (дети: в сухом песке каждая песчинка лежит отдельно друг от друга) 
Вывод. Песок состоит из маленьких камешков – песчинок. У сухого песка все песчинки – отдельно друг от друга.

Э- Что же мы с вами узнали о песке? (рассказ детей)

Э- Ребята, скажите, а у нас в городе, где много песка? Это место, где вы с родителями бываете летом. Там вы купаетесь, загораете, играете с песком.
(выслушиваю ответы детей)

Э- Конечно, на берегу реки Волги и Чапаевке. Там много желтого, теплого песка, на котором очень хорошо играть, лежать и загорать, и просто отдыхать. 

Э- И я вас приглашаю отдохнуть на речку.

Физминутка
А теперь все детиям встать

Руки медленно поднять,

пальцы сжать, потом разжать,

руки вниз и так стоять.

Отдахнули все немножко

И отправились в дорожку

Э- Ребята, а вы любите рисовать? Сегодня я научу вас рисовать песком. Интересно? Тогда проходите за столы.
Э- Перед тем как приступим к рисованию давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Продуктивная деятельность   МУЗЫКА №11
Рисование песком


Э- Мы с вами сегодня будем рисовать нашими пальчиками. Посмотрите, я это делаю. А теперь вы рисуете свои фантазийные рисунки.
 Э- Вы молодцы! Получилось очень красиво!
 Э- Ребята, вам было интересно сегодня? (выслушиваю ответы детей)
Э- Как вы думаете, людям, животным нужен песок? (выслушиваю ответы детей)
Э- Ну что же, я благодарю вас за работу и прощаюсь с вами.
(после игр с песком дети идут мыть руки с мылом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе По теме: «Разноцветные капли дождя».

Конспект занятия по рисованию в старшей группеПо теме: «Разноцветные капли дождя»....

Презентация "Капля море бережет"

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по энергоэффективности и энергосбережению....

Капля раз, капля два ...

Структура НОД:1. Вводная часть – 3 мин. а) коммуникативный настрой «Солнышко»;б) загадка;в) сюрпризный момент «Башмачок».2. Основная часть - 20 мин а) Игра «Слова-родственники»;б) «Найд...

Капля море бережет

Организация работы в детском саду по энергоэффективности и энергосбережению с детьми старшего дошкольного возраста....

КАПЛЯ, КАПЛЯ, НЕ ГРУСТИ - ДОМИК СМОЖЕМ МЫ НАЙТИ! - 1 МЛАДШАЯ ГР.

Уважаемые, коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД с детьми первой младшей группы, которая была проведена в ходе тематической недели "Водичка. водичка, умой моё личико..". Дети с бол...

Методическая разработка Совместной деятельности с детьми средней группы «Капля раз, капля два для чего нужна вода?»

Методическая разработкаСовместной деятельности с детьми средней группы«Капля раз, капля два для чего нужна вода?»...