Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салманова Елена Александровна

Работа по технологии ТРИЗ дает возможность широкого использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) обучения. Особенностью использования ИКТ на занятиях  является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.  Это дает детям возможность не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней, и получить конечный продукт, который ребенок может впоследствии изучить, если захочет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Тема:      Покуда есть хлеб и вода, все не беда

Цель:  создание условий для познавательного развития детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба.

Задачи:

создать условия для закрепления представлений детей о процессе выращивания и выпечки хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол;

создать условия для развития умения устанавливать простейшие причинно

следственные связи;

воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

как к результату деятельности многих людей.

Оборудование и материал: каравай хлеба, посылочный ящик, мультимедийная установка, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, фишки с изображением мельницы и печки, булочки, чай.

Предварительная работа: заучивание стихов и поговорок о хлебе, чтение рассказа Я. Тайца «Я здесь», рассматривание сюжетных картинок «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов», «Хлеборобы», «На мельнице», «Пекари».

Ход НОД:                                                 1 часть.

     Стук в дверь, входит почтальон Печкин в руках у него посылка.

Печкин:               Здравствуйте! У меня для ваших ребят посылка.

Воспитатель:       Посылка?! Это хорошо. Наши ребята любят приятные сюрпризы (берет посылку). Ребята, смотрите, посылка из Сказочной страны. Как вы думаете от кого, кто бы мог ее прислать?  (Ответы детей)

- Как же узнать, кто нам отправил посылку? (На посылке должен быть обратный адрес).

- Давайте прочитаем (читают).

- Так это, значит, нам Царевна Лягушка отправила. Как вы думаете, что может быть в этой посылке? Как это можно определить?  (Посмотреть, потрясти, понюхать).

- А давайте мы с вами поиграем и с помощью игры угадаем, что в посылке.

Проводится игра «Да - нет»: дети задают вопросы,  характеризующие свойства и назначения предмета, воспитатель отвечает на них: «Да» - «Нет».

- Смотрите, какой каравай прислала нам Царевна Лягушка! Спасибо ей большое.

Печкин: Свою работу я выполнил. Пора мне возвращаться в Сказочную страну, а там, на чудо – дереве много таких караваев и булок всяких разных растет.

Воспитатель: Подожди, Печкин, что же это за дерево такое на котором хлеб растет? Вы, ребята, о таком слышали?

Печкин: Как вы не знаете, что хлеб на деревьях растет?! А мне наш Шарик рассказывал, что весь хлеб в Сказочной стране и у вас здесь растет на деревьях: есть деревья булочные, есть баранковые, есть плюшечные, есть печеньковые. Сначала булки и плюшки на деревьях маленькие бывают, потом растут, растут и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.

Воспитатель: Может это у вас в Сказочной стране хлеб на деревьях растет, а у нас здесь все по другому.

Печкин: По другому – это как?

Воспитатель: А вот ты присядь, а мы с ребятами тебе все расскажем и покажем с помощью нашего волшебного экрана.

2 часть.

Проходят к экрану мультимедийной установки, на котором изображен «системны оператор» - модель – таблица, состоящая из 9 экранов, которые открываются по ходу занятия (см. Приложение №1).

- Вот наш волшебный экран. И что же мы расположим в центре нашего экрана?    (Булка хлеба).

Открывается центральный квадрат таблицы экран № 1.  (См. Приложение № 2).

Воспитатель читает стихотворение  Я.  Дягутите  «Каравай»

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черны хлеб на столе –

Нет вкуснее на земле.

- Но из чего же пекут хлебные булки? (ответы детей)

- Правильно. Нужно взять муку, воду, дрожжи  и замесить тесто.

Открывается экран № 2. (См. Приложение № 2).

- Потом тесто должно постоять, растронуться, затем из него выкатывают булки, раскладывают их в формы, ставят в печь и выпекают. И получаются вот такие великолепные булки.

- Как называют людей, которые выпекают хлеб?              (пекарь)

- Давайте расскажем Печкину откуда же появилась мука.

Дети читают стихи:

  1. Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                                                              (Я.Аким)

2. Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце

И ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как люди трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, люди,

За добрый ваш труд».

  1. Погляди, в мешках томиться

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет все зерно мукою,

Потечет мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

                                                                       (немецкая песенка)

- Вот и хлеб готов. Что же с ним происходит дальше? (Его везут в магазины)

Открывается экран № 3. (См. Приложение № 2)

- Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия?                  (Булочная).

 - А теперь все отдохнем,

   Пироги мы испечем.

Проводится физминутка. Дети имитируют приготовление пирогов.

            Мы спросили нашу печь:

            - Что сегодня нам испечь?

            Печку мы спросили,

            Тесто замесили.

            Тесто скалкой раскатали,

            Раскатали – не устали.

            Начинили творогом

            И назвали пирогом!

            Ну-ка, печка,

            Да творожнику местечко!

3 часть.

- Ребята, давайте поговорим о прошлом. Вот это современная булка хлеба. А каким хлеб был раньше?    (Ответы детей).

Открывается экран № 4, на котором изображен старинны каравай. (См. Приложение № 2).

- А из чего же пекли раньше хлеб?               (Ответы детей).

- Конечно же, и раньше хлеб пекли из тех же самых продуктов.

Открывается экран № 5.  (СМ. Приложение № 2).

- А вот булочные были раньше?                       (Ответы детей).

Открывается экран № 6.  (См. Приложение № 2).

- Раньше булочных не было, и каждая семья сама для себя пекла хлеб.

4 часть.

 О прошлом мы поговорили. Пришло время пофантазировать и перенестись в будущее. Как вы думаете, из каких продуктов будут печь хлеб в будущем?  (Ответы детей).

- Я тоже думаю, что и в будущем хлеб будут печь из тех же самых продуктов

Открывается экран №  7 (СМ. Приложение № 2).

- А вот как будут выглядеть булки, и в каких магазинах их будут продавать, вы сейчас придумаете сами. Для этого мы разделимся на две команды.

Воспитатель предлагает детям вытянуть фишку, на которой изображены мельница или печка и распределиться на 2 команды: мельников и пекаре. Затем предлагает «мельникам» нарисовать булочную будущего, а «пекарям»- хлеб будущего. Этими рисунками заполняются экраны № 8 и 9.

- Вот видишь, Печкин, как хлеб пришел к нам на стол,  сколько труда вкладывается в то, чтобы у нас на столе всегда был хлеб, пироги и булочки. Наши повара тоже постарались и испекли нам булочки, и  я приглашаю всех выпить чайку с булочками.

                    Ведь, если есть хлеб – будет и обед!


Приложение 1

 

«Системный оператор»


 Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."

Дети будут учиться  осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию связной речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...