"Вода - удивительная путешественница"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе и состоянием воды в окружающей среде. Учить понимать об необходимости бережного отношения к воде как природному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_voda.docx7.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вода – удивительная  путешественница».

                Программное содержание: познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, снег, иней, туман и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; познакомить детей с основными свойствами воды; учить понимать необходимости бережного отношения к воде как природному ресурсу.

                Оборудование: глобус, картинки с изображением пейзажей, «чашка и капельки» для дидактического упражнения, яблоко, морковь; стаканчики с водой, ложечки, соломинки, картинки по количеству детей, жидкость различного цвета и запаха, запрещающие знаки.

                Предварительная работа: занятия на тему «Кому нужна вода?», «Кто в реке живет?», «Лед», рассказ о необходимости воды для всех живых существ, игры с водой, со снегом, ежедневное обращение с водой.

Ход занятия:

1часть.

Ребята, вы помните, как называется модель Земли, которую я держу в руках? (Глобус).

А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода).

Правильно. На нашей планете очень много воды. Вода – это реки, озера, моря и конечно же океаны, которые занимают большую часть нашего земного шара.

На нашей Земле океанов – четыре:

Индийский – самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый все время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

      Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода?

(Людям, чтобы пить, готовить, еду, стирать, мыться и т.д.

Животным, чтобы пить, купаться и т.д.

Растениям, чтобы жить, не засохнуть.)

Действительно, вода нужна всем. И нам с вами тоже. Ведь и на завтрак, и на обед, и на ужин мы обязательно что-то пьем.

Я принесла вам необычную чашку. Она абсолютно пустая. Вы должны наполнить ее капельками, которые у вас есть. Но положить в чашку капельку может только тот, кто назовет жидкость, которую можно пить. Дидактическое упражнение «Что мы пьем?»

А еще вы не назвали супы, фрукты и овощи. Да, да. Ведь в каждом овоще и фрукте есть жидкость, которая называется сок. Давайте посмотрим, сколько сока в моркови и яблоке.

(Воспитатель отжимает сок из натертых на терке яблока и моркови).

 

2 часть.

- А вы знаете, ребята, что вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Угадайте, во что превращается вода?

                Без пути и без дороги

                Ходит самый длинноногий.

                В тучах прячется, во мгле,

                Только ноги на земле.          (Дождь)

                Что за звездочки сквозные

                На пальто и на платке,

                Все сквозные, вырезные,

                А возьмешь – вода в руке?     ( Снежинки)

                Растет она вниз головою,

                Не летом растет, а зимою.

                Но солнце ее припечет,

                Заплачет она и умрет.      (Сосулька)

Еще вода умеет превращаться в пар, в туман, в иней, в росу, в облака, в снег. И морозные узоры на стеклах – это тоже вода.

(Предложить детям картинки с изображением пейзажей в различное время года).

Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят и называют воду в видоизмененном состоянии).

Физкультминутка:

К нам прилетела тучка.

 Я тучка осенняя

Синяя, синяя

Пусть небольшая,

Но сильная, сильная.

Если только захочу

Всех насквозь вас промочу.

Пролетела тучка и превратила всех наших ребят в капельки.

Полетели капельки на землю, прыгают, играют. Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились разные ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла река и попала в озеро. Плавали, плавали они там, пока не начало пригревать солнышко. И тогда вспомнили капельки, что тучка велела им назад вернуться. Стали капельки легкими, потянулись вверх и испарились под лучами солнца.

Вот так происходит и в природе, каждый день солнце нагревает воду в реках, озерах, морях. Вода превращается в пар, как в чайнике, когда он кипит. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. И чем выше они поднимаются, тем холоднее становится воздух.  Там  пар снова превращается в воду. Образуются облака. И когда в облаках набирается очень много капелек, они становятся слишком тяжелыми, тогда капельки в виде дождя проливаются на землю. Вода стекается в ручьи, ручьи  - снова попадают в реки, а реки текут в озера или моря. Затем вода возобновляет свой путь. Все это называется круговорот воды в природе.                

3 часть.

А теперь, как маленькие звонкие  ручейки, мы легко и быстро переместимся с вами за столы и получше познакомимся с обычной питьевой водой. Помогут нам в этом наши помощники: глаза, нос, язык и конечно же руки.

Опыт 1. «Вода – прозрачная».

Перед вами стоят стаканчика с водой. Какого цвета вода? (Прозрачная).

А что же это значит? (Воспитатель берет стаканчик с молоком).

Какого цвета молоко? (Белого). Я спрячу за стаканом картинку. Вы видите, что нарисовано на картинке? (Нет). А теперь спрячьте картинки за своими стаканчиками. Что нарисовано на них вы видите? (Да). Это значит, что вода прозрачная. Какие помощники помогли это определить? (Глаза).

Опыт 2. «У воды нет запаха».

А теперь понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Не пахнет).

Какой помощник помог вам это почувствовать? (Нос).

Опыт 3. « У воды нет вкуса».

- Теперь попробуйте воду через соломинку и скажите, какая она на вкус?

Если дети отвечают, что вода вкусная, уточнить, какой вкус: сладкий, соленый, горький? Предложить попробовать еще. Дети должны убедиться, что у воды нет вкуса.

Какой помощник помог определить это? (Язык).

А вот вода в морях и океанах соленая, потому что в ней много солей. Но человек ее пить не может.

Ну, а теперь, давайте поиграем! Сможете ли вы узнать чистую питьевую воду?

1.Предложить 2 стакана: в одном вода, в другом – сок. Как определите, где вода? ( По цвету)

2.Показать 2 стакана, накрытых конусами и предложить определить в котором из них вода. Как определите? ( По запаху)

3.Из 3 стаканов с прозрачной жидкостью нужно выбрать стакан с водой. В одном – минеральная вода, в другом – сладкая , в третьем – чистая вода. Как определить, где вода? ( По вкусу).

Опыт 4. «В воде растворяются некоторые вещества»

Помните, я говорила, что вода волшебница? В ней могут растворяться некоторые вещества. Положите в стакан с водой кусочек сахара и помешайте ложечкой. Что происходит с сахаром? (Он растворяется, тает в воде).

     Мы всегда растворяем сахар в чае, поэтому чай становится сладким.

4 часть.

Но как вы думаете, растворится ли в воде мусор, который люди бросают в реки и озера? (Нет). Растворятся ли банки, бутылки, бумажки от мороженого? (Нет). Что произойдет с морями и реками, если в них будут кидать мусор? ( Станут грязными). Смогут ли в такой воде жить рыбы и другие животные? (Нет).Значит чего нельзя делать ни в коем случае? (Нельзя бросать мусор в реки и озера, нельзя загрязнять моря).

А можно ли пускать воду сильной струей, расходовать ее понапрасну, оставлять кран открытым? (Нельзя). Правильно. Кажется, воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Но, ведь, и людей на Земле живет очень много. Каждый берет воду чистую, а использовав, выливает в канализацию грязную воду. Что же мы с вами должны делать, ребята? (Мы должны воду беречь).

Правильно. Ведь вода – это подарок природы, подарок Бога, а подарки нужно беречь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Вода - удивительное чудо"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода – удивительное чудо». Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте ...

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".

Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями  в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - неутомимая путешественница"

Автором представлен конспект НОД по экспериментированию с дошкольниками....

Вода — неутомимая путешественница

Цель: формировать  представления детей о переходе вещества (воды) из в состояния в жидкое и наоборот;Развивать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать; делать ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Вода - удивительное вещество"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности  в подготовительной группе «Вода-удивительное вещество».Цель: систематизирование знаний детей о воде и ее свойствах.Задачи:  - обра...

Вода - удивительное вещество!

ВведениеАктуальность: Однажды, во время прогулки в детском саду, мы заметили, что на асфальте, где раньше лежал снег, появилась лужа воды. Мы заинтересовались этим вопросом: почему так происходит...