Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермолаева Валентина Анатольевна

Представлен конспект  нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_oopoznanie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

« Знакомство со свойствами воды»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.

Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи приоритетной образовательной области:

« Познавательное развитие»:

  1. Обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах.
  2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности;

- учить пользоваться воронкой.

3.Дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Задачи в интеграции образовательных областей:

« Речевое развитие»: активизировать в речи детей слова: научная лаборатория, эксперимент, состояние воды: жидкость, газообразная, испарение.

« Социально- коммуникативное развитие»: формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение работать в паре, учитывать мнение партнера.

« Физическое развитие»: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

« Художественно- эстетическое развитие»: активизировать речь детей через художественное слово.

« Музыка»: продолжать развивать интерес к музыкальному произведению.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение выявлять причинно- следственные связи и делать элементарные умозаключения.
  2. Развивать наблюдательность.
  3. Учить отгадывать загадки.

Воспитательные задачи:

1.Прививать бережное отношение к воде.

2. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность.

3.Воспитывать экологическую культуру.

4. Воспитывать актуальность при работе.

Интегративные качества: эмоционально отзывчивый; соблюдающий элементарные общепринятые правила; любознательный, активный; имеющий первичные представления об окружающем мире; физически развитый.

Предпосылки УУД: умение слушать, выполнять задание по образцу и правилу.

Демонстрационный материал: диск с видеописьмом, кроссворд, схемы « Свойства воды»,пластиковая бутылка, шарик, сода, уксус.

Раздаточный материал: прозрачные стаканчики, шприцы, сироп, вода, подсолнечное масло, воронки, марля, вата, угольные таблетки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему « Вода».
  4. Использование игр о воде: « Какая бывает вода?», « Четыре стихии», « Разрезные картинки».
  5. Чтение художественной литературы по теме « Вода».
  6. Наблюдение за водой на прогулке.
  7. Организация совместной выставки детей и родителей по теме « Вода».

Ход НОД:

Вводная часть.

Создание мотивационного поля.

Воспитатель:

- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А сейчас посмотрите на меня и скажите. Какой дождик лучше: теплый или холодный?

Так и с людьми, когда нас хвалят- это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечания- для нас это как холодный дождь.

Вспомните случаи, когда вы попали под такой « холодный дождь», что вы тогда почувствовали? (Рассказы детей).

А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и похоже на теплый дождик. ( Рассказы детей).

- Очень часто дождик нам кажется теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой теплый дождик.

Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним теплым дождиком. Слова « передаем» друг другу в ладошках, сложенных горсточкой.

А теперь и нашим гостям подарим теплый дождик. Пусть у всех будет хорошее настроение. ( Дети дуют на свои ладошки). Молодцы!

Основная часть.

Сюрпризный момент.

- Дети, посмотрите на экран. Нам пришло видеописьмо. Давайте внимательно его послушаем. ( Дети смотрят видеозапись по ноутбуку).

Дети, вы знаете, что такое лаборатория? Чем занимаются ученые в лаборатории? ( Ответы детей).

( Лаборатория- это место, где ученые проводят опыты, ставят эксперименты, изучают новые вещества).

Вот и мы сегодня, как настоящие ученые, будем проводить эксперименты. Для того, чтобы узнать с каким веществом мы будем работать, надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Помогут нам в этом загадки.

  1. Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг.

                                     ( водопад)

  1. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо- корабли.

                                     ( облака)

  1. Меня ждали,

Меня звали,

Показался- убежали.

                                    ( дождь)

  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем- не найдем.

                                   ( роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно- ВОДА.

Теперь мы знаем ключевое слово и я вас приглашаю в лабораторию.

- Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за стол).

- Приступаем к исследованию. Вспомните, какие свойства воды вы знаете. ( Вода не имеет вкуса, запаха, цвета, вода прозрачная, в ней можно растворить некоторые вещества).

( Какой формы вода? Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются. В ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так- вода не имеет формы.

Какого цвета вода? Вывод: вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

Вода- растворитель. Есть ли у воды вкус? Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случится с веществами, которые мы положили в воду? ( ответы детей)).

Опыт №1. Фильтрование воды.

Ребята, давайте вспомним сказку « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? ( Ответы детей).Почему нельзя было пить эту воду? Правильно, потому, что она грязная. Но бывают такие ситуации, что воды чистой нет, а пить очень хочется. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем воронку, марлю, вату, Угольный порошок и емкость для воды. Из этих предметов мы сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. Возьмем стакан с водой. Какая она? ( цветная, грязная). Да, в эту воду я добавила краску, поэтому она стала грязной. Осторожно пропускаем ее через наш фильтр. Что произошло с водой? Вывод: вода посветлела, очистилась. Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.

Опыт №2.

Возьмем шприцы. Как вы думаете, что в них? ( вода, сироп, подсолнечное масло). Сейчас по очереди будем выливать жидкость в стакан. Сначала воду, потом сироп и подсолнечное масло. Что у нас получилось? Сироп оказался на дне стакана, вода в середине, а масло сверху. Почему так произошло?

( ответы детей). Вывод: разные жидкости обладают разной плотностью.

Физкультурная минутка.

- Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Выходите из-за лабораторных столов, проходите на ковер. ( Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).

-Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

( Повороты в разные стороны).

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз, два, раз, два- закружилась голова.

( Вращение головой вправо, влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

( Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда- ходьба на месте.

(Ходьба на месте).

От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте свои места и продолжим изучение воды.

А сейчас я вам покажу еще один интересный эксперимент. Какие вещества я буду использовать не скажу. А вам следующее задание: посмотрите внимательно как я буду выполнять эксперимент, дома расскажите об увиденном родителям и вместе подумайте, почему так произошло.

Эксперимент начинается с того, что наливаем в пластиковую бутылку одну и четверть чашки уксуса. Наполняем воздушный шарик тремя четвертями чашки       соды и прикрепляем шарик к верху бутылки.

Аккуратно позволяем соде опуститься в бутылку и следим за тем, как шарик надувается, но лететь при этом он не будет.

Рефлексия.

Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? Давайте каждый из вас продолжит предложение:

-  Было интересно узнать, что…

- Мне особенно понравилось...

- Сегодня я узнал…

А может кто-то похвалил бы себя за что-то? Может кто-то поделится, с какими трудностями он столкнулся. Может у кого-то появилась мечта стать настоящим ученым? А теперь возьмите капельки и оцените свою работу. ( Дети располагают капельки на лестнице, рассказывают о своих ощущениях).

Чтение стихотворения детьми:

                                       Берегите воду.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста, или очень грязна

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь-

Там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замершего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода

И жизнь на планете затихнет тогда.

И на этой радостной ноте мы с вами заканчиваем наши исследования, а в память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям небольшие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"

Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Свойства воды»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

Конспект ООД в старшей группе «Знакомство со свойствами света»

Конспект ООД в старшей группе«Знакомство со свойствами света»...

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство со свойством воды».

Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»...

Конспект оод в старшей группе по теме:"Свойства воды"

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды.Уточнить представление о значении воды в природе.Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.Расширять словарь глаголов, существительных и прила...