Уголок природы в группе детского сада
консультация по окружающему миру по теме

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

 Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

УГОЛОК ПРИРОДЫ


Подбор растений и животных

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

 Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучм. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

 Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

Уголок природы в младших группах 

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредсточть внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.

Уголок природы в подготовительной к школе группе

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1—2 вида, рис. 2), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.
Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).
Рыбы в аквариумах (их должно быть 2—3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.
Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада. 



Морфо – биологическая характеристика комнатных растений уголка природы

Фикус

Семейство тутовых. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Первое почетное место среди различных видов фикусов занимает Фикус каучуконосный или Фикус эластика. Также очень популярны Фикус Бенджамина, Фикус лировидный, Фикус бенгальский, Фикус карликовый и др.

Все фикусы не переносят сквозняков, переувлажнения почвы и прямого солнца (фикусы пестролистных форм более светолюбивы, переносят прямое солнце, но притенение нужно в самые жаркие часы).

Зимой фикус также нуждается в свете, поэтому горшки с растениями переставляют ближе к окну. А пестролистные формы, например фикуса бенджамина могут всю зиму стоять даже на южном окне. При недостатке освещения зимой образуются слабые и искривленные побеги и листья.

Размножаются фикусы черенками. Из побега можно получить столько черенков, сколько на нем листьев. Черенок для размножения должен состоять из одного листа с неповрежденным глазком и половины нижнего междоузлия без глазка. После срезания черенка его опускают в теплую воду для прекращения выделения млечного сока. Для лучшего укоренения внизу черенка делают разрез или расщеп (у черенка с твердой древесиной крестообразно, у черенка с мягкой древесиной один надрез). Черенки лучше укоренять с почвенным подогревом и укрыв черенок полиэтиленовым пакетом.

Для всех фикусов лучше всего подойдет такая почвенная смесь - 2 части листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть перегноя. Фикусы не любят когда их сажают в посуду значительно большую, чем их корневая система, поэтому пересаживают их тогда, когда предположительно корни заполнят весь горшок или кадку. При этом растут довольно быстро, следовательно, почва при пересадке должна быть питательной, кроме того, весной и летом проводят удобрительные подкормки (хорошо отзываются на подкормку органическими удобрениями, хорошо подойдет для этого перепревший коровий навоз или магазинное удобрение "Исполин"). Так же фикусы можно подкармливать такими удобрениями, как "Радуга" и "Пальма". Старые экземпляры крупных фикусов пересаживают очень редко - через 5-6 лет. Но ежегодно можно заменять верхний слой земли на новый. Так же следует заменить верхний слой земли, если на нем появилась белая корка - солевой налет.

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник, мраморный или кафельный пол и т.п. В комнате с температурой выше умеренной, листья начинают свисать вниз.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей. Пестролистные формы нуждаются в более светлом и теплом месте, чем формы с темными листьями.

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками, для лучшего укоренения с подогревом почвы и укрывании черенка полиэтиленовым пакетом.

Фуксия

Семейство ослинниковых. Родина Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.

Фуксия изящная Fuchsia gracilis - кустарник с красноватыми стеблями. Листья супротивные овально-ланцетной формы, 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.

В культуре существует и продолжает появляться множество разных сортов фуксий, которые затруднительно все описать. Фуксии отличаются формой и строением цветков - простые, махровые, полумахровые и их цветовой гаммой - белые, розовые, красные, пурпурные, фиолетовые и т.д. К сожалению, фуксия довольно недолговечное растение, так как очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Бегония вечноцветущая

Семейство бегониевых. Существует много видов бегоний и все они по-своему прекрасны. Среди бегоний есть как декоративно-лиственные, так и декоративно-цветущие виды. Бегонии это красивые комнатные растения с сочными листьями, имеющими несколько кособокую форму. На цветоножках имеются как мужские, так и женские цветки. У женских цветков над лепестками образуется трехгранная семенная коробочка. Большинство бегоний цветут все лето, однако при создании им хороших условий, они могут цвести и осенью, и даже зимой.  Все бегонии делят на две основные группы: бегонии декоративно-лиственные и бегонии декоративно-цветущие.

Бегонии декоративно-цветущие

Ценятся за красоту и обильность своих цветков. Среди декоративно-цветущих бегоний есть вечнозеленые растения, которые можно содержать в комнатных условиях в течении всего года, например, бегония вечноцветущая. Одними из самых эффектных цветущих бегоний являются клубневые бегонии, это горшечные культуры, такие как например, гибриды бегонии Лоррен и гибриды бегонии Элатиор. Эти растения после цветения заканчивают свой срок выращивания и их, как правило, выбрасывают. Цветут клубневые бегонии летом и осенью (при хорошем уходе с весны по декабрь), на зиму они теряют листья. Осенью, когда клубневые бегонии начинают переходить в состояние покоя, полив сокращают, а после опадания листьев прекращают совсем. Клубни освобождают от земли и хранят в ящиках в песке, в прохладном помещении. При зимовке клубней в комнате, в горшках, их время от времени поливают, но, не допуская сырости.

Уход за декоративно-цветущими бегониями

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Уход за декоративно-лиственными бегониями

Температура: Умеренная, оптимально 18-20°С, зимой не ниже 16°С. Гибриды бегонии королевской предпочитают температуру чуть выше оптимально 22-25°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой прямых солнечных лучей. Желательно чтобы освещение было равномерным круглый год. Для этого летом бегонии несколько отодвигают от окна (но место должно быть очень светлым), а зимой придвигают как можно ближе к окну.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем, и пересыхания земляного кома. Зимой полив умеренный, в пасмурные, хмурые дни, когда очень мало света полив прекращают совсем. Поливают бегонии очень осторожно, так чтобы струя воды не попадала на листья, иначе на них остаются бурые пятна. Вода должна быть мягкой, отстоянной. В период с октября по март бегонии поливают более умеренно. С марта по октябрь проводят подкормку удобрениями 1 раз в неделю, используя для этого жидкие комплексные удобрения для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха: Бегонии требуют высокой влажности воздуха. Но кустовые бегонии, в большинстве своем с пушением листьев не переносят попадания воды на листья, поэтому можно поместить горшки с бегониями на поднос, или в ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ежегодно или через год, весной. В тесном горшке листья бегоний бледнеют и теряют свою декоративность. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. Бегонии предпочитают почвы, имеющие слабо кислую реакцию, когда рН = 5,5 - 6,5. После пересадки растения обрезают.

Размножение: Стеблевыми черенками, листьями, частью листа, делением и семенами. Стебли разрезают на кусочки по 2 см длиной и укладывают для укоренения в плошки, желательно с почвенным подогревом.

Бальзамин («огонек»)

Семейство бальзаминовых. Родина бальзамина - тропическая и субтропическая Азия и Африка. В природе известно более 500 видов этих травянистых, кустовидных растений. В переводе с латинского impatiens переводится как "не переносящий", поэтому Бальзамин получил название недотрога. Связано это с тем, что созревшие плоды этого растения при малейшем прикосновении к ним раскрываются и из них разлетаются семена.

Бальзамин имеет много названий. В народе его называют Лиззи хлопотунья или Ванька мокрый. Первое название появилось в связи со способностью этого растения цвести практически круглый год. Ванькой мокрым бальзамин окрестили за его влаголюбие, при недостатке влажности в почве у растения сразу поникают стебли и листья.

Импатиенс Валлера Impatiens walleriana - до 55-60 см высотой, с прямостоячими сочными стеблями. Листья очередно расположенные, широкоовальной формы, заостренные на конце, светло-зеленого цвета и мелкозубчатые по краю. Листья до 10 см длиной, цветки около 4см диаметром одиночные или в малоцветковых соцветиях с длинными цветоножками. Цветки могут быть красными, розовыми, белыми, красновато-оранжевыми или красно-белые. Этот вид является исходным для множества гибридов и сортов, которые могут иметь разную окраску листьев, цвет и строение цветка (простые или махровые, одно или двухцветные).

Импатиенс Петерса Impatiens petersiana - от 60 см и выше, с прямостоячими красными стеблями. Отличается быстрым ростом. Листья ланцетной формы, пурпурно-красной окраски, мелкозубчатые по краю, на длинных черешках.

Импатиенс линейнолистный Impatiens linearifolia - быстрорастущие растения, размеры куста до 1 м, с прямостоячими красноватыми стеблями. Листья узко овальной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа зеленая с широкой кремовой полосой по центру и красноватой центральной жилкой.

Импатиенс Холста Impatiens holstii - от 60 см и выше, с прямостоячими стеблями. Листья яйцевидной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа коричневато-зеленая.

У всех выше перечисленных видов, цветки могут быть самых разнообразных цветов и окрасок, белые, розовые, красные, фиолетовые, белые, лиловые, сиреневые, пурпурные, однотонные или двухцветные, простые или махровые.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Температура: Умеренная, зимой

не ниже 12 °С. Для цветения зимой температура нужна не ниже 15 °С.

Освещение: Светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей нужно притенять.

Для цветения зимой необходимы несколько часов прямого солнечного света ежедневно.

Полив: Обильный, почва всегда должна оставаться влажной. Зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: Время от времени листья полезно опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

Пересадка: Хорошо цветет только в том случае, когда корни заполняют горшок.

При необходимости пересаживают весной.

Размножение: Стеблевыми черенками в любое время года или семенами  весной.

Китайский розан

Семейство мальвовых. Вечнозеленый кустарник, в домашних условиях от 70 до 1,2 м высотой. Довольно легко зацветает при хорошем уходе крупными, до 12 см в диаметре цветками. Цветение может быть очень обильным и долгим - с весны до осени, хотя цветки не держатся долго - около двух дней. Цветки бывают разных оттенков - оранжевые, желтые красные, розовые или белые, а так же разной формы - простые или махровые. Есть сорта с пестрыми листьями. На лето растение лучше вынести в сад, но место должно быть защищенным от ветра и немного притемненным.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Гибискус довольно теплолюбив. Летом содержат при температуре около 20-25°С. Зимой при 15-20 °С, минимум 13°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, с небольшим количеством солнечных лучей. Зимой нужно светлое помещение. Лучшее место для гибискуса на восточном или западном окне. На южном окне понадобится притенение в самые жаркие часы дня.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой умеренный. Избегайте переувлажнения или пересушки земляного кома. Не поливайте холодной водой.

Удобрение: С апреля по август гибискус подкармливают специальными комплексными удобрениями для цветущих комнатных растений, через каждые 3 недели. Можно использовать "Радугу", "Идеал" и т.п.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивают.

Пересадка: Почва - 1 часть дерновой, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли, 1 часть песка. Пересадка в марте - апреле. Обрезают после пересадки. А летом можно неоднократно прищипывать. Посуда предпочтительна просторная. Весной растение укорачивают, и пересаживают в свежую землю.

Размножение: Стеблевыми черенками, которые лучше укоренять в июле-августе.

Аспарагус

Семейство аспарагусовых. Родина тропические и субтропические районы Старого Света. Делится на полу-вьющиеся виды - аспарагус перистый и ампельные виды - аспарагус Шпренгери. Как комнатные растения распространены похожие на папоротники аспарагусы с шиловидными "листьями". Аспарагус перистый Asparagus plumossus - компактное растение с изящными, раскидистыми в молодом возрасте ветвями, которые со временем оголяются внизу. Самый маленький сорт Asparagus plumossus Nanus. У Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery свисающие побеги с ярко-зелеными "листьями" и красные ягоды. Менее распространен, но более декоративен Аспарагус Мейера Asparagus meueri. Прямые и жесткие, густоопушенные "листьями" побеги достигают 40-55см в длину и эффектно оттеняют в композициях растения с крупными листьями. Аспарагус серповидный Asparagus falcatus совсем не похож на папоротник. У него большие сердцевидные "листья" и достигающие одного метра в длину колючие стебли. Аспарагус спаржевидный Asparagus asparagoides представляет собой ветвистый кустарник со стелющимися стеблями, которые достигают 1,7м в длину. Два распространенных аспарагуса - перистый и густоцветковый ценят за изящные ажурные ветви. Несмотря на распространенное мнение, они не относятся к папоротникам, а их шелковидные "листья" на самом деле - видоизмененные стебли.

В целом аспарагус - неприхотливое растение.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная, для большинства аспарагусов около 15-18°C. Зимний минимум 10°C, идеально 10-14°C.

Освещение: Светолюбиво, лучшее место подоконник северо-восточного или северо-западного окна. Если растение помещено в комнате, за тюлевой занавеской, то его место около восточного или западного окна; если окно южное, то в комнате на некотором расстоянии от окна. Зимой нужно больше рассеянного света, растения переставляют ближе к окну.

Полив: Зимой (с ноября по февраль) полив умеренный, с весной его увеличивают. Летом можно оставлять в поддонах воду.

Влажность воздуха: Любит влажный воздух, иногда аспарагус не зацветает только от того, что слишком сухой воздух. Если растение стоит близко к батарее центрального отопления или камину, то мелкие листочки начинают желтеть и осыпаться, и опрыскивание тут не поможет, придется переставить растение подальше от источника жаркого воздуха.

Пересадка: Аспарагус требует просторной посуды и легкой питательной почвы из листовой, парниковой и глинисто-дерновой земли с песком. Молодые растения пересаживают ежегодно весной, старые раз в 2-3 года. При пересадке не следует без необходимости повреждать корневой системы, но если корни разрослись очень буйно, то нужно аккуратно оборвать клубеньки руками, так, чтобы корневая система уменьшилась раза в три. В период активного роста проводят удобрительные подкормки.

Размножение: Посевом (март-апрель) семян, которые легко вызревают и делением куста. При делении растение осторожно выбивают из горшка. Делят на 3-4 части так, чтобы каждая имела хотя бы один надземный побег. Удобрительные еженедельные поливки летом способствуют сильному росту и обильному цветению. Старые растения с подсохшими побегами лучше всего омолодить делением корневища, предварительно проведя обрезку.

Аспидистра

Семейство лилейных. Родина Япония. В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую Aspidistra elatior - многолетнее травянистое растение. У нее подземное ползучее корневище, глянцевидные листья на длинных черешках широкоовальной или ланцетной формы, около 50 см длиной и 15 см шириной. В основании листа можно увидеть 1 или 2 редуцированных листа обхватывающих черешок. Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Хорошо развивается в умеренных условиях. Зимой требует прохлады, лучше не выше 15°C, оптимальная температура 10-12 °C, минимум 5 °C. При содержании зимой при температуре выше 20°C требуется регулярное опрыскивание.

Освещение: Летом притенение от прямых солнечных лучей, легкая полутень. Зимой аспидистре нужно хорошее освещение.

Полив: Обильный с весны до осени, зимой умеренный или редкий, в зависимости от температуры.

Удобрение: С апреля по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным жидким удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха: Аспидистра переносит сухой воздух, только если не слишком жирко. Однако регулярное опрыскивание и обмывание листьев только благоприятно сказываются на растении.

Пересадка: Так как аспидистра плохо переносит пересадку, то пересаживают ее по необходимости - через 3-4 года, весной. Почва - смесь дерновой земли (2 части), листовой (1 часть), перегнойной (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть).

Размножение: Весной, делением куста при пересадке. Аспидистру можно размножать и листом, по особой технологии. Она заключается в том, что у аспидистры срезают здоровый лист без черешка, так, чтобы был сохранен толстый мясистый наплыв в основании листа (образованный редуцированными листьями на подобии влагалища). Затем срез листа подсушивают и помещают в бутылку с водой (бутылка с широким горлышком, как кефирная). Бутылку закрывают крышкой и замазывают пластилином, чтобы туда не попадал воздух. Бутылку помещают в теплое и светлое место. Когда на срезе листа появятся корешки, его вынимают и сажают в рыхлую (лучше листовую) почву и накрывают банкой или помещают в комнатную тепличку. Если корни не появились, а конец листа начал портится и загнивать, то можно срезать его до здоровой ткани (только в месте утолщения листа) и в чистой воде снова помещают в бутылку.

Душистая герань

Семейство: Гераниевые, Geraniaceae.

Происхождение: Южная Африка, некоторые виды из Средиземноморья.

Время цветения: Май-октябрь, некоторые виды круглогодично.

Род пеларгоний (герань) охватывает около 250 видов. Со временем в нем вычленились пять больших групп: декоративно-лиственные; душистые; благородные или английские; плющелистные, или балконная герань; зональные или стоячая герань. Пеларгония душистая обладает целебными свойствами.

Освещение: Светлое и солнечное.

Полив: Обильный, по мере подсыхания почвы. Переувлажнения следует избегать. Зимой полив реже. В период роста еженедельная подкормка.

Температура: Умеренная, летом желательно на открытом воздухе. Зимой не ниже 10 °C.

Размножение: Черенками.

Вредители, болезни: Белохвостка, тля; зональные или "стоячая герань" - тля, паутинный клещ, серая гниль, "ржавчина"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок природы в группах детского сада

презентация для воспитателей о том, какие растения должны быть в уголке природы каждой возрастной группы детского сада...

Театральный уголок в младшей группе детского сада

В этом материале помещены фото разных видов театров, большинство из которых сделаны своими руками....

"Уголок настроения" в группе детского сада

В данной статье рассказывается об авторской разработке "Уголка настроения". Статья может быть полезна воспитателям, родителям, педагогам....

Презентация "Физкультурно-оздоровительный уголок в младшей группе детского сада".

В презентации описаны задачи физкультурно-оздоровительного уголка, правила расположения его в группе, примерное наполнение физкультурно-оздоровительного уголка в младшей группе детского сада....

Уголок уединения в группе детского сада

Уголки уединения можно обнаружить во многих детских садах. Во все времена заботливые воспитатели, наблюдая за тем, как ребятишки прячутся под столом, в шкафу, а иногда в своих кабинках, отделяли в про...

Уголок настроения в группе детского сада

Уголок настроения в группе детского сада...

Консультация для воспитателей «Уголок природы в группе детского сада»

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения ...