КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Ледяные цветные бусы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зорькина Оксана Юрьевна

КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей  
по теме «Ледяные цветные бусы»
поисково- исследовательская деятельность

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): агрегатное состояние воды (жидкая и твердая)

Задачи.
1. Закрепите представление детей о свойствах воды и температуры воздуха влияющей на воду.
2. Формирование умение обсуждать проблему, высказывать предложения и формулировать гипотезу.
3. Формирование умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров.
4. Формировать умения создавать и использовать условно символические модели в деятельности.
5. Стимулировать интерес к поисковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей  

по теме «Ледяные цветные бусы»

Разработчик конспекта:  Зорькина  О.Ю.

Образовательная программа «Ребенок в мире поиска»

(Авторы: по редакцией О.В. Дыбиной).

Возрастная группа: 5 лет

Вид (разновидности) деятельности детей:

Коммуникативно - познавательная, познавательно – игровая (моделирование, экспериментирование, диалог - взаимодействие).

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): агрегатное состояние воды (жидкая и твердая)

Задание для совместной деятельности:

Задание

 (действие и его содержание)

Способ

 предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1. Подумайте что произошло с ледяными бусами?

Словесный

Индивидуальный рассказ, обсуждение

2. Подумайте и предложите как изготовить новые ледяные бусы?

Словесный, с демонстрацией материала для проведения эксперимента

Рассказ с демонстрацией наглядного алгоритма изготовления фильтра из предложенных материалов

3. Проведите эксперимент «Сделай новые ледяные бусы» и зарисуйте результаты.

Словесный

Практический, с опорой на наглядный алгоритм

4. Подведите итоги, обсудите результаты, сделайте выводы.

Словесный

Рассказ с опорой на таблицу результатов

Задачи.

1. Закрепите представление детей о свойствах воды и температуры воздуха влияющей на воду.

2. Формирование умение обсуждать проблему, высказывать предложения и формулировать гипотезу.

3. Формирование умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров.

4. Формировать умения создавать и использовать условно символические модели в деятельности.

5. Стимулировать интерес к поисковой деятельности.

Материалы и оборудование.

Стимульный материал: цветные ледяные бусы, которые принесла Снежная королева, чтобы дети помогли украсить ей двор.

Материалы для деятельности детей: комплекты для проведения эксперимента: стаканчики с водой, цветные краски, кисточки, формы для льда, плотные нитки, градусник, фломастеры, демонстрационная доска, дневник наблюдений, песочные часы, именные таблички.

Дидактический материал:

- карточки-заготовки для составления наглядного алгоритма проведения опыта;

- карточки с таблицей для записи результатов (дневник наблюдений);

- карточки по правилам совместной работы;

- карточки с алгоритмом проведения исследования;

- карточки с алгоритмом подготовки сообщения о результатах эксперимента.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

мотивациионно-целевой

Приходит Снежная королева и просит у детей помощи украсить ледяными цветными бусами двор детского сада.

Организуем групповое обсуждение ситуации,  ставим определенные цели.

Предлагаем детям сделать новые ледяные цветные бусы, поощряем активность детей.

Дети принимают приглашение Снежной королевы. Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения «что надо делать» и «как изготовить новые ледяные цветные бусы».

Содержательно-деятельностный

Оказываем детям необходимую помощь в изготовлении ледяных цветных бус в соответствии с зарисованным алгоритмом, в согласовании действий, в зарисовке результатов.

Стимулируем проверку правильности выполнения действий детьми и их последовательность.

Контролируем выполнение всех правил выполнения деятельности.

Помогаем детям зарисовывать результаты эксперимента.

Дети по выполненному алгоритму изготавливают цветные ледяные бусы. Результаты заносят в карточки-таблицы.

оценочно-рефлексивный

Организуем обсуждение результатов эксперимента.

Помогают подготовить групповое сообщение.

Осуществляем итоговый контроль заполнения карточки-таблицы с результатами эксперимента, организуем сравнение результатов детей. Помогаем детям подвести итоги. Делаем общий вывод о выполненной работе. Хвалим детей за: хорошее выполнение работы, слаженность.

Дети сравнивают полученные результаты, делают выводы, выбирают кто будет делать сообщение, обсуждают содержание сообщения, опираясь на предложенный алгоритм. Дети высказывают свои мнения о новых навыках и умениях.

Методы и приемы:

  1. Обсуждение предложения от Снежной королевы.

Пришла снежная королева с цветными ледяными

бусами «Дорогие ребята, скоро новый год, помогите мне украсить двор детского сада». Дети уходят собираться на улицу, а когда возвращаются за бусами, то обнаруживают растаявшие бусы.

Вопросы:

- Что случилось с бусами?

- Почему они растаяли?

- Как теперь помочь Снежной  королеве?

- С помощью чего мы сможем сделать новые бусы?

- Как мы сделаем их цветными?

     2. Создание игровой ситуации.

Предлагаем детям стать изобретателями и обсудить последовательность деятельности по созданию цветных ледяных бус (с опорой на карточку с условно-символическим алгоритмом):

- Кто такие изобретатели?

- Зачем они нужны?

- Что они делают?

- Какие действия они выполняют? (опираемся на карточку с условно-символическим алгоритмом деятельности).

- Что нужно сделать изобретателям, чтобы помочь Снежной Королеве? (Придумаем как сделать цветные ледяные бусы, изготовить их, выбрать лучшие, зарисовать алгоритм их изготовления, украсить ими двор).

 - Могут ли изобретатели работать в парах?

- Делимся на пары.

- Какие правила будем соблюдать когда работаем в парах? ( опираемся на карточки с правилами о совместной работе).

     3. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать цветные ледяные бусы?»

- Можно ли использовать воду из под крана?

- Что нужно с ней делать?

- Что такое лед?

- Как превратить воду в лед?

- Почему лед становится цветным?

- Можем ли мы использовать краски?

- Как придать льдинкам форму бус?

- На чем льдинки будут держаться?

Гипотеза: вода из под крана, станет цветной, если добавить в неё краски, залить в формы для льда, протянуть ниточку и поставить в холодное место, чтобы вода замерзла (это можно сделать самим).

- При какой температуре вода становится льдом?

- Как мы сделаем лед?

- Можем это сделать сами?

      4. Обсуждение и зарисовывание алгоритма изготовления цветных ледяных бус:

-  Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать) Как это изобразить знаками?

- Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы) Как это изобразить знаками?

- С чего нужно начать работу? Как это изобразить знаками?

- Что следует сделать затем?

- Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать цветные ледяные бусы)

     5. Объяснение детям задания по проведению эксперимента «Создай цветные ледяные бусы?»

Дети разбиваются на пары. Договариваются, кто что будет делать.  Выполняют действия по изготовлению цветных ледяны бус (по зарисованному ранее условно-символическому алгоритму).  Результат заносят в дневник наблюдений (вписывают свои имена, зарисовывают условный символ «снежинку» при соответствующей температуре).

6. Обсуждение результатов эксперимента:

– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?

– Как вы определили, что вода стала льдом?

– В чем сходство и отличия результатов разных групп испытателей?

– Как вы думаете: удалось ли нам быть испытателями?

7. Украшение двора цветными ледяными бусами.

8. Итоговая беседа

– Смогли ли мы помочь снежной Королеве?

– Как мы это сделали?

– Что было интересным?

– Чье сообщение показалось вам наиболее интересным? Полным?

– Удалось ли вам быть одной командой? Как договаривались? Какую помощь оказывали друг другу?

– Что нового вы узнали? Чему научились?

Практический материал для деятельности детей

в поисковой лаборатории

Алгоритм изготовления цветных ледяных бус:

Дневник наблюдений для записи результатов 

(по горизонтали – температура воздуха измеряемая градусником, по вертикали – время, прошедшее с момента предыдущей проверки, на пересечении – дети заполняют степень замерзания воды)

Карточки по правилам совместной работы

     Правила совместной работы. Работать дружно. Быть внимательными друг к другу. Быть вежливыми.  Помогать товарищу. Доброжелательно относиться друг к другу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"

Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Цветик – семицветик»

Возрастная группа: 5-6 летВид (разновидности) интегрированной деятельности детей:- изобразительно-познавательная;- литературно-познавательная;- литературно-коммуникативная.Содержание деятельности дете...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме: «Пешеходы на дорогах»

КОНСПЕКТ  совместной деятельности педагога и детей по теме: «Пешеходы на дорогах» с использованием мультимедийного оборудования...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме "Зимующие птицы"

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: - коммуникативно-игровая (дидактическая игра, монолог-взаимодействие);- литературно-коммуника...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»

Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха,  в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему: "Разноцветные сказки"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Методическая разработка совместной деятельности педагога и детей на тему «Бусы для матрешки» в номинации «Познавательное развитие»

Данная методическая разработка  способствует познавательному развитию детей и рассчитан на детей 5-7 лет старшей подготовительной   к школе группыПлан методической разработки составлен с уче...