Дидактические игры
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расторгуева Наталия Михайловна

 Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Учит детей описывать предметы и находить их по описанию.  Закрепить знание детей о диких и домашних животных. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Дидактическая игра «Не ошибись!»

Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.

Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.

Дидактическая игра: «Загадай, мы отгадаем»

Цель: Учит детей описывать предметы и находить их по описанию.

Дети поочередно описывают растения(составляют загадки), остальные отгадывают.

Дидактическая игра «Овощехранилище».

 Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другим слоем).

 В ряд стоят три стола: на одном - овощи и фрукты , приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов в свежем виде (на вывеске - овощи, хранящиеся свежими: картофель, свекла, морковь), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске - бочка с огурцами.)

Часть детей будет приемщиками, остальные - колхозниками. Колхозники привозят урожай, а приемщики определяют способ хранения. (Тара для хранения и перевозки овощей: коробки, банки, тележки.)

Дидактическая игра: «Зоологическое домино»

Цель: Закрепить знание детей о диких и домашних животных.

На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображениями вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек.

Правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, карточки перемешиваются.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»

 Цель: Учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Воспитатель спрашивает у детей: какие они еще знают цветы, кроме комнатных (ответы детей). В поле, на лугах, в лесу, в садах летом и весной, ранней осенью всюду очень много цветов. Как называются цветы, которые растут в поле? На лугу? В саду? В лесу? (Полевые, луговые, садовые, лесные.) Цветы также выращивают на клумбах, газонах. Они украшают улицы, радуют людей. Посмотрите, какие красивые цветы на этих открытках. Давайте устроим выставку цветов. Каждый ребенок выбирает любимый им цветок и ставит на стенд. Дети любуются цветами, рассказывают о них. Выставка должна пробудить чувство радости, умение видеть красивое, любоваться красотой.

 

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Воспитатель читает стихотворение:

                                   О чем поют воробушки

                                  В последний день зимы?

                                         -Мы выжили!

                                       -  Мы дожили!

                                   -Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы - синицы, поползни, дятлы. Действительно, зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь нужно позаботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Кроме семян, синицы очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветках. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно: утащат вороны.

Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов от молока сделать кормушки для птиц, которые затем развешиваются на участке детского сада и наполняются кормом.

После этого можно поиграть в веселую игру «Прилетели птицы».

Воспитатель предупреждает детей:

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи.

Воспитатель: А мухи - это кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы...

Дети топают. Игра продолжается

Воспитатель:                               Прилетели птицы:

                           Голуби, синицы,

                            Галки и стрижи,

                           Чибисы, чижи,

                           Аисты, кукушки,

                           Даже совы-сплюшки,

                          Лебеди, скворцы.

                          Все вы молодцы!

После этого можно сказать детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.

 Дети, а какую зимующую птицу мы забыли? ( Если дети не догадались, то воспитатель сам называет снегиря)

 Дидактическая игра «Назови три предмета» 

Цель: Упражнять детей в классификации предметов

Воспитатель называет: деревья, кустарники, птицы, домашние

животные, дикие животные и т. д.        Детям нужно подобрать три нужных слова        .        

Рассматривание одуванчика. Работа с комплектом карточек Н. Рыжовой «Одуванчик».

Цель: Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения. Развивающая среда: Карточки с изображением различных частей одуванчика и сезонных изменений в природе из пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы». Карточка № 1- корень одуванчика в почве, № 2 - листья и цветоножка («стебелек»), № 3 - раскрытое соцветие, № 4 - бутон, № 5 - закрытое соцветие, № 6 - пчелы, опыляющие одуванчик, № 7 - «головка» одуванчика с семенами-парашютиками, № 8 - семена, разлетающиеся от ветра, № 9 - листья : одуванчика, № 10 - одуванчик под снегом зимой, № II- : солнце, № 12 - ветер, № 13 - ночь, № 14 - дождь, № 15 - снег.

Содержание

Воспитатель: Дети, послушайте и отгадайте загадку:

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы мне поможете.

Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки.

Дети, из чего появились листочки? (Из корня.)

(Воспитатель ставит на доску карточку № 1, над ней – карточку №9.)

А почему весной тает снег, и листочки растут? (Солнце светит и греет землю.)

(Воспитатель ставит на доску карточку № 11.)

Что еще есть у одуванчика кроме листьев? (Если дети отвечают, что есть цветок, воспитатель над карточкой № 9 прикрепляет карточку №3 и спрашивает: правильно? Дети видят, что неправильно.)

Воспитатель: На чем растет цветок? (Карточка № 2 под карточкой №3, карточку №9убрать.)

Есть у полевого одуванчика тоненькая ножка-стебелек, на которой и держится цветок, вернее, не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. Почему? В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется пыльца. А еще цветы содержат вкусный сок - нектар. Прилетит пчела попить его (карточку №3 заменить карточкой № 6), «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками-парашютиками (карточку №6 заменить карточкой № 7).

Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки-парашютики? (возможные ответы детей.)

Да, подует ветер (прикрепить карточку № 12), разлетятся парашютики с семенами по белу свету (смена карточки № 7 на карточку №8), полетают-полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.

Чего еще не хватает нашему одуванчику? (Прикрепить карточки №2и№3.) Может, мы что-нибудь забыли? А откуда одуванчик берет пищу, что его «держит» в земле? (Прикрепить под карточкой № 2 карточку № 1.) У одуванчика один большой толстый корень, в нем он запасает пищу, и много маленьких - через них он получает из земли воду и пищу. Корень «держит» одуванчик в земле.

А сейчас я предлагаю вам сложить одуванчик из своих карточек в разное время года и суток (ночь-день, зима-весна-лето), используя при этом карточки с изображением этого: №№ 10-15.

Вывод: одуванчик - многолетний весенний цветок; он состоит из » определенных частей; на зиму он «засыпает», а весной расцветает вместе / с новыми цветами, появившимися из семян-парашютиков.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...