Конспект НОД для детей подготовительной группы "Живой мир нашего края"
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Маренкова Наталия Викторовна

Конспект с презентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД для детей подготовительной группы «Живой мир нашего края»

Тема: «Живой мир нашего края» подготовительная группа

Цели:

1) Образовательные:

• Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей об обитателях леса;

• Закрепить понятие лес, лесник;

• Уточнить знания детей о разновидностях леса;

• Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;

• Формировать умение различать породы деревьев по кроне (силуэту) .

2) Развивающие:

• Развитие зрительного восприятия;

• Развитие речи детей за счёт обогащения словаря и за счёт развития описательной речи;

• Включить в активный словарь детей слова: смешанный, ельник, сосновый, хвойный,

• еловый и др.

3) Воспитательные:

• Вызвать желание беречь и охранять природу родного края;

• Развивать любознательность,

• Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу - лес и человек. »

• Формировать представления о роли леса в жизни человек.

Развивающая среда: оформление группы под лесную полянку, елочки, пеньки; презентация «Живой мир нашего края»; игра «Истинно-ложно»; карточки- слова; практические действия с лекарственными травами и вареньем; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; психоразминка (релаксация) ; физминутка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных, птицах, растениях и других обитателях леса; наблюдения в природе; беседы на экологические темы; заучивание пословиц и стихов; походы в лес с родителями; экскурсия в краеведческий музей.

Ход:

Воспит: Пойдёмте, друзья, по тропинке со мной. Ответы искать в сторожке лесной под зелёным шатром. Ребята, я вас приглашаю в гости к леснику. А лесником буду я. Кто такой лесник? (ответы детей- он охраняет лес, садит новые ёлочки и т. д.)

• Воспит. обобщает ответы детей: лесник – это человек, который любит и знает всех обитателей леса и всегда готов прийти на помощь в трудное время. Его основное дело – охрана и забота леса. Показ слайда.

• Стих «Лесник» А.Зеленовского (отрывок) :

• Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем как дома, всё давным-давно знакомо.

Взгляд лесничего остёр: тут недавно был костёр-

Под ветвями тлеет жар, не досмотришь и пожар…

Дальше-дальше…. долог путь!

Должен всюду заглянуть, всё обследует лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.

• Сейчас я вам предлагаю составить описательную загадку об одном из жителей леса. (это хищное животное, серого цвета, очень злой, в сказках бывает глупый …. ) Воспит. отгадывает и приглашает детей пройти в сторожку лесника.

• Ребята, а что такое лес? (ответы-там растут разные деревья, травы и т. д.) Показ слайда.

• Лес – это многоэтажный дом, в котором много разных жильцов. Одни живут на нижних, другие на верхних этажах. Предлагаю назвать пословицы о лесе:

- лес- богатство и краса, береги свои леса;

- много леса – не губи, мало леса – береги, нет – леса посади;

- старые деревья молодые охраняют;

 - срубили кусты – прощай птицы и другие.

• Ребята, леса бывают разные, это зависит от того, какие деревья растут в этом лесу.

• Какие бывают деревья? (хвойные и лиственные)

• Назовите лиственные деревья (берёза, липа, осина, дуб, рябина и др.) Показ слайда.

• Воспитатель рассказывает, что лес – где растут одни и те же деревья называется: осины – осинник, берёзы – березняк, берёзовая роща. Показ слайда.

- Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр, лиственница). Показ слайда.

- Лес, где растут одни сосны называется…? (сосняк, сосновый бор) Показ слайда.

• А если в лесу растут и хвойные, и лиственные деревья. Как называется такой лес? (смешанный). Кроме деревьев в лесу, что ещё растёт (кустарники, трава, цветы и т. д.)

• Посмотрите, пожалуйста, и скажите, а сторожка лесника в каком лесу находится (хвойном) .Какие деревья (ели) .Как ещё можно сказать (ельник, еловый лес) .

• Деревья и кустарники имеют плоды и сейчас мы с вами определим, чей же плод спрятался в волшебной коробочке. Коробка – сундучок с двумя отверстиями для рук. Дети на ощупь определяют, что спрятано. Здесь можно использовать дифференцированный подход: некоторые дети обследуют двумя руками. Называют шишки: сосны – сосновая, ели – еловая, кедра – кедровая; плоды дуба – жёлуди, ягоды шиповника и т. д.

• Пальчиковая гимнастика :

Мальчик с пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил:

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках,

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

• О ком это стихотворение? (о животных) .Правильно. а сколько их было всего? (8)

- В лесу обитают разные животные, от мала до велика. Мы сейчас посмотрим какие же животные живут в лесах. Показ слайда.

• Я вам расскажу интересные факты из жизни животных. Например: лось сбрасывает рога в начале зимы; лиса больше времени охотится по ночам; у волка очень чуткий нюх, острое зрение; у медведицы зимой в берлоге появляются медвежата и другие.

• В смешанном лесу живут много зверей например, белки и зайцы? (показ слайда), лось и кабан (показ слайда), лиса и волк (показ слайда). Вот, все животные, которые живут в смешанном лесу. (Показ слайда).

• И мы с вами отправляемся на  лесную полянку. Послушайте. Звучит аудиозапись.

• Что вы услышали? (голоса птиц). Каких вы птиц узнали? (кукушка, синичка). А каких птиц вы ещё знаете? (ворона, дятел, сова). Давайте посмотрим на некоторых птиц леса: тетерев и сова (показ слайда), кукушка и дятел (показ птиц), соловей и кедровка (показ слайда).

• А чем питаются птицы (насекомыми, семенами трав, растений) .

• Правильно, в лесу растут разные травы, цветы. Есть растения, которые человек использует для лечения. Как они называются? (лечебные, лекарственные). А с какими лекарственными растениями мы уже свами знакомились (подорожник, крапива, ромашка, мята, зверобой). Показ слайда.

• А сейчас мы выполним гимнастику для глаз, что бы наши глаза отдохнули. (Комплекс 1) .

• Глаза наши отдохнули и мы продолжаем беседу о растениях. Чаще всего травы заготавливают в сушёном виде. Ребята, а вы сможете узнать какие здесь травы (да), а как (по запаху). Верно, чтобы усилить аромат, нужно траву помять, потереть руками. Посмотрим на некоторые травы, которые вы определили. Показ слайда.

• Дети определяют в какой розетка какая трава (они измельчённые). А сейчас нужно найти эти травы среди других растений, которые находятся на столе (на столе разложены разные сушёные растения – гербарий) .Дети, как мы будем определять? (по внешнему виду – цветку, листьям, стеблю, корню, по особым признакам) .

• Молодцы, с этой задачей мы тоже справились. А что готовят из лекарственных трав? (отвары, чай, дополняю и обобщаю: из лекарственных трав готовят отвары, настои, делают примочки и. конечно, же заваривают травяной чай.

• А с чем пьют чаще всего травяной чай (с вареньем). Верно, а из чего готовят варенье? (из фруктов, ягод). Хорошо, но мы с вами сегодня будем определять из каких ягод приготовили эти варенья.

• На столе в розетках разложено разное варенье. Как можно определить где какое варенье? (по цвету, по вкусу) А как вам хочется? (по вкусу). Дети, выбрав варенье по цвету, определяют из каких ягод его приготовили, называют :малина – сладкое, смородина чёрная, красная – кислое, калина – горьковатое и другие. Варенье это из лесных ягод. А что ещё можно приготовить из ягод? (сок) .

• Сейчас мы рассмотрим картинки и назовём знакомые ягоды. Скажите, пожалуйста, ягоды ежевика сок – ежевичный, молодцы! Далее дети называют : малина – малиновый, клюква – клюквенный, рябина – рябиновый, земляника – земляничный сок и другие. Показ слайдов.

• Рассказ воспитателя.

• Ребята, мы поговорили с вами о многих обитателях леса. В природе всё взаимосвязано. Обитатели леса хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей: не будет одних, плохо другим. Лес и человек тоже нужны друг другу. Что мы получаем от леса? (пищу, строительный материал, полюбоваться красотой, отдых). Представьте, что вы отправились с родителями, друзьями в лес на отдых, что нужно помнить? (правила поведения в лесу) .

• Сейчас мы с вами поиграем в игру «Истинно - ложно». У вас на столах есть карточки красного и зелёного цвета. Красная – правило неверное, зелёная – правило верное. Воспитатель называет правила: Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку, не листок зря не рвать. Можно шуметь, кричать в лесу – это никому не мешает. В лесу нельзя мусорить. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Можно прогнать из леса всех животных и насекомых. Разожгли костёр – не тушите. Нельзя разорять муравейники. Нужно беречь и охранять лес! Молодцы, я уверена, что вы не только знаете правила поведения в лесу, но и будете их выполнять. Соблюдая верные правила, мы надолго сбережём красоту нашего края.

• Давайте немного расслабимся, сядьте по удобней, закройте глаза. Играет тихая, спокойная музыка. Релаксация: нам хорошо и приятно. Мы дышим чистым воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать всё живое, будем помощниками – юными экологами. Я знаю, что вы выучили стихи, расскажите нам, пожалуйста.

• Дети рассказывают стих:

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Нор звериных, птичьих гнёзд,

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живётся с нами радостно всегда!

Чтоб навеки не исчез,

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров зелёный лес!

• Лес дарит нам волшебную красоту, он красив в любое время года. Он даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы и многое другое. Любите и берегите, защищайте всех обитателей леса.

• Лесник с вами прощается, я хотела бы узнать: вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось? Что запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Труженики нашего села"

Занятие из цикла занятий по краеведению, которое ставит цели закреплять знания о малой родине, воспитывать любовь и уважение к ней....

Конспект НОД в подготовительной группе "Заповедники нашего края"

Данный конспект НОД позволяет познакомить детей с заповедниками нашей страны, формировать ответственное и бережное отношение к родной природе,воспитывать у детей чувство гордости за сохранение заповед...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Урал – наш край родной»

Конспект занятия для детей подготовительной группы...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Россия — наша Родина»

Цель: развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Птицы – наши друзья

Закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам; воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних условиях, развивать умение ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Герои нашего края"

конспект был разработан с целью познакомить детей с героями ВОВ нашего края...