Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зейналова Сара Нажмудиновна

Проведенная исследовательская работа, позволила выявить  интерес ребенка к  обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных материалов, которые применяются в изготовлении обуви. С помощью исследования узнали, отрицательное воздействие на здоровье некоторых видов обуви (например: каблук, балетки, угги, отрицательно влияющие на развитие плоскостопия и неправильной осанки) и обувь из некачественного материала (синтетическая, резиновая, дерматиновая).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_poleznye_bashmachki.doc762.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Социально-гуманитарные науки

«Полезные башмачки»

Автор:

Васенёва Анастасия Сергеевна

группа компенсирующей направленности

«Буратино»

Научный руководитель:

Зейналова Сара Нажмудиновна

воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сказка»

2012 г.

Содержание

Аннотация……………………………….        2

План исследований……………………..        3

Описание работы……………………….        5

Список литературы……………………..        7

Приложение ……………………………        8

Аннотация

Проведенная исследовательская работа, позволила выявить  интерес ребенка к  обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных материалов, которые применяются в изготовлении обуви. С помощью исследования узнали, отрицательное воздействие на здоровье некоторых видов обуви (например: каблук, балетки, угги, отрицательно влияющие на развитие плоскостопия и неправильной осанки) и обувь из некачественного материала (синтетическая, резиновая, дерматиновая).

Актуальность и выбор темы. 

Человек в своем творчестве может сравниться с природой: что не дала человеку  природа, то он придумал сам для облегчения своей жизни. В данном проекте исследуется предмет человеческой деятельности «обувь». Выбор темы вызван интересом детей к разнообразию видов обуви и  ее и назначения для здоровья человека.

Первая обувь была создана человеком лишь как средство защиты от неблагоприятных условий среды. Ее возникновение неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений.

Кто бы мог тогда подумать, что обувь будет не только средством защиты, но и элементом стиля. Современная обувь совершенно отличается от своих далеких предков. Сегодня обувь – это не просто защита от воздействий среды, а отдельный предмет гардероба, но мы часто при выборе обуви  даже не задумываемся, как она пагубно может влиять на здоровье человека.

Выбор темы вызван интересом детей к разнообразию видов обуви и ее значению на здоровье.  

Цель проекта:

Обогащение опыта детей знаниями и сведениями  об обуви: качестве материалов, используемых для её изготовления, типах и значении для здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Исследовать  историю возникновения обуви, разнообразие её типов по назначению и сезону.

2. Познакомить со свойствами различных материалов для изготовления обуви:  ткани, бумаги, соломы, меха, кожи, пластмассы, резины, войлок.

3.Сделать выводы о материалах для изготовления  полезной обуви и обуви, отрицательно влияющей на здоровье человека.

4.Составить альбом «Полезные башмачки».

 

План исследований

Этапы работы над проектом:

1 этап:

 Цель: изучение истории возникновения обуви (Приложение 1), выявление разнообразия её типов (Приложение 2) по назначению и сезону  (индивидуальная и групповая деятельность).

Содержание работы.

 Изучая историю возникновения обуви, мы выявили, что основное её предназначение - это защита ног от влаги, грязи и действия экстремальных температур, а также от механических повреждений.  

 Работая над проектом, детей познакомили с  большой разновидностью обуви. Середина 20 века стала одним из самых динамичных периодов развития обувной промышленности. И сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие, как типов обуви, так и материалов, из которых она сделана, а также расцветок и различных декоративных украшений.

Познакомились с четырьмя основными группами обуви: бытовая, специальная, спортивная, медицинская.

2 этап:

 Цель: подготовка материала для опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы.

 На этом этапе работы над проектом осуществляли сбор материала для опытно-экспериментальной работы:  ткань, бумага, солома, мех, кожа, пластмасса, резина, войлок, которые могут использоваться в изготовлении обуви.

  Проводили опыты с целью знакомства со свойствами различных материалов.  

1 опыт Исследование материалов пригодных (непригодных) для изготовления зимней, летней обуви: сохранение тепла, перегревание ног.

2 опыт Исследование материалов пригодных (непригодных) для изготовления осеннее – весенней  обуви:  промокаемость.

3 опыт Исследование материалов пригодных (непригодных) для изготовления специальной обуви

3 этап:

 Цель: составление практического материала (групповая и индивидуальная деятельность).

Содержание  работы.

 Составили  альбом «Полезные башмачки» с различными видами обуви, которая наиболее пригодна для ношения человеком.

4 этап:

 Цель: презентация проектной работы.

Содержание работы.

  Представление детьми альбома «Полезные башмачки»: рассказали о различных видах обуви, о материалах ее изготовления, наиболее полезных для человека.

Методы:

- чтение познавательной (энциклопедии, справочники) и художественной литературы;

- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;

- поиск информации, чтение статей  в сети Интернет;

- экскурсия в магазин, сапожную мастерскую, краеведческий музей.

- наблюдение;

Вывод

 Изучая энциклопедии, рассматривая иллюстрации к ним, дети познакомились с историей возникновения и многообразием  различной обуви. Каждая  имеет свое название и назначение, что определенный вид обуви соответствует разным сезонам года.  

  С помощью опытов узнали, что для изготовления обуви используются различные материалы, которые не всегда полезные для человека.  

Создали альбом различных видов обуви, которая наиболее пригодна для ношения человеком.

Описание работы

Нас заинтересовало: давно ли люди стали носить обувь? Для чего она служит? Какую обувь носили раньше и носят теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях, журналах, книжных изданиях, интернете.

Мы узнали, когда появилась первая обувь, и какую пользу она приносила. Впервые её придумали первобытные люди, потому что им нужно было защитить ноги от: жары, холода, влаги и от разных повреждений.

Разве наша обувь не полезная? Конечно, полезная! И мы даже знаем, какую она пользу приносит. А узнали мы об этом, изучив энциклопедии, журналы, книжки.

Изучая историю возникновения обуви мы выявили, что основное её предназначение - это зашита ног от влаги, грязи и действия экстремальных температур, а также от механических и химических повреждений.

Наша страна славится изобретением плетеных из лыка лаптями. А еще русскими валенками. Для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого не придумали.

Мы рассматривали тематические альбомы, иллюстрации. В настоящее время мы можем наблюдать огромное разнообразие, как типов обуви, так и материалов, из которых она сделана.

Что такое обувь и из чего она состоит?

Основные понятия.
         Обувь
 – изделие для защиты ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции.
          Размер обуви - величина, характеризующая длину стопы или стельки обуви. В нашей стране применяется метрическая система, т.е. длина стопы измеряется в миллиметрах.
          Полнота обуви - условное обозначение обхвата стопы (внутренней формы обуви).

На экскурсии в сапожной мастерской  и в магазине, мы узнали, что обувь бывает не только повседневная, а еще и специальная.  

Различают четыре основные группы обуви:

-специальная,

-спортивная,

-бытовая,

-медицинская.

А еще есть обувь домашняя, модельная обувь для праздников, детская обувь. Она тоже бывает  спортивной, ортопедической, повседневной, домашней, модельной.

Люди разных профессий надевают специальную обувь для  защиты ног от повреждений: ударов, проколов, низких и высоких температур, от скольжения, от поражения электричеством.

Рассматривая разные виды обуви, мы обратили внимание на то, что они сделаны из разных материалов. А все ли они полезны для здоровья человека? Поэтому мы провели опыты.

Интересно, а какой материал больше подходит для зимних морозов? На прогулку мы вынесли и поставили в снег резиновые сапожки и сапожки из натуральной кожи, натурального меха, спрятали в них игрушки. В резиновых сапожках игрушки быстро стали холодными. Резиновый материал замерз и затвердел. А в натуральных сапожках игрушка оставалась тепленькой. Кожа и мех этого ботинка удерживают тепло. Значит, резиновый материал непригоден для зимней обуви.

Следующий наш опыт – мы взяли ботиночки и резиновые сапожки, вложили в них лоскуточки сухой ткани, затем  поставили в таз  с водой. В резиновых сапожках тряпочка осталась сухой, а в ботиночках – влажной, потому, что вода попала через щели. А ведь если ноги промокнут, человек простынет и заболеет. Значит осенью и весной, в сырую погоду, необходимо носить   резиновую обувь.

А еще мы примеряли детскую обувь, сделанную из натуральной кожи и из искусственной. В искусственных туфельках нашим ножкам было жарко. А в туфельках из натуральной кожи нам было здорово. Как вы думаете, почему? Потому что натуральная кожа дышит, а кожзаменитель не пропускает воздух.

Мы ознакомились с художественной литературой об обуви: стихи, рассказы, загадки, познакомились со сказками. Из них мы узнали про волшебные сапоги-скороходы, которые приносили пользу сказочным героям. Только жаль, что их могут носить лишь сказочные герои.

В результате работы в рамках проекта был изготовлен альбом с разными видами обуви, наиболее пригодной для ношения человеком.

Список литературы

1.Н.В.Нищева. Система коррекционной работы. Санкт-Петербург «Детство-пресс»2001

2.Т.А Шорыгина. Знакомство с окружающим миром. Издательство «Гном и Д» Москва 2004.

3. К. Нефедова. Обувь в картинках. Москва 2004.

4. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Обувь. Санкт-Петербург «Паритет» 2005.

5. И. Костраба, А. Кравец. Большая энциклопедия дошкольника. РООССА 2010.

6. А.В. Соболева. Загадки. Москва 2000.

7. О.Ф. Трифонова. Страна сказок. Издательство Астрель Москва 2001.

8. М. Мезенцева. Логопедия в картинках. Москва 2011.

Приложение к проекту

                                             «Полезные башмачки»

Приложение 1

История возникновения обуви

Возникновение обуви неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений. Примитивная обувь представляла собой куски шкуры, обернутые вокруг стоп и привязанные в нескольких местах. Формирование обуви происходило обычно на ноге. Кроме шкур для изготовления обуви первобытные люди использовали кору и лыко деревьев, войлок, папирус, камыш.

В странах с жарким климатом обувь служила в основном для защиты ног от механических воздействий и представляла собой подошву (деревянную пластинку, дощечку и др.), привязанную к стопе ремешками.

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса, к ноге такие сандалии крепились при помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Носить ее могли лишь очень богатые люди. Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

В Древней Греции изобретенная первая обувь, предназначена не только для защиты стопы от повреждений, но и для красоты. Греческие сапожники умели изготавливать не только примитивные сандалии, но и полуботинки с задником, сапоги без носка – эндромисы, изящные сапожки на шнуровке. Эта красивая обувь пользовалась огромным спросом у греческих женщин. Но самым значимым событием в истории создания обуви стало изобретение греками различий между правым и левым ботинком.

Самой престижной в мире считается итальянская обувь. Недаром даже сама страна Италия выглядит как сапог – ирония географии.                  

В России главной обувью у крестьян были лапти – плетенные из лыка башмаки. Настоящий мастер мог сплести лапти, которые не промокали даже в дождливую погоду. Для тепла ногу обматывали куском ткани.

Русские валенки. Слово "валенок" часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, "коты", "катанки", оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники "догадались" валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому, сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было - теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

Приложение 2

Разнообразие типов обуви по назначение и сезону

До 20 века количество разновидностей обуви было небольшим. Все изменилось с появлением массового производства и с изобретением всё новых и новых материалов. Середина 20 века стала одним из самых динамичных периодов развития обувной промышленности. И сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие, как типов обуви, так и материалов, из которых она сделана.

Различают четыре основные группы обуви:

-специальная,

-спортивная,

-бытовая,

-медицинская.

Специальная обувь: Читая книги о людях разных профессий, мы узнали, что некоторые из них носят на рабочем месте специальную обувь. Для чего? После чтения литературного материала (рассказов, стихов, загадок), бесед с людьми разных профессий сделали вывод, что пожарные, сталевары, военные, строители  и люди других опасных профессий надевают специальную обувь, для  защиты ног от травм, ударов, несчастных случаев. На сегодняшний день многие предприятия различных областей деятельности обеспечивают своих работников не только спецодеждой, но и обувью специального назначения. Эта обувь относится к категории индивидуальных средств защиты. Она призвана защищать от неблагоприятного воздействия внешней среды. Основной задачей использования специальной обуви является предупреждение производственных травм. На производстве, особенно если оно связано с постоянным воздействием химических веществ и других неблагоприятных показателей, человека могут подстерегать самые различные опасности. Поэтому специальная обувь должна защищать от: ударов, проколов, низких и высоких температур, от скольжения, от электрических и электростатических полей, воды, нефтепродуктов, кислот, щелочи и так далее. Это действительно серьезные требования, от качества выполнения которых при производстве специальной обуви может зависеть в конченом итоге даже жизнь человека. По форме исполнения обувь специального назначения может выпускаться в виде сапог, полусапожки, ботинок, полуботинок, туфель, бахил, галош, ботов, тапочек или сандалий.

Материалы для изготовления специальной обуви

Как правило, при изготовлении наружных деталей обуви специального назначения используется натуральная кожа или кожзаменитель. Внутренние же детали могут быть исполнены из меха, синтетических или натуральных тканей. Конечно, идеальным вариантом материала для внутренней отделки обуви будет натуральная кожа, но это не всегда выгодно с материальной точки зрения. Поэтому зачастую можно встретить модели, имеющие подкладку из ткани. Основным материалом для изготовления специальной обуви является юфть. Это выделанная кожа вырабатывается из свиной шкуры или шкуры крупного рогатого скота. Юфтевые кожи различных видов имеют свои особые свойства, но все они обладают хорошей прочностью. Минусом юфти является удовлетворительный показатель эстетичности. Именно поэтому материал более всего востребован при производстве обуви для работы в агрессивной среде, часто - на открытом воздухе.

Спортивная обувь: Вся современная спортивная обувь состоит из определенных составных частей, каждая из которых, выполняет определенные функции: обеспечивает поддержку стопы, устойчивость и удобство, предохраняет от внешних воздействий. В зависимости от назначения обуви к каждой составной части предъявляются определенные требования. Обувь состоит из 5 основных частей:

-основная для дизайнерских решений часть обуви подошва  предназначена для поглощения удара и контроля движений. Подошва является основной амортизационной деталью

-подмётка – нижняя часть обуви, обеспечивающая сцепление с поверхностью и предохраняющая от износа подошву. Подмётка влияет на гибкость, устойчивость и массу обуви;

-стелька  обеспечивает дополнительное удобство, амортизацию и поддержку свода стопы. Со временем стелька принимает форму ноги, что обеспечивает дополнительную комфортность. Обычно является съёмной и взаимозаменяемой, особенно в высокотехнологичных моделях;

-пяточная часть – деталь, выполненная из пластика (находится внутри пяточной части верха). Пяточная часть окружает пятку спортсмена, обеспечивая центральное положение ноги в обуви и устойчивость;

-из-за большого количества боковых движений, спортсмену необходима хорошая устойчивость, теннисная обувь имеет широкую носочную часть. Часто используется специальная защита носочной части (дополнительная накладка) для снижения износа обуви при касании носком поверхности. Подмётка изготавливается из износоустойчивого материала с цепким рисунком для поддержки рывковых движений.

         Бытовая обувь: Группа бытовой обуви является преобладающей по количеству ее выпуска, т.к. предназначена для эксплуатации в обычных условиях и для стандартных размеров стопы. Эта группа имеет большое разнообразие по фасонам и моделям, применяемым материалам и конструкциям. Наиболее значимый признак классификации обуви - ее вид. К видам обуви относятся: сапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки,  туфли,  сандалии,  туфли комнатные,  обувь кроссовая,  чувяки,  мокасины, и др.

Детская обувь

Детская обувь является неотъемлемой частью одежды малыша. Выпускаются разные виды обуви:  летняя, зимняя, весенне-осенняя. Также  спортивная, модельная, ежедневная, домашняя  и др.   Детская обувь с гигиенической точки зрения обязана защищать организм от переохлаждения и перегревания, защищать стопу от физических повреждений, оказывать помощь мышцам и сухожилиям, сдерживать свод ступни в правильном положении, обеспечивать подходящий климат вокруг ступни, содействовать поддержанию нужного температурного режима при всех погодных условиях окружающей среды. Детская обувь обязана быть комфортной, легкой, не ограничивать движений, подходить размеру и форме ступни. Тогда пальцы ног размещаются свободно и ими можно двигать. Но она может стать причиной огромного количества болезней стоп. Узкая и маленькая детская обувь осложняет походку, жмет ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и со временем меняет форму ступни, нарушает нормальный ее рост, изменяет форму пальцы, содействует образованию тяжело заживающих язв, а в зимний период - отморожению. Очень свободная детская обувь также вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и есть все шансы появления потертостей, в особенности в области подъема. Детям не рекомендуется ходить в узенькой обуви. Ношение ее нередко приводит к врастанию ногтей, искривлению пальчиков, образованию мозолей и содействует развитию плоскостопия. Наблюдается плоскостопие и при продолжительном ношении обуви без каблуков, к примеру, в тапочках. Ежедневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочкам - подросткам не рекомендуется, т.к. осложняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. Упор переносится на пальцы стоп. Уменьшается площадь опоры и устойчивость. Человек отклоняется назад. Такое отклонение, в юном возрасте, когда кости таза еще не срослись, влечет за собой изменение его формы, и даже меняет положение таза. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на детородной функции. В это время формируется большой поясничный изгиб. Стопа сдвигается вперед, пальцы сжимаются в узеньком носке, нагрузка на передний отдел ступни возрастает, в итоге развиваются уплощение свода ступни и деформация пальцев. В обуви на большом каблуке просто подвернуть ногу в суставе, легко утратить равновесие.

 Подошва обуви должна отлично сгибаться. Твердая подошва осложняет ходьбу (ограничивается угол изгиба, задник обуви стягивается с пятки), понижает работоспособность мышц голеностопного сустава, увеличивает температуру кожи ноги и потоотделения.  Насколько необходимо обеспечить свободное движение передней части ступни, так же необходимо обеспечить максимальную неподвижность пятки. Задник обязан быть крепким, не позволяющим скольжение ступни. Задник обязан оберегать, тесно обхватывать пятку, предотвращать ее деформацию. В зимний период детская обувь непременно должна быть теплой. Для этого используют мех, фетр, сукно, войлок. В условиях прохладных зим с большим количеством снега используется валяная детская обувь (валенки). Ее плюсами являются высочайшие теплозащитные характеристики и малая масса, недочетом - ограничение подвижности ступни. В прохладные зимние дни не ниже -10 градусов школьники могут носить сапожки и ботинки на пористой резине, утепленные лавсаном с хлопком либо на войлочной либо шерстяной подкладке. При хроническом охлаждении ног появляются спазмы сосудов и развиваются суровые нарушения питания тканей ноги вследствие затруднения кровообращения.

В летние месяцы более применима открытая легкая детская обувь с большим вырезом - сандалии, туфли кожаные, босоножки. Эта детская обувь содействует отличному проветриванию и быстрому испарению пота, так как вокруг ступни циркулирует воздух (благодаря выбору материала, но чаще из за ажурного узора сверху обуви).   В дождливую погоду комфортны резиновые сапожки либо детская обувь с подошвами из материалов, которые не пропускают воду: каучука, резины, нейлона и др. Но, эта детская обувь различается низкой воздухопроницаемостью, потому носить ее нужно лишь со стельками, отлично поглощающими пот: войлочными, хлопковыми, а летом - из картона либо плетеной соломы. Нужно смотреть, чтоб подкладка не намокала. На ноги советуют одевать тонкие шерстяные носки, так как шерсть отлично поглощает воду. Время от времени резиновую обувь приходится носить в прохладное время года. Тогда ее нужно носить с 2-мя парами носок, т.к. воздух между носками создает дополнительную теплозащиту.

Детская обувь, которая отвечает гигиеническим требованиям, может помочь избегать неприятных болезненных явлений. Поэтому, детская обувь не должна нарушать кровообращение, мешать естественному развитию ноги. Перед большим пальцем должно оставаться около 0,5 - 1 см. Ношение обуви с резиновой подошвой, летом, ведет к увеличению потливости ног вследствии недостаточной воздухопроницаемости. Для детской обуви разрешаются ниточные и комбинированные способы крепления, обеспечивающие упругость в пучковой области, легкость при применении пористой резины. Еще может быть использование клеевого и литьевого способов крепления, защищающих обувь от проникания воды, что нужно в осенне-весенний период и зимой. Стелька - это внутренняя деталь, которая имеет контакт с кожей стопы и способствующая созданию допустимого температурного и влажностного режима изнутри обуви. Она обязана владеть высокой воздухо- и влагопроницаемостью. Она должна изготавливаться лишь из натуральной кожи. С помощью каблука искусственно повышают свод ступни, следовательно, увеличивая его рессорность. Также он предохраняет пятку от ушибов о почву, и увеличивает износоустойчивость любой обуви. При опоре на стопу без каблука главная нагрузка приходится на заднюю часть ступни. Отсутствие каблука разрешается лишь в обуви для детей (пинетки), пока малыш не ходит. В обуви с каблуком 2 сантиметра нагрузка распределяется сравнительно равномерно между передней и задней частью ступни. В обуви с большим каблуком, т.е. длиннее 4 см большая часть нагрузки приходится на переднюю часть ступни (при высоте каблука 8-10 см нагрузка на передний отдел ступни больше 7 раз, чем на задний отдел). Высота каблука: для дошкольников - 5-10 мм, для школьников 8-10 лет - менее 20 мм, для мальчиков от 13 до 17 лет - 30 мм, для девченок от 13 до 17 лет до 40 мм.  

   Детская обувь должна отлично крепиться на ноге и не препятствовать передвижению. Чтобы достичь желаемого результата применяются разные виды крепления: "липучка", шнуровка, ремни, застежка на молнию. "Открытые туфли, которые не имеют застежек ("лодочки") не допустимы для обуви школьника". Масса обуви зависит от материалов которые используются для ее изготовления. Для верха детской обуви демисезонного назначения советуют натуральную кожу, т.к. она владеет высокой мягкостью, паропроницаемостью, гибкостью и теплозащитными качествами для летней обуви на ряду с кожей употребляются разные текстильные материалы либо их композиции с кожей: джинсовая, рогожка и др. Для верха утепленной обуви рекомендуются шерстяные и полушерстяные материалы, сукно, драп, фетр, войлок и др. Для подкладки советуют натуральную кожу и х/б материалы. Для производства детской обуви могут применяться полимерные материалы либо натуральные с вложением химических волокон, которые регламентируются санитарными нормами и правилами. детская обувь для ежедневной носки на улице либо в школе обязана быть обычный, комфортной формы, на широком каблуке высотой 1-2 см. Тогда ходьба не будет утомительна. Выходные туфли для девочек старшего возраста могут быть на среднем, но обязательно устойчивом каблуке, высотой менее 3 см.

   Правила подбора обуви

   Детская обувь подбирается в согласовании с размерами, которые определяют по длине ступни: расстояние меж концом самого длинного пальца и самой выступающей точкой пятки. За единицу измерения принят мм, разница между номерами составляет 5 мм. Обувь для детей и подростков производят в четком согласовании с шириной и длиной ступни. Во время примерки обуви следует обращать внимание, чтобы перед большим пальцем было место в 0,5-1 сантиметра. Чтобы достичь желаемого результата во время примерки обуви малыш обязан стоять, но не сидеть. Лишь в том случае, когда стопа несет всю массу тела, можно узнать действительную длину и ширину ступни. При всем этом следует учесть, что длина ступни не остается постоянной, а увеличивается, особенно во время движения либо в результате утомления, вызванного долговременной ходьбой.

Малышу примерно каждые полгода необходимо менять размер обуви. Детская обувь лучше брать светлых, ярких тонов.

     Детская обувь из кожи

    Прежде, чем одеть новую кожаную детскую обувь, ее нужно смазать кремом. Чтоб детская обувь долго служила, за ней необходимо ухаживать ежедневно. После прогулки нужно протереть детскую обувь увлажненной тряпочкой, в зимний период обтрусить снег, а потом намазать кремом - это смягчит кожу, защитит ее от трещин. Если детская обувь вымокла и загрязнилась, то ее, сначала, нужно промыть снаружи прохладной водой, протереть сухой тряпочкой, можно смазать сверху глицерином, и набить хорошо размятой газетной бумагой либо бумажными чистыми полотенцами и поставить сохнуть в теплом месте, но главное не на батарее. Можно сушить недалеко от батарей, но не прислоняя. Через некоторое количество часов бумага скорее всего впитает в себя лишнюю воду. Если на высохшей обуви останутся разводы, их можно удалить раствором обычного уксуса. На ночь лучше вынимать стельки, а сапоги открывать, предварительно до конца расстегнув молнию. С утра необходимо протереть детскую обувь мягкой щеткой либо тряпочкой, придав ей блеск.

 Детская обувь с текстильным верхом

Такую обувь можно мыть водой с мылом с нашатырным спиртом (на стакан воды чайная ложка спирта), а потом протереть чистой тряпочкой. Жирные пятна на этой обуви можно удалить бензином.

 Резиновая детская обувь

 Резиновая детская обувь будет долго сохранять глянец, только ежели не оставлять ее грязной. Придя с улицы, сразу обувь необходимо тщательно вымыть прохладной водой и протереть насухо. Нельзя ставить ее недалеко от огня - она может потрескаться. Стельки из толстой ткани, кожи, войлока нужно вытащить и просушить.

Фетровая детская обувь и валенки

 Их очищают пемзой либо жесткой щеткой. Если эта детская обувь чрезвычайно грязная, ее можно предварительно промыть, но возможно, что она незначительно сядет.

Приложение 3

Рассказы о мертвецах: Сапоги колдуна

             Отпросился солдат в отпуск — родину навестить, родителей повидать, и пошел в дорогу. День шел, другой шел, на третий забрел в дремучий лес. Где тут ночевать? Увидал — на опушке две избы стоят, зашел в крайнюю и застал дома одну старуху. «Здравствуй, бабушка!» — «Здравствуй, служивенькой!» — «Пусти меня ночь переспать».— «Ступай, только тебе здесь беспокойно будет».— «Что? Али тесно у вас? Это, бабушка, ничего; солдату немного места надо: где-нибудь в уголок прилягу, только бы не на дворе!» — «Не то, служивенькой! На грех пришел ты…» — «На какой грех?» — «А вот на какой: в соседней избе помер недавно старик — большой колдун; и таперича каждую ночь рыщет он по чужим домам да людей ест».— «Э, бабушка, бог не выдаст, свинья не съест».

        Солдат разделся, поужинал и полез на полати; лег отдыхать, а возле себя тесак положил. Ровно в двенадцать часов попадали все запоры и растворились все двери; входит в избу покойник в белом саване и бросился на старуху. «Ты, проклятый, зачем сюда?» — закричал на него солдат. Колдун оставил старуху, вскочил на полати и давай с солдатом возиться. Тот его тесаком, рубил, рубил, все пальцы на руках поотбивал, а все не может поправиться. Крепко они сцепились, и оба с полатей на пол грохнулись: колдун под низ, а солдат наверх попал; схватил солдат его за бороду и до тех пор угощал тесаком, пока петухи не запели. В ту самую минуту колдун омертвел: лежит, не тронется, словно деревянная колода.

         Солдат вытащил его на двор и бросил в колодезь — головой вниз, ногами кверху. Глядь: на ногах у колдуна славные новые сапоги, гвоздями убиты, дегтем смазаны! «Эх, жаль, так задаром пропадут,— думает солдат,— дай-ка я сниму их!» Снял с мертвого сапоги и воротился в избу. «Ах, батюшка служивенькой,— говорит старуха,— зачем ты с него сапоги-то снял?» — «Дак неужли ж на нем оставить? Ты смотри: какие сапоги-то! Кому не надо — рубль серебра даст; а я ведь человек походный, мне они очень пригодятся!»

             На другой день простился солдат с хозяйкою и пошел дальше; только с того самого дня — куда он ни зайдет на ночлег, ровно в двенадцать часов ночи является под окно колдун и требует своих сапог. «Я,— грозит,— от тебя нигде не отстану: всю дорогу с тобой пройду, на родине не дам отдыху, на службе замучу!» Не выдержал солдат: «Да что тебе, проклятый, надобно?» — «Подай мои сапоги!» Солдат бросил в окно сапоги: «На, отвяжись от меня, нечистая сила!» Колдун подхватил свои сапоги, свистнул и с глаз пропал.

История обуви

         История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но зато египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые, однако, всегда снимались в присутствии или во дворце царя.

           Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались.

         Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет. У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напомигающие современную обувь.

            Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение.

           Воины носили железную и медную обувь. У греков, мы уже находим, кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй, полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины.

          На найденных глинянных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под названием "персидской", которую носили в преимущественно куртизанки.

        Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая была красного цвета. У римлян существовало два вида обуви: один "calceus", закрывающий всю ногу (сильно напоминающий нашу современную обувь) и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой - "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus".

         Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота (luna, lunula, littera C),служившие отличительным знаком сенаторов -патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом.

            Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним.

       Бедный класс населения носил деревянную обувь.

Приложение 5

Стихи про  обувь

Ботинок

 Попросила мама сына:

 - Зашнуруй-ка свой ботинок:

 Раз-два — вправо,

 Раз-два — влево!

 — Он не хочет шнуроваться, —

 Митя думал оправдаться.

 И чтоб это доказать,

 Узелочки стал вязать:

 Раз-два — справа,

 Раз-два — слева.

 — Вот! Мешают узелочки

 Мне продергивать шнурочки!

О. Чернорицкая

Воробышки

 На дворе морозище –

 Градусов под сорок.

 Плачутся воробышки,

 Что весна нескоро,

 Что в морозы лютые

 Плохо греют шубки…

 Я принес воробышкам

 На тарелке крупки:

 - Кушайте, воробышки,

 Кушайте, хорошие.

 Я бы вам и валенки

 Подарил с калошами.

 Но сказала мама:

 - Воробей ведь маленький.

 Сразу, как запрыгает, -

 Потеряет валенки.

В. Звягина

Как ботинки ели кашу

 Дед сказал однажды Паше:

 - Вот, ботинки просят каши.

 Да, носил их года три...

 Прохудились, посмотри.

 Я поеду в магазин,

 Ты побудь, дружок, один.

 - Хорошо, - ответил Паша.

 И, чтоб время не терять,

 Стал ботинки манной кашей

 Из кастрюли наполнять.

 - Не кормили столько лет...

 Вот обрадуется дед!

О. Григорьева

Какая одежда?

 Летом, в жаркие часы –

 Только майка и трусы.

 А зимою нам нужны:

 Свитер, теплые штаны,

 Шарф, пальто, сандалии,

 Шапка и так далее.

 Шапка …, свитер…

 Впрочем, я…

 Я запутался, друзья!

 (Сандалии – летняя обувь!)

А. Шибаев

Мэри

 У маленькой Мэри

 Большая потеря:

 Пропал ее правый башмак.

 В одном она скачет

 И жалобно плачет,

 Нельзя без другого никак!

 Но, милая Мэри,

 Не плачь о потере.

 Ботинок для правой ноги

 Сошьем тебе новый

 Иль купим готовый,

 Да только смотри – береги!

Сапожки.

 На сафьяновых сапожках

 Золоченые застежки,

 И задорный каблучок

 Отбивает - чок, чок, чок!

 Ох, сапожки хороши,

 Так и просят - попляши!

Е. Стеквашова

Неудача

 У Джона превосходный плащ,

 Отличные галоши.

 А дождик не идет – хоть плачь!

 День, как назло, хороший.

 На небе тучки ни одной!

 У них, должно быть, выходной!

А. Милн

Поединок со шнурком

 Ко мне братишка привязывается,

 Шнурок у него не завязывается.

 Шнурок на ботинке завязываю,

 Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.

 Рассказываю, как завязываю.

 Завязываю и развязываю,

 Развязываю и завязываю…

 И я научился не сразу ведь

 Завязывать и развязывать…

Ш. Галиев

 Посчитаем в первый раз,

 Сколько обуви у нас.

 Туфли, тапочки, сапожки

 Для Наташки и Сережки,

 Да еще ботинки

 Для нашей Валентинки,

 А вот эти валенки

 Для малышки Галеньки.

Н. Нищева

 Промочил котенок лапки,

 Сшили мы котенку тапки.

 Только как надеть на лапки,

 Если там торчат царапки?

Г. Лагздынь

Сапоги с характером

 В углу стояли сапоги

 С большой-большой ноги.

 Один на правый бок прилег,

 Другой – на левый бок.

 Спокойно спал один сапог,

 Другой – уснуть не мог:

 Урчал и шевелился,

 Метался и крутился.

 Устал, мяукнул тонко

 И – выпустил котенка!

В. Азбукин

Странные сапоги

 Ну и сапоги у Славы!

 Один – левый. Другой – правый.

 Но левый – на правой,

 А правый – на левой.

 Объясни скорее, Слава,

 Что же это с ними стало?

 Что стряслось?

 - Сапоги поссорились,

 вот и смотрят врозь.

А. Пысин

Считалка с башмачком

 Раз! Два! Три! Четыре!

 По дорожке я скачу.

 Раз! Два! Три! Четыре!

 Башмачок скакать учу.

 Раз! Два! Три! Четыре!

 Обломился каблучок.

 Раз! Два! Три! Четыре!

 Заблудился башмачок.

М. Яснов

Таня-неумелочка

 Есть такая девочка –

 Таня-неумелочка.

 И чулочки, и сапожки

 Надевают ей на ножки.

 Все могла бы делать Таня,

 Только нет у ней старанья.

 Вот какая девочка –

 Таня-неумелочка.

М. Смирнова

 У маленькой Мариночки

 Скрипучие ботиночки:

 Скрип-скрип,

 Скрип-скрип.

 Ботиночки скрипучие,

 Самые лучшие.

 Скрип-скрип,

 Скрип-скрип.

 Соседи все встревожены.

 Терпеть не расположены.

 Скрип-скрип,

 Скрип-скрип.

 Однако делать нечего,

 И слушают до вечера:

 Скрип-скрип,

 Скрип-скрип.

 Пора уж спать Мариночке,

 Сняла она ботиночки –

 И прекратился скрип.

А. Бродский

Федя одевается

 Кто визжит, как поросенок,

 Рано утром в выходной?

 Удивляются спросонок

 Все соседи за стеной.

 Пусть никто не удивляется.

 Это Федя одевается.

 Он, запутавшись в штанах,

 На полу сидит в слезах.

 Смотрит бабушка в тревоге,

 Протерев свои очки:

 Или Федя спутал ноги,

 Или спутал башмаки.

В. Орлов

Хороший день

 До чего хорош денёк:

 Веет лёгкий ветерок,

 Солнца летнего лучи

 Так приятно горячи!

 И не надо

 Hи сапог,

 Ни рубахи,

 Ни чулок,

 Ни тужурки,

 Ни калош...

 До чего денёк хорош!

А. Шибаев

Хочу гулять

 Хочу гулять, гулять, гулять!

 Не надо шапку надевать,

 Не время шапку надевать,

 Когда давно пора гулять.

 Скорее санки отыскать,

 Веревку к санкам привязать.

 Зачет пальто? Зачем пальто?

 Лопату в руки – и бежать!

 И почему нельзя понять,

 Не можем мы собраться?

 Кричу: - Гулять! Гулять! Гулять! –

 А мама: - Одеваться!

А. Ахундова

Шнурки

 Не ботинки я шнурую,

 А шнурки я дрессирую,

 Чтоб из рук не вырывались,

 Надо мной не измывались,

 А завязывались ловко,

 Как велит им дрессировка,

 А держали бы башмак

 Крепко-накрепко.

 Вот так!

М. Пластов

Приложение 6

Загадки для детей про обувь

Всюду, всюду мы вдвоём                                                                                            

Неразлучные идём.                                                                    

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть ветер на порог,

Остаёмся мы без ног,

А безногим - вот беда! -

Ни туда и ни сюда!

Что ж, полезем под кровать,

Будем там тихонько спать,

А когда вернутся ноги,

Вновь поскачем по дороге.

 (Детские ботинки)

Если дождик, мы не тужим -

Бойко шлёпаем по лужам,

Будет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять.

(Галоши, сапоги)

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

На улицу не ходим

 Ни летом, ни зимой.

 Зато без – нас ни шагу,

 Когда придешь домой.

 (Тапки)

Два братца

 Не могут расстаться:

 Утром – в дороге,

 Ночью – на пороге.

 (Сапоги)

У кого пятка после носа?

 (Туфли)

Всегда шагаем мы вдвоем,

 Похожие, как братья,

 Мы за обедом — под столом,

 А ночью — под кроватью.

 (Туфли)

Отгадай загадку — кто мы:

 В ясный день сидим мы дома.

 Если дождь — у нас работа:

 Топать, шлепать по болотам.

 (Резиновые сапоги)

Два брата — арапа,

 Ростом — по колено.

 Везде с нами гуляют,

 Наши ноги защищают.

 (Сапоги)

Если дождик —

 мы не тужим, —

 Бойко шлепаем по лужам.

 (Галоши)

Всюду, всюду мы вдвоем

 Неразлучные идем.

 Мы гуляем по лугам,

 По зеленым берегам;

 Вниз по лестнице сбегаем,

 Вдоль по улице шагаем.

 Но чуть вечер на порог -

 Остаемся мы без ног.

 А безногим — вот беда, -

 Ни туда и ни сюда.

 Что ж, — полезем под кровать.

 Будем там тихонько спать.

 А когда вернутся ноги —

 Вновь поскачем по дороге.

 (Детские ботинки)

В них упрячешь две ноги -

 И в мороз гулять беги.

 Все в шерсти, а кожи нет.

 (Валенки)

Не ботинки, не сапожки,

 Очень сильно греют ножки.

 В них мы бегаем зимой:

 Утром – в школу,

 Днём – домой.

 (Валенки)

Что у человека под ногами, когда он идет по дороге?

 (Подошва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»

В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...

Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»

Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....

Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"

Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...

учебно-исследовательский проект "Кисельные берега"

Каждый человек в нашей стране в детстве лакомился киселями, приготовленными заботливой бабушкой или мамой. Кисель еще совсем недавно был очень популярным напитком, однако в наше время о нем постепенно...