Молчаливые друзья
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Валентина Евгеньевна
Появление улиток в живом уголке привело детей в восторг. Появилось очень много вопросов. Мы решили узнать об улитках подробнее. Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели. Самым любознательным оказался один из воспитанников группы «Дюймовочка» Зуев Андрей. Это побудило нас на создание индивидуального исследовательского проекта «Молчаливые друзья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ulitki.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Естественно-научное направление

МОЛЧАЛИВЫЕ ДРУЗЬЯ

                                                                                               Автор:

                                                                                                            Зуев Андрей

Научный руководитель:

                                                                           Новикова Валентина Евгеньевна,

воспитатель

2011 год

Содержание:

I. Введение……………………………………………………………………..…3

II. Основная часть

1. Цели и задачи проекта……………………………………………………..….4

2. Этапы реализации проекта…………………………………………….……...5

3. Принципы и формы реализации проекта………………………………….…6

4. План реализации проекта……………………………………………………..7

III. Заключительная часть…………………………………………………......…9

IV. Список используемой литературы………………………………………...10

V. Приложения……………………………………………………………….…11

Введение.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе  и в быту.

Основная часть.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы о животных.

На днях в нашем живом уголке появились новые  обитатели. Это довольно медлительные, но, тем не менее, весьма забавные существа –  улитки. Кто-то скажет: “…ну, подумаешь – улитка, кто их не видел” и будет в корне не прав. Экземпляры, очутившиеся  у нас, благодаря местному любителю животных Валерию Соболеву, отличаются, прежде всего, своими крупными размерами. Эти животные редкие для нашего северного края.

Появление  улиток в живом уголке привело детей в восторг. Появилось очень много вопросов. Мы решили узнать об улитках подробнее. Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели. Самым любознательным оказался один из воспитанников группы «Дюймовочка» Зуев Андрей. Это побудило нас на создание индивидуального исследовательского проекта «Молчаливые друзья».

Цель проекта: узнать об особенностях строения и образе жизни улитки.

Задачи:

  • стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
  • развивать воображение, любознательность и уверенность в своих силах;
  • воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений;
  • воспитывать нравственные и эстетические чувства по отношению к животным;
  • формировать основы экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребёнок – взрослый

По характеру контактов – разновозрастной

По количеству участников - индивидуальный

По продолжительности – среднесрочный (февраль-апрель)

Этапы проекта:

  1. Начальный этап- проектирование.
  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ, родителям.
  • Рассматривание энциклопедий, чтение книг
  • Формулировка проблемных вопросов
  • Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта

Ребёнок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать свою работу. Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

2. Технологический этап (реализация проекта)

  • Изучение информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет).
  • Познавательный рассказ педагога.
  •  Цикл наблюдений:

          - «Раковина»

          - «Тело улитки»

          - «Зачем улитке рога?»

          - «Кормление»

  • Опыты:

- «Слышит ли нас улитка?»

- «Как разбудить улитку?»

- «Купание»

- «Как передвигается улитка?»

  • Практическая деятельность:

- обустройство террариума;

- рисование, лепка, конструирование.    

  1. Рефлексивный этап.
  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • фиксирование результатов полученных знаний (альбом, памятка «Как содержать улиток в домашних условиях»);
  • формулирование выводов;
  • подготовка и проведение презентации.

Заключительный этап проекта – грамотный интересный рассказ о проведённом исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

  4.   Перспектива:

-стать улитковедом;

-завести улиток дома.

Принципы реализации проекта: 

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей  ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач  образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта: 

  • экологические занятия;
  • наблюдения;
  • познавательное чтение;
  • опыты и эксперименты;
  • имитационные игры, пальчиковые игры, инсценировка экологической направленности;
  • самостоятельная практическая деятельность.

План реализации проекта.

Основные мероприятия по реализации проекта

Сроки реализации

Работа с ребёнком

Работа с родителями

Методическое сопровождение

1.Чтение познавательной и художественной литературы.

2.Рассказы педагога:

-«Какие бывают улитки?»;

-«Откуда родом улитки - ахатины?»;

-«Чем питаются улитки?»;

-«Как обустроить террариум»;

-«Есть ли у улитки враги»;

-«Улитка в пословицах, загадках, сказках».

3. Цикл наблюдений:

-«Раковина»;

-«Тело улитки»;

-«Зачем улитке рога?»;

-«Кормление».

4. Проведение опытов и экспериментов:

-«Слышит ли нас улитка»;

-«Как разбудить спящую улитку»;

-«Купание»;

-«Как передвигается улитка».

5. Инсценировка и театрализация на экологическую тематику:

Кукольный спектакль «Как улитка ходила в школу».

6. Самостоятельная практическая деятельность:

-обустройство террариума;

-рисование;

-лепка.

7. Экологические игры:

Экологическая  имитационная  игра «Улитка»;

Пальчиковая игра «Улитка и цветок».

1. Изучение информации по теме из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет).

2. Подборка литературы по теме.

3. Оформление альбома «Улитка».

4. Создание презентации «Ходячий домик».

1. Конспекты познавательных бесед.

2. Подборка литературы по теме.

3. Цикл наблюдений  и опытов.

4. Конспекты экологических игр.

5. Конспекты занятий по художественному творчеству.

6. Сценарий театрализованного представления

7. Консультационный материал для педагогов и родителей.

февраль

февраль - март

март-апрель

март-апрель

март

март-апрель

апрель

февраль-апрель

февраль-апрель

Ресурсное обеспечение проекта:

- уголок экологии и экспериментирования;

- методический инструментарий;

- библиотечка юного эколога;

- подборка художественной литературы “Познавательное чтение”;

- подборка опытов и экспериментов “Опыты”;

- практический инструментарий.

Заключительная часть.

Вывод:

Подводя итог проведённой работы, можно с уверенностью сказать, что поставленная цель достигнута. Собранный материал оказался очень интересным и познавательным, не только для детей, но и для взрослых. В результате реализации проекта у участников изменилось отношение к этим удивительным созданиям, повысился интерес к ним.

Эти непохожие, странные, загадочные, иногда даже таинственные… и непонятные… Мы попытались показать людям мир улитки, этого странного, неспешного и очень грациозного создания, которое издревле живёт с нами.  Самое интересное, это взаимоотношения человека и улитки. Они, как ни удивительно, могут быть вполне взаимовыгодными.

Такие отношения требуют спокойствия, вдумчивости и, отчасти, даже вхождения во временной ритм улитки. В наше суматошное время - это прекрасное лекарство от стрессов и раздражений.

        А ещё, улитка способна научить нас без злобы относится к мелким сиюминутным помехам и проблемам. Неунывающий и бесконечно упорный зверь улитка, в чём-то намного мудрее суматошных, вечно куда-то спешащих суетных людей.

Данный проект не является единственным, у педагогов и детей ДОУ много замечательных идей и вопросов к окружающему миру.

Список используемой литературы:

  1. Авдонина М. Насекомые. Полная энциклопедия. Издательство ЭКСМО- Пресс, 2001 год. – 256 с.
  2. Анисимова С.Н. Животные. Издательство  «Астрель», Москва,2001г.
  3. Бушуева Т.С., Бушуев А.В. Дикие животные. Издательство «Русич», Смоленск, 1997год.
  4. Джонсон Джинни Тайны жизни животных / пер. с английского/. Издательство «Астрель», АСТ, 2000год.- 264с.:ил.
  5. Савенков А.И.  Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательство «Учебная литература», Самара, 2010.- 128с., 8 ил.
  6. Стив Паркер. Детская энциклопедия животных. Москва. РОСМЕН. 2007 год.

     7.   http://achatina.ru/Photo/Page.Eng/Photo.htm

     8.   http://forums.zooclub.ru

     9.   http://saanvi.ru/f

    10.  http://www.ahatin.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Рассказ педагога:  «Какие бывают улитки?»

Класс МОЛЛЮСКИ БРЮХОНОГИЕ. Отряд СТЕБЕЛЬЧАТОГЛАЗЫЕ.

Улитки, или брюхоногие, составляют наиболее богатый видами класс мягкотелых. В этом классе около 90 000 видов. Они заселили как прибрежную зону океанов и морей, так и значительные глубины и область открытого моря; они расселились по пресным водам и приспособились к жизни на суше, проникнув даже в каменистые пустыни,  в пещеры.

В пределах РФ обитает свыше 700 видов наземных улиток. Некоторые из них ведут полуназемный образ жизни.

Такова, например, улитка янтарка, названная за янтарно-желтый цвет своей раковины. Эта небольшая улитка встречается в сырых местах, находящихся поблизости от водоемов. Она обитает на, листьях прибрежной растительности.

Виноградная улитка.

Другие названия вида: великорослая улитка, крышечная улитка, яблоневая улитка, римская улитка, лунная улитка, съедобная улитка.

Обитает в зарослях кустарника, на светлых лесных опушках (но не в глубине леса), в садах, парках.

Улитка - ахатина.

Из наземных улиток крупные раковины имеют ахатины. Раковины некоторых видов ахатин достигают 10 см. Ахатины настолько тяжелы, что, когда собираются во множестве на деревьях, ветки обламываются под тяжестью улиток.

Один из видов этих улиток — ахатина фулика. Взрослые улитки выполняют полезную роль санитаров, уничтожая разлагающиеся растительные остатки, помет животных и нечистоты. Однако молодые ахатины нередко вредят культурным растениям, поедая почки бананов, различные плоды и клубни.

Подавляющее большинство улиток — являются обитателями тропических морей.

Фарфоровая  улитка, или ципрей, обладает красивой раковиной. Например, тигровая ципрея имеет белую раковину, сплошь усеянную темными пятнами. Арабская ципрея покрыта как бы арабскими письменами. Ципрея «змеиная голова» по форме и окраске оправдывает свое название. Ципрея-монета — улитка нежно-желтоватого цвета — служила денежной единицей.

Привлекает к себе внимание улитка крылорог с мощной раковиной. Наружная часть раковины (губа) сильно развита и отвернута. По краю отворота сидят массивные отростки в виде пальцев или рогов, удерживающихся за неровности дна во время прибоя. Несмотря на массивную раковину, моллюск очень подвижен.

На рифах обитают моллюски с тонкими раковинами, например улитка харпа. Прочность ее зависит от расположенных на ней ребрышек. Нежная окраска и тонкий рисунок раковины ставят харпу в первые ряды «чудес» тропического моря.

Приложение №2

Рассказ педагога: «Откуда родом улитки - ахатины?»

Первоначальное место обитание её - Восточная Африка, далее она медленно переселилась на Мадагаскар и Сейшельские острова. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах. Однако улитка не прочь попутешествовать и за чужой счет. Например, прицепившись к днищу корабля, она преспокойно переезжает за тысячи километров от места рождения.

Также раньше бытовало поверье, что суп из этой улитки - лекарство от туберкулеза, поэтому ее специально завезли  в Калифорнии и на многие тропические острова.

В США же ахатина - национальное бедствие. Попало как-то во Флориду несколько улиток, и всего за год симпатичные молчуны так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах! На счет штукатурки не шутка - чтобы строить ракушку улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов. С тех пор все ахатины, которые попадают в США, удостаиваются смертной казни, а любители этих животных - 5 лет тюрьмы.

Однако в Восточной Африке эти улитки не доставляют таких проблем, так как там обитает другая улитка - гонаксис, являющаяся естественным врагом ахатины, и поддерживающая её численность невысокой.

К счастью в России ахатины дикарем не выживают, а в неволе их держать не опасно. Поэтому, в последнее время наблюдается рост "поголовья" домашних ахатин. В самом деле, эти улитки - в некоем роде образец идеального домашнего животного.

Приложение №3

Рассказ педагога: «Чем питаются улитки-ахатины?»

Едят ахатины практически все. Можно давать  овощи и фрукты, листья капусты, морковь, яблоки, салат, одуванчики, виноградные листья, тысячелистник, подорожник, огурцы и бананы (очень любят), зерно, листья бананов и цитрусовых, персики, сливы, дыня, груша, манго, филизалис, шпинат, зеленые бобы, помидоры, картофель, брюква, тыква, творог, сушеные дафнии. Продукты, перед скармливанием, обязательно моют! Не съеденный корм убирают. Иногда надо давать нежирное мясо, птицу, рыбу, яичный белок.  

Если еда не нравится или не подходит улитке, она просто не будет есть, так что отравиться она не сможет. Если в рационе будет много ярких овощей (красный болгарский перец, морковь, помидор), ее раковина тоже будет яркой и красивой. Улитка никогда не переест. Когда она закончит есть, остатки пищи необходимо убрать, чтобы не загрязнять грунт, что может вызвать появление паразитов.

Кормить молодых животных надо каждый день, в крайнем случае – через день. А вот взрослых – 1-2 раза в неделю.

Кроме корма ахатинам нужно давать мел. Многие советуют примешивать его к грунту, так как в природе эти животные получают кальций, необходимый для постройки своей раковины, пропуская через себя землю. В домашних же условиях они легко находят кусочек мела и откусывают прямо от него. Видимо, природа снабдила их чутьем, которое позволяет им не очень-то наедаться бедной кальцием почвой.

Поят ахатин после каждого кормления, орошая террариум опрыскивателем. Животные охотно слизывают капельки воды, образовавшиеся на поверхностях.

Приложение №4

Рассказ педагога: «Как обустроить террариум»

Несмотря на то, что улитка носит свой домик на спине, каждой уважающей себя домашней улитке, необходимо жилище.

Дом для улиток на языке улитковедов часто называются моллюскарием – местом, где обитают моллюски. В качестве моллюскария подойдут обычные аквариумы, минимальный размер 10 литров на одну улитку, а также пластиковые контейнеры для грызунов. Они обязательно должны быть с крышками и с отверстиями, для вентиляции сделанными либо в крышке, либо в стенках.

 На дне обязательно должен быть грунт толщиною от 2 до 10 сантиметров,  довольно рыхлый, чтобы улитка при необходимости могла в него полностью закопаться. В качестве грунта подойдет покупная земля для цветов без удобрений. Прежде чем насыпать ее в террариум, землю необходимо прокалить в духовке, чтобы уничтожить бактерии.

 В террариуме обязательно должна быть емкость с водой, чтобы улитка могла при необходимости попить или принять ванну. По мере загрязнения нужно менять воду и мыть мисочку.

 

Климат в террариуме должен быть теплый и влажный. Температура для содержания ахатин колеблется от 25 – 30 градусов,  данная температура поддерживается при помощи настольной лампы.Необходимую влажность воздуха можно создать при помощи пульверизатора, опрыскивая стенки террариума и улиток водой 1 – 2 раза в день: улитки слизывают капли воды со стенок и таким образом получают необходимую влагу.          

Приложение №5

Интересные факты из жизни улиток.

- Способность ориентироваться по магнитному полю. Улитки прекрасно ориентируются в пространстве, в том числе благодаря находящемуся в их языке «компасу». Этот язык, или как его еще называют, радула, содержит большой процент железа и поэтому он может выполнять функции компаса.

- В Европе улитку используют в косметической промышленности в качестве поставщика слизи, которая обладает омолаживающим эффектом.

- Отличительной чертой Ахатин является способность определять качество продуктов на предмет наличия в них ядов и примесей. Тот факт, что они не станут, есть отравленные (пестициды, нитраты, яды, примеси) продукты, подтверждаются многими экспериментами.

- У древних греков улитки считались лекарством и, действительно, помогали от болезней. У другого древнего народа – финикийцев из красных  улиток добывали прекрасную краску и красили ей одежду. А в Африке и Южной Америке раковины больших улиток еще не так давно заменяли деньги. В древности люди чтили улитку еще и за то, что раковина ее имеет форму спирали. А спираль всегда считалась символом жизни.

- В природе Ахатины играют полезную роль. Они мало разборчивы в  выборе пищи и поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они могут даже «убрать» гниющие деревья.

- Ахатина знаменита своим умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов. Она отличает «своих» людей от «чужих».

Приложение №6

Рассказ педагога «Есть ли у улитки враги»

У улиток и без человека достаточно много врагов: ежи, мыши, хищные насекомые (красотел, сверчки, мухи, многоножки), лягушки и жабы, ласки, птицы, ящерицы, улитки-хищницы)

 Так же естественными врагами можно считать различные виды ползающих жуков, которые могут заползти внутрь  улитки через дыхательное отверстие.

        

Приложение №7

Цикл наблюдений за улиткой.

 Цель:    познакомить детей с новыми экзотическими обитателями

  живого уголка – улитками.

Задачи:

  •  обратить внимание на существенные признаки  внешнего вида улитки;
  •  воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за

    ними;

  •   активизировать словарь: раковина, беспозвоночные, брюхоногие,    

     стебельчатоглазые;

Наблюдение № 1 «Раковина».

Обратить внимание детей на то, как спирально закручена раковина улитки, в которую животное может полностью спрятаться. Раковина твердая, она сделана из  известкового материала, защищает мягкое тело улитки от высыхания, от повреждений во время передвижений, защищает улитку от внешних врагов. У улитки нет позвоночника, это беспозвоночное животное, поэтому раковина играет роль опоры. На раковине улитки имеются линии роста, по их количеству можно узнать каков возраст улитки.

Позволить детям осторожно прикоснуться к улитке, потрогать раковину, погладить ее. Некоторые наземные брюхоногие моллюски раковины не имеют – это слизни.

Наблюдение №2. «Зачем улитке рога».

                Оказывается, что это вовсе и не рога, а пара втягивающихся щупалец, на концах которых располагаются крошечные глаза. Пара глаз, позволяет улиткам различать степень освещения. Улитки также способны видеть предметы на расстоянии одного сантиметра. Освещение они чувствуют не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. Очень яркий свет улитки не любят.

Два других маленьких щупальца являются органами вкуса, обоняния и осязания. С их помощью улитка может отыскивать пищу.

Наблюдение №3. «Тело улитки».

        

        В нижней части раковины находится широкое отверстие- устье, через которое моллюск при движении высовывает голову и ногу. У брюхоногих моллюсков тело состоит головы, туловища и ноги. Тело улитки мягкое, слизистое, поэтому их называют еще мягкотелыми. Нога - это мускулистая, брюшная часть тела, опираясь на которую, моллюск медленно скользит - отсюда название - брюхоногие.

Наблюдение №4. «Рот».

                Позади щупалец расположен рот. Язык улитки называется радулой. На нем имеется двадцать пять тысяч «зубов», а точнее острых выростов. Этим зубастым языком улитка буквально вылизывает пищу встречающуюся на пути.

Приложение №8

Опытническая деятельность.

Цель: проведение работы в специально организованных условиях.

Задачи:

  • формирование у детей познавательного интереса к природе;
  • развитие  наблюдательности, мыслительной деятельности;
  • осознание детьми причинно-следственных связей.

Опыт №1:  Как передвигается улитка.

1. Достать улитку из террариума, посадить на кусок толстого стекла. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

2. Поднять кусок стекла с улиткой вверх так, чтобы дети могли наблюдать за движением улитки снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мускулистой ноги моллюска и принцип его передвижения.

3. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь – это своеобразная смазка, эта смазка предохраняет единственную ногу от повреждений, а тело от высыхания. У моллюска кожа очень нежная, благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры деревьев. Даже мелкие колючки ей не страшны.

Иногда улитка начинает собирать с поверхности стекла кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

Опыт  №2:  Как разбудить спящую улитку.

Если улитка спряталась в свою раковину и зарылась в землю, значит, она спит. А мы хотим разбудить ее и пообщаться с ней, чтобы она высунула рожки из раковины и начала двигаться. Нужно достать ее из террариума и поместить ее на какое-то время под кран, под тонкую струю прохладной воды.  Разбудить улитку можно еще при помощи яркого света.

Опыт №3:  Купание.

Взять не глубокую тарелку, наполненную водой комнатной температуры, поместить в нее улитку. Во время купания улитка покажет нам настоящее шоу. Животное грациозно скользит по воде, исследуя пространство своими щупальцами – рожками, окунает в воду голову,  если улиток несколько «разговаривают» друг с другом своеобразными жестами, изящно движутся навстречу друг другу, вытягивают шейку, соприкасаются головами и рогами.

Опыт №4: Слышит ли нас улитка?

Если громко крикнуть или свиснуть в свисток, приоткрыв крышку террариума, улитки не пугаются и не меняют своего поведения, отсюда следует, что слух у улиток отсутствует совершенно.

Приложение №9

Экологические игры

Имитационная игра «Улитка»

Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер, на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища — т.е. превратиться в «ногу» моллюска — и попробовать изобразить телом волну.
Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Пальчиковая игра «Улитка и цветок»

Улитка в домике она сидит, рожки, высунув, молчит.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть.

Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка.

Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками.

Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт

("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.

(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,

("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.

("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,

(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.

(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").

                                                                                                                                                                                           

Публичный доклад к исследовательскому проекту «Молчаливые друзья»

 

  Слайд№2 Меня зовут Зуев Андрей, мне скоро исполнится 7 лет. Я хожу в детский сад «Сказка»   в группу «Дюймовочка». Я очень любознательный, люблю узнавать что-то новое интересное, люблю природу, животных и много о них знаю. Люблю посещать живой уголок, который находится в нашем детском саду, и наблюдать там за животными.

Слайд№3 На одном из занятий Валентина Евгеньевна познакомила нас с новыми обитателями живого уголка. Это были улитки. Раньше я их никогда не видел. Меня  заинтересовали эти маленькие существа, которые так интересно передвигаются и несут на себе  свой домик.

Слайд№4 У меня возникло много вопросов. Откуда она родом? Зачем улитке рога? Из чего состоит её домик? Чем питается? Есть ли у улитки враги? Как она передвигается?

 Где же искать на них ответы?

 

Слайд№5  Сначала я подумал сам, что же я знаю про улитку? То, что она очень медленно передвигается, вот, пожалуй, и все.

Слайд№6 Дома я спросил у мамы, что она знает об улитках? Она загадала мне загадку, рассказала потешку, и предложила поискать ответы на мои многочисленные вопросы в книгах.

Таким образом, я узнал, что улиток в природе бывает очень много, они обитают на суше и в воде.

Слайд№7 Наша улитка относится к типу  моллюсков, или мягкотелых, класс – брюхоногие отряд – стебельчатоглазые, вид - улитка Ахатина. Родина улитки – Восточная Африка.

Это самый крупный представитель сухопутных моллюсков.

Слайд№8  Еще мы прочитали про виноградную улитку, про улитку ампуллярию. У древних греков улитки считались лекарством и, действительно помогали от болезней.

Слайд№9 С папой с помощью Интернета, мы узнали, как правильно обустроить жилище для улитки. На языке улитковедов дом для улиток называется  моллюскарием., а еще его можно назвать террариумом.

Слайд№10 Для моллюскария мы взяли обычный стеклянный аквариум.Дно аквариума мы покрыли слоем грунта, в качестве грунта использовали обычную землю для  комнатных цветов.

Слайд№11 Главное условие – это создать в террариуме теплый и влажный климат. Это мы сделали при помощи настольной лампы, она дает тепло, а влажность можно поддерживать при помощи пульверизатора.

Слайд№12 Таким образом, мы приготовили не плохой  моллюскарий для наших улек.  

 Мне очень не терпелось поскорее познакомиться с улитками поближе. Для этого я провел цикл наблюдений. Начал я свои наблюдения  с раковины.              

 

Слайд№13 

Наблюдение № 1        

  Раковина у улитки твердая, красивая. Она защищает нежное тело улитки от повреждений и от высыхания. А еще раковина служит улитке опорой, потому что, улитка беспозвоночное животное и у нее нет вообще никакого скелета.

Слайд№14

Наблюдение №2

В нижней части раковины находится широкое отверстие,  через которое моллюск при движении высовывает голову и ногу. У брюхоногих моллюсков тело состоит из головы, туловища и ноги. Тело улитки мягкое, слизистое, поэтому их называют еще мягкотелыми.

Слайд№15

 Наблюдение №3

Очень заинтересовали меня ее рожки. Я даже знаю такую потешку: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я, кусок пирога». А оказывается, что это и не рога вовсе, а глаза на стебельках, очень удобные. Шеи у улитки нет, и чтобы посмотреть по сторонам, она очень забавно их изгибает, когда ей хочется что-нибудь разглядеть. Зрение у улитки не очень хорошее, она может видеть предметы на расстоянии 1 сантиметра. Два других щупальца служат улитке для восприятия вкуса и запаха.

Слайд№16 Мне очень хотелось посмотреть как улитка ест? Где находится у нее рот? Из книг я узнал, что улитки едят практически все овощи и фрукты, листья салата, одуванчика. Иногда им можно давать не жирное мясо, рыбу, птицу, яичный белок. Ещё улитке необходимо давать мел, он нужен ей для укрепления раковины.

Слайд№17 

Наблюдение №4

С Валентиной Евгеньевной мы провели следующее наблюдение. Я натер стекло на котором сидела улитка кусочком огурца и улитка стала собирать его с поверхности и мне удалось увидеть как она ест. Я даже видел ее ротик он находится между маленькими щупальцами. У улитки нет зубов, по крайней мере, таких как у нас. Она скребет корм с помощью специального устройства – терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Из своих наблюдений я сделал вывод, что зрение у улитки плохое, а вот какой у нее слух? Для этого я провел следующий опыт.

Слайд№18 

Опыт №1 .

Приоткрыв крышку террариума, я решил немного пошуметь: я покричал, посвистел в свисток, похлопал в ладоши. Улитка не испугалась и не поменяла своего поведения. Я сделал вывод, что слух у ахатин отсутствует.

Однажды утром я принес для своих любимиц угощение, листья салата , но оказалось, что они спят. Как же разбудить спящую улитку? Валентина Евгеньевна предложила провести следующий опыт.

Слайд№19 

Опыт №2

Я взял спящую улитку и поместил ее  на некоторое время под тонкую струйку прохладной  воды.

Слайд№20 

Опыт №3  

Проводя эту процедуру я понял, что купаться улитке очень нравится, еще их можно посадить в глубокую тарелку с водой, где они будут купаться сами

Слайд№21

Опыт №4

 Мне было очень интересно узнать, как передвигается улитка. Мы посадили ее на кусок стекла и подняли вверх. В таком положении, очень хорошо наблюдать каким образом передвигается улитка. У улитки всего одна нога. Одновременно эта нога является «брюшком», - отсюда название животного брюхоногий моллюск. Но даже с помощью одной ноги улитка очень ловко перемещается. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь нужна моллюску для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу от повреждения. Благодаря слизи улитка скользит по любой поверхности.

(У человека тоже есть такая слизь, в носу).

Слайд№22 Мы с ребятами решили попробовать, сможем ли мы передвигаться так же, как улитка. Оказалось, что повторить движения улитки очень трудно.  

Слайд№23 Легче имитировать движения улитки кистью рук.

Слайд№24 Для малышей из группы «Мальвина» мы с ребятами показали кукольный спектакль «Как улитка ходила в школу», где я играл  роль профессора- муравья.

 Слайд№25 Создание презентации.

Слайд№26 Проводя свое исследование я много узнал про этих животных, подружился с ними, да и они привыкли ко мне. Мне кажется, что они даже стали узнавать меня. И я решил стать улитковедом и завести улиток дома, чтобы не расставаться с ними. А когда я вырасту, может быть я стану малокологом. А весь накопленный материал я сохраню для своей сестренки и когда она подрастет я буду читать ей сказки про улиток, загадывать загадки и рассказывать интересные истории из жизни улиток.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы "Молчаливое чудо"

Познакомить детей с разнообразием деревьев и кустарников. Воспитывать интерес к миру растений....

в царстве молчаливых великанов

учить  любоваться природой....

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Молчаливые деревья"

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают внимания на них. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у них нетспособов передвижения, аналогичных тем, котор...

"Игры, которые помогут разговорить молчаливого кроху"

Пальчиковые игры, которые помогут заговорить молчуну....

Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают гов

Консультация для родителейОсобенности речевого развитиядетей 2–3 летДо двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Н...