"Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ширякова Ирина Николаевна

систематизировать знания детей об осени , осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы) ; продолжать учить делить слова на слоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки; закреплять умение выполнять коллективную аппликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_les.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28».

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе,

общеразвивающий направленности.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Воспитатель: И.Н. Ширякова

г. Заволжье

2014 г.

Программное содержание: систематизировать знания детей об осени , осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы) ; продолжать учить делить слова на слоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки; закреплять умение выполнять коллективную аппликацию.

Развивать речь и память детей; способствовать развитию зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, интерес к миру природы.

Воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Материал: зонт, конверт с приглашением, иллюстрации с осенними приметами, мнемотаблица «Осень», бумажные заготовки листьев, бумажная заготовка вазы, клей, кисти, тряпочки, клеенки, Лесовичок, игра для интерактивной доски «Осенние загадки» .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).Д/и «Раздели слова на слоги», «Назови правильно». Наблюдение в природе.

Словарная работа: осень, осенний ветер, осенний дождь, осенняя туча, осеннее солнце, осенняя одежда; лист, листья, листопад; лес, Лесовичок.

Ход.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Письмо.

Воспитатель: Это письмо от Лесовичка. (читает текст)

               «Здравствуйте, ребята. Пишет вам старичок- Лесовичок.

               Мне сорока  принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята.

                Мне очень захотелось в этом убедиться. Приглашаю вас в гости.

                До  скорой встречи! Ваш друг Лесовичок»

              - Дети, а на чем можно путешествовать?

Ребенок: Путешествовать можно на поезде.

Воспитатель: А ты, как думаешь Катя?

Ребенок: Можно поехать на машине?

Воспитатель: А еще на чем можно путешествовать? и т.д.

Ребенок: Можно путешествовать на лодке или корабле.

Воспитатель: Да, ребята очень много вы предложили вариантов, на чем можно        

                          путешествовать. Мы сегодня отправимся в путешествие с помощью

                          волшебного зонта. Отправляемся в путь?

                          1-2-3 Волшебный зонт нам дорогу покажи!  

                          Звучит музыка

                          (Дети попадают в осенний лес)

Воспитатель: Посмотрите, куда нас принес волшебный зонт?

Дети: В лес.

Воспитатель: Ребята, а что это у нас под ногами?

Дети: Листья.

Воспитатель (поднимает лист березы): А с какого дерева этот лист?

Ребенок: Я думаю, что это листик березы?

Воспитатель: (поднимает лист дуба): А с какого дерева этот лист? Пожалуйста,  

                           скажи Максим.

Ребенок: Это лист дуба.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с мнением Максима?

Дети: Да!

Воспитатель (поднимает лист клена): А это чей лист?

Ребенок: Этот лист упал с клена.

  (Те же вопросы о листьях рябины, ясеня, куста сирени).

Воспитатель: ребята, а в какое время года падают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Значит, мы с вами попали в осенний лес. А что еще бывает осенью?

                          Пожалуйста, скажи Даша.

Ребенок: Осенью часто идут дожди.

Воспитатель: Правильно, а ты что хочешь сказать Никита?

Ребенок: Осенью становится прохладнее.

Воспитатель: Да, а какие еще изменения проходят осенью?

Ребенок: Солнце светит меньше.

Воспитатель: А ты, что хочешь сказать?

Ребенок: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Осенью часто дует холодный ветер. Мы с вами сейчас покажем,

                          какой бывает ветер (сильный, слабый).

                          Артикуляционная гимнастика «Ветерок».

Воспитатель: Осенью все любят собирать листья. Давайте, мы с вами тоже соберем

                          Осенний букет. (Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»).

1,2,3,4,5 будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем

В группы осенний букет принесем!

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду говорить слова, а вы мне        

                          отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний».

                           - Небо какое?

Дети: Осеннее.

Воспитатель: Ветер какой?

Дети: Осенний.

Воспитатель: Солнце какое?

Дети: Осеннее.

Воспитатель: Цветок какой?

Дети: Осенний.

Воспитатель: Погода какая?

Дети: Осенняя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на картины, которые нарисовала нам  

                          осень о себе и расскажите, какие перемены она принесла в жизнь

                          природы.

                        1 картина - Что происходит в жизни птиц?

             2 картина - Что происходит в жизни животных?

             3 картина - Что происходит в жизни растений?

             4 Картина - Что происходит в жизни людей?

(Дид. упражнение «Составь рассказ». Дети составляют рассказ об изменениях в жизни птиц, животных, растений и людей с приходом осени, используя иллюстрации и мнемотаблицы).

Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, что к нам кто-то крадется? Уж ни серый ли  

                          волк? Давайте прогоним его? А прогнать его нам поможет игра      

                          «Спрячь слова в ладошки». Я буду говорить осенние слова и мы

                          будем должны определить количество слогов.  (Слова – лист, осень,

                          ветер, листопад, лес, погода).

                          (Дети хлопками определяют количество слогов в словах).

Воспитатель: Вот и неслышно теперь шагов страшного зверя, только листочки

                          Шуршат от ветерка. Ребята давайте и мы с вами превратимся в

                          листочки.

Физккультминутка «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер- полетели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

Все листочки вверх поднял!

Закружились, полетели

и на землю тихо сели…

(Путешествуют по лесу)

Воспитатель: Посмотрите дети, осень приготовила нам загадки на волшебной

                          доске. Помогите друг другу их отгадать.

                          (Дети отгадывают загадки на интерактивной доске)

Воспитатель: Вот как интересно мы прошлись по лесу. Но ведь с пустыми руками

                          не ходят в гости. Давайте подарим Лесовичку букет из листьев,

                          которые мы с вами собрали?

Дети: Давайте!   ( Дети выполняют коллективную аппликацию).

Воспитатель: Ну, вот и готов наш подарок! (в руках готовая аппликация). Вот уже и

                          Лесовичок нас встречает. Прими от нас подарок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Ой, какой букет красивый! Спасибо!

Дети: Здравствуйте! Пожалуйста!

Лесовичок: Ребята, говорят что уж вы очень умные.

Воспитатель и дети: Да!

Лесовичок: А вот я вас сейчас проверю. Знаете ли вы осенние приметы.

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Туманы осенью плывут?

-Ну а птицы гнезда вьют?

-А букашки прилетают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаем ли сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать-

 -Куртки, шапки надевать?

(Игра «Да - нет». Дети в игре вспоминают и называют осенние приметы).

Ох и молодцы же вы ребята!

Воспитатель: Да, Лесовичок наши ребята очень много знают об осени, но нам пора

                          возвращаться.

Лесовичок: Ну, что ж до свидания ребята! Примите от меня волшебные грибочки.

                       ( Дает корзину с печеньем «грибочки»).

Дети: Спасибо! До свидания!

Воспитатель: А поможет нам вернуться наш волшебный зонтик.

                          1-2-3 Волшебный зонт дорогу покажи! (Звучит музыка)

Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Какие задания мы выполняли во

                          время путешествия?

Дети: - Называли осенние приметы.

           - Называли правильно слова.

           - Выполняли пальчиковую гимнастику.

- Составляли рассказ по иллюстрациям и мнемотаблице.

- Делили слова на слоги.

- Отгадывали загадки.

Воспитатель: А что вам понравилось больше всего?

Ребенок: Мне понравилось делать подарок для Лесовичка и т.д.

               

 

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...