Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Овладение огнём – важное открытие древнего человека»

Познавательно-исследовательская деятельность. Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Культурно-смысловой контекст:  в ходе партнёрской познавательно-исследовательской деятельности с детьми расширить представления дошкольников об открытии древним человеком огня; поисковым путём определить  значимость этого открытия в современной жизни людей; активизировать собственные изыскания детей вне занятия (в детском саду, дома)

Материал к занятию: иллюстрации, рисунки по теме; деревянная палочка и кусок дерева мягкой породы; кресало; горсть крупы, хлеб; небольшой факел или свеча; керосиновая лампа; изделия из керамики или стекла; кусочек кирпича.

Ход занятия: воспитатель просит детей рассмотреть, лежащие перед ними предметы и сказать: какое открытие древних людей и как объединяет все эти вещи? Ответы детей. Если дети затрудняются, обратить внимание детей на иллюстрации, где человек высекает огонь, горит костёр.

Ребята, как вы думаете, когда и как появился огонь в жизни человека? Молния, лесной пожар. /Ответы по рисункам, иллюстрациям/

Для чего нужен был огонь в пещере? (Тепло, свет, приготовление еды)

 Покажите способы добывания огня древним человеком, используя предметы со стола.

Детское экспериментирование. Опыты  по добыче огня трением дерева о дерево, высеканием искр при ударе камень о камень. Какой-то человек однажды заметил, что очень легко добыть огонь при ударе между собой двух удивительных камней. Может кто-нибудь знает, как называется этот камень? ( Если дети затрудняются воспитатель называет: кремний) С помощью чего солдат из сказки Г. Х  Андерсена добывал огонь? Воспитатель демонстрирует детям кресало (огниво) или работу зажигалки без газа.

Легко было добыть огонь?

Долее дети с воспитателем рассматривают поочередно все предметы на столе и обсуждают, для чего нужен огонь этим предметам?

Крупа и хлеб: без огня невозможно приготовить пищу. Огонь – повар.

Кирпич: получают при обжиге смеси песка и глины. Огонь – строитель.

Стекло: когда-то путники развели костёр на каких-то белых камнях, когда костёр прогорел,  на его месте обнаружились кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло - песок спекся с содой (белым камнем). Поначалу из него делали различные украшения, потом стали изготавливать посуду. Какие предметы из стекла изготавливают в наше время? Где сейчас используется стекло? /Ответы детей с опорой на иллюстрации/

Что это за предметы? (Факел, свеча, керосиновая лампа) Для чего они нужны? (Освещение) Мы пользуемся ими в наше время? Чем  заменили сейчас? (электрическими лампами, но продолжаем пользоваться и вышеназванными предметами в отсутствии электричества)

Практическое исследование: попробовать свечу и керосиновую лампу в действии. Как много они дают света? Сравнить, что ярче освещает лампочка или свеча?

Предложить детям подумать, поговорить дома с родителями, как и где ещё используется огонь в настоящее время? Тему можно продолжить на следующем занятии, где обсудить с детьми опасности огня и правила осторожного обращения с ним.

В последующие дни можно почитать детям «Миф о Прометее», С.Я Маршак «Вчера и сегодня».

Литература:

Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -  М, Линка-пресс, 2012.

С.А. Козлова. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. – М., Линка-пресс, 2002.

Д.С. Златопольский. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества. – М., Вентана-Граф, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «По следам древних животных» Образовательная область «Техническое творчество» Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Непосредственно - образовательная деятельность «По следам древних животных проводилась по направлению «Техническое творчество» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного в...