Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щукина Татьяна Владимировна

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podg._gr.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка»

Конспект

открытого занятия

в подготовительной к школе группе

(Беседа в «русской избе»)

Воспитатель   Щукина Т.В.

                         

г. Серпухов

Программные задачи:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в «русской избе»;

- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);

- познакомить детей с русской традицией – капустинские вечеринки;

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;                                                                              

- развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

- встречи в «русской избе», беседы характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома, городец).

Словарная работа:

Закуток, красный угол, хлебосольство.

Оборудование:

Зал оформлен в виде горницы крестьянской избы, предметы русского быта - печь, лавка, прялка, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики, ухват, чугунок и т.д..

Ход занятия

Организационный момент (2 мин.)

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей:

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Всем гостям места приметные

В горнице мы отведём –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с Вами входит в дом!

Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети и воспитатель.

Хозяйка (с поклоном встречает детей): Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!

Рада снова видеть вас у себя в избе! Вы у меня гости частые и желанные. Мы вас ждём-поджидаем, беседу без вас не начинаем.

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Дети, давайте поприветствуем и Хозяюшку, и гостей наших!  

Дети здороваются с гостями.

Хозяйка: Садитесь удобно, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Дети садятся в горнице.

1 часть. (7 мин)

Хозяйка:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я беседу поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.

Хозяйка: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Хозяйка: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Хозяйка: Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка:

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится…

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Дети, что вы знаете о русской печке?

Дети:

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяйка: Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки.

Хозяйка: А что ещё сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Хозяйка: А как печь лечила больного?

Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Хозяйка: Как в старину про печь говорили?

Дети:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

И сверчок поёт где-то рядышком.

Как с тобой тепло, печка-матушка!

Хозяйка: Поведём беседу дальше.

Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.

Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Вот и вас я посадила в красный угол.

Воспитатель: Наши дети уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве.

Выходите играть в интересную игру, а в какую – пока не скажу. Выходите, вставайте в круг.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Мы с вами знаем много загадок о русской избе. Давайте поиграем с Хозяйкой избы -  будем загадывать  загадки. И поможет нам в этом бубен. А  Хозяюшка сама найдёт  предметы-отгадки в  горнице.

«Игра с бубном»

Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяйка произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, Хозяйка показывает предмет-отгадку.

Загадки:

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – горшок да ложки.

Сама не ест, а других кормит.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает.

Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.

Набита пухом

Лежит под ухом.

Два братца

Друг на друга глядятся,

А вместе не сойдутся.

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт.

Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает.

Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине – огонь и вода.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

Никогда не ест,

А только пьёт, да кипяток льёт

Хозяйка: Молодцы, ребятушки, много загадок знаете про предметы, которые и в старину и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.

2 часть. (6 мин.)

Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз.

Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

  К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

  Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.

  Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.

Воспитатель: А наши дети знают много пословиц о труде и трудолюбии. Давйте, ребята, вспомним их.

Дети называют пословицы, Хозяйка после каждой пословицы задаёт вопросы:

Почему так говорили?

Как ты понимаешь эту пословицу?

Что значит эта пословица?

Пословицы:

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Хозяйка: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.

А я вот вам ещё одну напомню:

«Спишь, спишь, и отдохнуть некогда».

Про кого это сказано?

Дети: Про лодыря, бездельника.

Хозяйка: В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.

Дети:

Не колода, не пень, а лежит целый день.

Не жнёт, не косит, а обедать просит!

Хозяйка: А трудолюбие всегда было в почёте: «Землю красит солнце, а человека труд»!

3 часть. (7 мин.)

Воспитатель: Наш народ славен своими традициями. Мы свами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.

Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т.д..

Воспитатель: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.

Что выращивают в России?

Дети:  Пшеницу, рожь, разные овощи.

Хозяйка: Да, в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменичые калачи и пряники (бублики). (Показывает детям).

Воспитатель: Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы.

Дети: Блины, пироги, оладьи.

Хозяйка: Есть у русского народа такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Что ещё любят готовить в России?

Дети: Кашу и щи.

Хозяйка: Какие каши варят у нас?

Дети: перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.)

Хозяйка: Каши варят из крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев. Пшено и манку делают из пшеницы, овёс и гречиху выращивают.

Хозяйка: А ещё в России очень любят щи.

Из чего варят щи?

Дети: Из капусты, моркови, картофеля, лука.

Хозяйка: Да. Для того чтобы сварить щи, нужны капуста, морковь, лук, картофель. И все эти овощи выращивают у нас и готовят из них пищу.

Воспитатель: Дети, выходите на игру-хоровод!

Динамическая пауза «Вот какие кочаны»

Воспитатель: Вот какой богатый урожай капусты вырастили!

А ведь с капустой связана ещё одна наша традиция – засолка капусты. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – засоливали её. (заквашивали? квасили? солили?). На Руси было принято рубить капусту, заготавливать её на зиму.

Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.

Хозяйка: А заквашивали капусту так: (Показывает).

Сначала кочаны замывают и очищают от испорченных листьев. Потом вырезают кочерыжки, кочаны мелко рубят сечкой или ножом. Также готовят и морковь. Чтобы дружнее и веселее шла работа, раньше хозяйки приговаривали:

Вилки в ведро,

Руби серебро.

Сечи – мельчи,

В кадку топчи

Нашинкованную капусту перемешивают с солью и морковью в большой кастрюле или деревянном корытце. Потом капусту укладывают в кадку или бочонок и очень хорошо приминают (утрамбовывают) деревянным пестом, пока не выступит сок. Вот так, посмотрите, дети.

Когда кадушка наполнена, сверху кладут деревянный кружок и гнёт – камень. Вот так капустка стоит неделю в тёплом месте – заквашивается, а потом её переносят в холодное место – погреб.

Хозяйка: Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? А ведь на капустинских посиделках всегда было весело – русские люди умели трудиться, умели и отдыхать

Воспитатель: И нас музыка зовёт на весёлый хоровод!

Хороводная игра «Завивание капустки».

Итог занятия (2 мин.)

Хозяйка: Вот и подошла к концу наша встреча.

О чём мы с вами беседовали сегодня?

Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.

Хозяйка: Что вам особенно запомнилось?

Что было вам особенно интересным?

Ответы детей

Хозяйка: Да, мы с вами поговорили о том, как жили в старину русские люди, какие предметы их окружали, вспомнили о характере русского народа – трудолюбивый, гостеприимный, вспомнили традиционные русские блюда, поговорили о том, как отдыхали русские люди. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Воспитатель:  

Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

До свидания, ребята! До следующей встречи! Буду рада снова видеть вас у себя в избе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе детского сада «Традиции татарского народа» (по НРК)

Программное содержание:1.     Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить ук...

Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»

Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...

Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы  «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русско...

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русско...

Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...