Педагогический проект "Человек и природа"
проект по окружающему миру на тему

проект для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chelovek_i_priroda.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад № 27 «ПЕТУШОК»

 

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

24.09.2013 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Человек и природа»

Автор проекта:

Морозова Т.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №27»

г. Камень-на-Оби

2013г.

Проект экологического воспитания дошкольников "Человек и природа"

АКТУАЛЬНОСТЬ:

   Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

   К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

   Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

   Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

   Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.

   Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: 

   Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

   Система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ:

   Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
  2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
  3. Воспитать гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  4. Учить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
  5. Развивать чувства эмпатии к объектам природы;

определить основные свойства объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;

  1. Выявить особенности образа жизни птиц, животных, насекомых, заботу о них;
  2. Формировать представления о погодно – сезонных явлениях в природе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
  2. Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  3. Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

  • Комплексные занятия, конспекты;
  • Тематическое планирование;
  • Консультации;
  • Аналитический материал.

Подготовительный – диагностический этап: июль – август(1г. реализации проекта)

Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.

Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.

Опрос родителей, сбор анализа.

Наблюдения.

Работа с документацией.

Основной – практический этап: сентябрь – апрель (1-3г.)

Практическая направленность работы по проблеме:

проведение тематических, комплексных занятий;

в повседневной жизни;

работа по самообразованию;

консультации на тематических педсоветах;

работа с родителями;

посещение центров самообразования;

изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;

целевые прогулки, экскурсии.

Заключительный этап.

Подведение итогов по проблеме: апрель (3г. реализации проекта)

проведение диагностики;

мониторинг реализации проекта;

аналитические материалы

Предполагаемый результат:

Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).

Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)

План мероприятий 1 младшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

    Июль-

    август

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

   

Март

 

   Апрель

      Май  

    Июнь –

   Август

Подготовительный – диагностический

этап.

Изучение уровня экологического развития детей. Подбор материалов для работы по всем видам деятельности, наглядных пособий. Составление тематического планирования на учебный год по теме «Путешествие в мир природы»

                Основной - практический

                                  этап.

«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Изготовление эколого – дидактических игр:

  1. «Овощи и фрукты».
  2. «Животные и птицы».

  1. «Ваш ребёнок познаёт мир».
  2. Уголок природы в группе: подбор комнатных растений, приобретение аквариума для рыб и их разведение.
  3. Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.
  4. «Игра матрёшек».
  5. Экологическая школа ПМ.

  1. «Воздух в нашей квартире».

  1. Пед. совет «Экологическое образование психологической основы».
  2. «Таня кормит голубей».

  1. «В гости к сороке – вороне».
  2. «Мы едем в гости к кукле».
  3. Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

  1. Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
  2. «Детей учит то, что их окружает»

  1. Изготовление экологической игры по теме: «Растения»
  2. ПМ «Экологическая школа»

  1. «Курение и воздух»
  2. Пед. совет «Путь к экологическому человеку» - исследовательская работа (руководитель группы)
  3. Взаимопосещение занятий в разных возрастных группах.

  1. «Берегите природу!»

  1. Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»
  2. Создание экологической зоны «Мини – огород»

  1. Изучение новой методической литературы по своей теме.
  2. Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.
  3. Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

  1. Родительское собрание. Подведение итогов, отчёт.
  2. Проведение диагностики, подведение итогов.

  1. Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Река Енисей»; «Площадь цветов»; «Средняя школа»; «Фонтан».
  2. Наблюдения, игры, рассматривание картин и картинок, опыты, чтение художественной литературы, фольклора.
  3. Развлечения: «Лето к нам пришло», «В гостях у Лесовичка», «День Нептуна».

           Д\игры,  

   эк\игры, беседы

       с детьми и  

      родителями

           Беседа

             Игра

             Игра

   Родит. собрание

    консультация

  Выставка, беседы

     с родителями

 Открытое занятие

 Занятие - консульт.

 Анкета, консульт.  

   для родителей

 Консультация  для

      Воспитателей

  Открытое занятие

  Открытые занятия

           Игра

  Открытое занятие

    Консультация

    для родителей

          Д\игры

     Выставка игр

  Анкета для родит.

     Консультация

  для воспитателей

     Присутствие

     Консультация

     для родителей

           Д\игра

      Наблюдение

       за овощами

     Наблюдения,

    эксперименты

     Оформление,

         выставка

План мероприятий 2 младшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март -

   Апрель

      Май  

  1. Оформление группы с использованием природного материала.
  2. Родительское собрание «Цели и задачи на год»

а) задачи экологического воспитания

      3.   Составление тематического планирования.

      4.   Сбор цветочных семян, природного материала.

      5.   Организовать выставку из природного материала в

            группе.

  1. Оформить альбом «Насекомые»
  2. Принять участие в празднике «Урожай собирай»
  3. Уход за обитателями живого уголка (в течение года)

  1. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок.
  2. Проведение тематических занятий (в течение года)
  3. «Школа Монтессори».

  1. Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».
  2. Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»
  3. Труд в природе.

  1. Комплексное занятие «Посадка лука»
  2. «Снежинки»
  3. Изготовление костюмов к праздникам.

  1. Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы
  2. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

  1. Консультация для родителей.

  1. Изготовление кукол для театра.
  2. Экскурсия в школу «Уголок природы»
  3. Оформление игры «Весёлые поросята»

  1. Проведение диагностики. Подведение итогов.
  2. Родительское собрание. Подведение итогов за год.

 Настенные картины

        Выставка

    Рассматривание

       Развлечение

        Выставка

Открытое занятие

   Игры и опыты с природ. материалом

          Д\игра

 Открытое занятие

       Развлечение

        Выставка

     Наблюдения

  Анкета для родит.

     Консультация

    Театрализация

       Экскурсия

           Д\игра

 

     Консультация

     для родителей

План действий средняя группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март

 

   Апрель

      Май  

  1. Оформление группы с использованием природного материала.
  2. Выставка овощей и фруктов (совместно с родителями)

  1. Родительское собрание «Цели и задачи на учебный год»

а) Экологическое воспитание.

  1. Пополнение материалов копилки: «Подарки осени» (сбор семян, листьев, цветов, природного материала)
  2. Проведение целевых прогулок: в лес, на луг, в огород, к реке.

  1. Проведение опытов с неживой природой на участке.
  2. Вести уход за обитателями живого уголка (в течении года)

  1. Ежеквартально проводить развлечения на экологическую тему.

  1. Продолжать приобретать книги о природе в книжный уголок.
  2. Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Птицы»
  3. Изготовление костюмов к праздникам.

  1. Тематические занятия (в течении года).
  2. Драматизация сказок (изготовление костюмов)

3.    Познакомить детей с «КРАСНОЙ КНИГОЙ»

  1. Консультация для родителей.
  2. Изготовить модели: строение растений, строение тела рыбы.

  1. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»
  2. Изготовление поделок с детьми из природного материала.

  1. Пересадка комнатных растений.
  2. Экскурсия в школу «Уголок природы», «Кабинет биологии»

  1. Проведение диагностики по экологическому воспитанию.
  2. Родительское собрание. Отчёт об уровне знаний и умений за учебный год.

          Занятие

        Выставка

         Занятие

    Рассматривание

       Развлечение

         Занятие

   в повседневной    

          жизни  

        Выставка

   Рассматривание

    Театрализация

      Развлечения,

         занятия

 Выставка в уголок

           Занятие

Опыты, наблюдения

  Целевая прогулка

План действий старшая группа

   Сроки

                                        Содержание

 Формы проведения

   Июль-

 Сентябрь

  Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

   Январь

  Февраль

     Март

 

   Апрель

      Май  

  1. Диагностика уровня знаний и умений экологического развития детей.
  2. Составление тематического планирования на учебный год по теме: «Путешествие в мир природы»
  3. Родительское собрание «Цели и задачи на год»

а) задачи экологического воспитания

б) Обработка информации по экологическому воспитанию

       4. Знакомство с заповедником.

  1. Выставка «Дары осени»
  2. Пополнение материалов копилки: «Подарки осени» (сбор семян, листьев, цветов, природного материала)
  3. Составление коллекций: «Шишки», «Насекомые», «Ракушки», «Твёрдых пород»
  4. Экскурсия в Берендеи.

  1. Проведение целевых прогулок: в лес, на луг, в огород, к реке; экскурсии в биосферный заповедник, лесничество
  2. Изготовление эколого – дидактических игр: «Четвёртый лишний». Моделирование: животных, птиц, насекомых.
  3. Экологическая школа ПМ
  4. Экскурсия в национальный парк.

  1. Консультация для родителей.
  2. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок
  3. Изучение новой методической литературы по теме самообразования.
  1. Пополнить копилку методической литературы.
  2. Проведение развлечений и праздников, подготовка к ним.

  1. Драматизация экологических сказок (в течение года).
  2. Проведение открытого занятия.
  3. Приобретение и пополнений наглядных пособий.
  4. Знакомство с бабочками Красной книги

  1. Консультация для родителей.
  2. Проведение тематических занятий (в течение года)
  1. Обновление коллекций.
  2. Знакомство с растениями Красной книги.

  1. Экологическая школа ПМ
  2. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

  1. Изготовление поделок с детьми из природного материала.

  1. Знакомство с животными Красной книги

  1. Выставка поделок из природного материала.

  1. Пересадка комнатных растений.
  1. Экскурсия в школу «Уголок природы», «Кабинет биологии»
  2. Экскурсия в национальный парк.

  1. Проведение диагностики по экологическому воспитанию.

  1. Родительское собрание:

а) подведение итогов

            б) отчёт.

   

   д\игры, эк\игры,

 беседы с детьми и

      родителями

       выставка

Целевые прогулки

 

         Занятие

   

  В повседневной

           жизни

         занятие

 

     методический

          кабинет

           группа

           занятие,

    в повседневной

            жизни

          занятия

работа с родителями

 выставка в уголок

    в повседневной

            жизни

выставка,

рассматривание,

чтение

занятие

           занятие,

    в повседневной

            жизни

           занятие,

    в повседневной

            жизни

    в повседневной

            жизни

           занятие

           занятие,

    в повседневной

            жизни

Тематическое планирование           I младшая группа

                          занятия

                          в повседневной жизни

                      Сентябрь

  1. «Что растёт в огороде?»
  2. «На птичьем дворе»

                 Октябрь

  1. «Узнай и назови овощи и фрукты»
  2. «Комнатные растения»
  3. Аппликация «Листопад», «Солнышко»
  4. Лепка «Яблоки для ежа»

                  Ноябрь

  1. «Кто живёт в аквариуме?»
  2. «В магазин за фруктами и овощами»

 

                  Декабрь

  1. «Отгадай, кто пришёл» (дикие животные)
  2. «Снежинка в гостях у ребят» (погодно-сезонные явления, комплексное занятие)
  3. Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

                  Январь

  1. «Зимушка – зима» (опыты с водой)
  2. Домик для черепашки» (свойства природного материала: песок, вода)

                 Февраль

  1. «Кто позвал из леса?» (Звукоподражание)
  2. «Где живут рыбки?» Инсценировка Биссета «Га – га – га»

                   Март

  1. Комнатные цветы: название, строение.
  2. «Ветка берёзы с листочками» Условия жизни для растения.
  3. «Домашние кошки» Виды, условия жизни.

             

Апрель

  1. «Лошадь с жеребёнком» (виды, предназначение)
  2. «Животные и их детёныши» (узнавание и называние животных и их детёнышей)

Май

  1. «Рассматривание одуванчиков»
  2. Петушок и его семья»                

  1. Наблюдения и опыты с живой и неживой природой.
  2. Фольклор о кошке
  3. Эк\игра «Найди листок, какой покажу»

  1. Драматизация р.н.п. «Два весёлых гуся»
  2. Труд в природе: сбор природного материала: листья, семена, шишки.
  3. П\и «Воробушки и кот» и др.

  1. Поручения: большой, маленький листок.
  2. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.
  3. Д\и «Что оденем осенью?»
  4. Эк. Лото «Животные и птицы»

  1. Сл\эк игра «Зайка беленький сидит»
  2. Проза о жизни животных зимой в лесу.
  3. Рассматривание картин.
  4. Уход за зимующими птицами на участке.
  5. Беседа «зимние игры»
  6. Зимние подвижные игры.

  1. Наблюдения в природе, опыты со снегом.
  2. Д\и «Кто во что одет?»
  3. П\и «Весёлые снежки» и др.
  4. Исследования: снег – вода – лёд.
  5. Труд в природе: уборка снега, игры – «Снеговик»

  1. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»
  2. Д\и «Сложи целое» (части тела)
  3. Фольклор о зиме, о птицах.

  1. Наблюдения в природе.
  2. Поэзия о весне (заучить).
  3. П\и «Воробушки и автомобиль»
  4. Целевая прогулка: «Поделки из снега»
  5. Уход за обитателями живого уголка.

  1. Наблюдение за домашними животными (дома, в группе)
  2. «Школа Монтессори» Игры с крупой.
  3. Театр на фланелеграфе: «Репка», «Теремок»

  1. Д\и «Поручения»
  2. Игра – инсценировка «Колобок»
  3. Рассматривание картинок о домашних птицах.
  4. Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

Тематическое планирование           II младшая группа

                          занятия

                          в повседневной жизни

Сентябрь

  1. «Лето»
  2. Дидактическая игра «Овощи»
  3. Рассматривание картины «Огород у заиньки»

Октябрь

  1. «Дикие животные»
  2. «Наблюдение за рыбкой»
  3. Рассматривание картины «Осень»

Ноябрь

  1. «Осень»
  2. Д\и «Листопад»
  3. рассказывание «Как звери в лесу готовятся к зиме»
  4. Мытьё комнатного растения.
  5. «Подарки осени»

 

                  Декабрь

  1. «Растение»
  2. «Дикие и домашние животные»
  3. «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»

                  Январь

  1. «Посадка лука»
  2. «Метель» - заучивание стихотворения
  3. «Кот, петух и лиса» р.н.ск.
  4. «Козлятки и волк» р.н.ск.

               

Февраль

  1. «Зима»
  2. Рассматривание снегиря.
  3. «Рукавичка» укр.н.ск.
  4. «Сравнение комнатных растений»

Март

  1. «Птицы»
  2. «Весна»
  3. «Зима прошла»
  4. Составление рассказа о комнатном растении.

Апрель

  1. «Путешествие в весенний лес»
  2. Сравнение дерева и кустарника.

Май

  1. Сравнение одуванчика и тюльпана.
  2. Сравнение комнатных растений: фиалка и бегония.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в еопилку «Подарки осени»
  3. Подвижные игры:

а) «Кот и мыши»

б) «Воробышки и автомобиль»

  1. Труд в природе.
  2. Экологическая игра: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Экскурсия в лес.
  4. Поручения и игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
  5. Чтение художественной литературы о животных и птицах.

  1. Изготовление поделок из природного материала (шишка)
  2. Наблюдение за обитателями уголка (хомячок)
  3. Уход за растениями в течении года.
  4. Экологические и подвижные игры.
  5. Опыты.

  1. Труд в природе: подкормка птиц.
  2. Наблюдения и опыты в природе.
  3. Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
  4. Заучивание стихов о зиме, загадки.
  5. Беседа «Как мы играем зимой»
  6. Рассматривание картин о животных.

  1. Загадки – движения.
  2. П\и «Лёгкие снежинки»
  3. Наблюдения и опыты со снегом, льдом.
  4. Беседа «Новогодние праздники дома»
  5. Театр на фланелеграфе «Три  медведя»

  1. Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»
  2. Драматизация.
  3. Фольклор о птицах.
  4. Беседа «Холодно ли птицам зимой»
  5. Труд в природе: уборка снега, подкормка птиц на прогулке.
  6. Уход за обитателями уголка.

  1. Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».
  2. Мини огород на окне.
  3. Целевая прогулка в школу (уголок природы)
  4. Экологическая игра «Через ручеёк»
  5. Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

  1. Наблюдения и опыты в природе.
  2. Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»
  3. Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»
  4. Труд в природе: уборка мусора на участке.

  1. Труд в природе: «Посадка цветочных семян, рассады»
  2. Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»
  3. Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»
  4. Беседы: «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)
  5. Целевые прогулки на реку, на луг.

Тематическое планирование           средняя группа

                          занятия

                          в повседневной жизни

Сентябрь

  1. «Осень золото роняет» (экскурсия в осенний лес)
  2. В лес за грибами и за ягодами.
  3. Как животные к зиме готовятся.

Октябрь

  1. Откуда овощи в магазине?
  2. Фрукты на прилавках  магазинов.
  3. Откуда хлеб пришёл?

Ноябрь

  1. Как поливать растения (экология стр.70)
  2. Как зимуют дикие звери (экология стр.70)

Декабрь

  1. Домашние животные (кто с нами живёт)
  2. Наблюдение за воробьём и вороной (экология стр.72)

               

Январь

  1. «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний лес)
  2. Лесные обитатели – звери.

Февраль

  1. Обитатели скотного двора.
  2. О тех, кто умеет летать (птицы)
  3. Обитатели птичника.

Март

  1. Мы едем в зоопарк.
  2. Обитатели воды – рыбы.
  3. В окно повеяло весною…(весеннее пробуждение природы)

Апрель

  1. Экскурсия в лес (пробуждение в природе)
  2. Шестиногие малыши.
  3. Времена года.

Май

1. Весной в деревне.

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические и подвижные игры: «Кто скорее соберёт», «К дереву беги»
  4. Д\упр.: «Раньше – позже»; хороводная игра: «Лети листок ко мне в кузовок»
  5. Чтение художественной литературы: Бианки «Паучок – пилот», Глушнев «Стихи о насекомых»
  6. Фольклор – загадки
  7. Беседы: «Что нам дарит осень» и др.

 

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Овощи и фрукты»
  4. Конкурс «Осенний букет»
  5. Экологические игры:

а) «Найди листок как на дереве»

б) «Третий лишний»

в) « Подскажи словечко»

  1. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.

  1. Наблюдения в природе, опыты с водой.
  2. Изготовление поделок из природного материала; подготовка камушек для аквариума.
  3. Экологические игры: «Раньше – позже», «Знаешь ли ты?»
  4. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом»
  5. Фольклор: пословицы, песенки, потешки.
  6. Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад» и др.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы), посев овса для подкормки птиц.
  3. Целевая прогулка «Зимний лес»
  4. Мастерская Деда Мороза «Снежинка»
  5. Беседа «Почему люди зимой не мёрзнут»
  6. Рассматривание картины: «Звери в зимнем лесу»

  1. Развлечение «Зимние забавы»
  2. Беседы: «Где найти медведя зимой?», «Живые ли деревья зимой?»
  3. Драматизация р.н.ск.
  4. Труд в природе: создание построек из снега.
  5. Окучивание деревьев снегом.
  6. Что такое КРАСНАЯ КНИГА?

  1. Целевая прогулка к реке.
  2. Труд в природе: уход за растениями, рыбками в группе.
  3. Экологические игры: «Найди, о чём расскажу», «Загадайте, мы отгадаем» и др.
  4. Рассматривание картин: «Животные нашего леса», «Зима в лесу»
  5. Театрализованная деятельность

  1. Рассматривание картин, иллюстраций о ранней весне.
  2. Опыты: свойства снега.
  3. Наблюдения в природе.
  4. Чтение художественной  литературы о животных «Забавные звери» Чарушин; «Красивые цветы» Баральедо.
  5. Труд в природе: посадка овощей в мини огороде.

  1. Беседы: «Кто весной возвращается домой»,  «Почему весной бывают наводнения»
  2. Посев семян, выращивание цветочной рассады.
  3. Труд в природе – уборка участка.
  4. Экологические игры.

  1. Целевые прогулки в лес.
  2. Уход за обитателями живого уголка.
  3. Театр на фланелеграфе: «Теремок», «Три поросёнка»
  4. Рассматривание картин: «Грачи прилетели» Саврасов; «Весенняя сказка» Токарев.
  5. Игры «Назови и отбери цветы, которые  знаешь», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»
  6. Труд в природе:

а) вскапывание клумб для цветов;

б) посадка семян, рассады.

Тематическое планирование           старшая группа

                          занятия

                          в повседневной жизни

Сентябрь

  1. Беседа о лете. Т.М.Бондаренко
  2. «Уж небо осенью дышало» А.А.Вахрушев

Октябрь

  1. Помощники в путешествии: глобус и карта. А.А.Вахрушев
  2. Экскурсия в осенний лес. Т.М.Бондаренко
  3. Путешествие в Грибное царство. Т.М.Бондаренко

Ноябрь

  1. Путешествие на Северный полюс. А.А.Вахрушев.
  2. Беседа о труде людей. Т.М.Бондаренко.

             

Декабрь

  1. Путешествие в тундру. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о том, кто как зимует. Т.М.Бондаренко

Январь

  1. Путешествие в смешанный лес. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о зиме. Т.М.Бондаренко

         

   Февраль

  1. Идёт волшебница зима! А.А.Вахрушев
  2. Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь» Т.М.Бондаренко

Март

  1. Весна в степи. А.А.Вахрушев
  2. Посадка семян овощей. Т.М.Бондаренко

Апрель

  1. Откуда хлеб пришёл. А.А.Вахрушев
  2. Беседа о диких животных. Т.М.Бондаренко

Май

  1. Беседа об уходе за комнатными растениями. Т.М.Бондаренко
  2. Беседа о весне. Т.М.Бондаренко

 

  1. Наблюдения в природе.
  2. Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
  3. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Не ошибись», «Что растёт в лесу»
  4. Выставка «Дары осени»
  5. Беседа «Что такое заповедник»
  6. Целевые прогулки: в парк, к водоёму
  7. Опыты, поисковая деятельность «Вода нужна всем», «Как увидеть воздух»
  8. Рассматривание картин И.Левитан «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»
  9. Труд в уголке природы и на участке
  10. Работа с календарём природы.

  1. Загадки – движения.
  2. Праздник «Урожай собирай»
  3. Выставка «Осенний букет»
  4. Фольклор о природе
  5. Д\и «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
  6. Наблюдения в природе.
  7. Экскурсия в Берендеи
  8. Опыты: свойства песка: «Песчаный конус», «Песочные часы»
  9. П\и «Летает – не летает», «Где спрятано растение» и т.д.
  10. Труд в природе: Уборка мусора, сбор семян, сбор природного материала для поделок.
  11. Беседа: «Любите землю матушку» Т.М.Бондаренко

  1. Наблюдения в природе: погодо - сезонные явления
  2. Опыты с водой. Т.М.Бондаренко
  3. Изготовление поделок из природного материала.
  4. Экскурсия в национальный парк
  5. Д\и : «Детки на ветке», «Кто, где зимует»
  6. Рассматривание картины «Пёстрый дятел»
  7. Труд в уголке природы и на участке
  8. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
  9. Чтение художественной литературы о природе.

  1. Мастерская «Кормушки для птиц»
  2. Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы).
  3. Экскурсия в зимний парк
  4. Беседа о зимующих и перелётных птицах. Т.М.Бондаренко
  5. Опыты с водой: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»,  «Лёд легче воды»
  6. Рассматривание картины К.Юона: «Русская зима»

  1. Просмотр фильмов о природе.
  2. Работа с моделями.
  3. Рассказ о лягушке. Т.М.Бондаренко
  4. Праздник «Мы – друзья природы» Т.М.Бондаренко
  5. Бабочки Красной книги
  6. Фольклор о природе.
  7. Наблюдения в природе, работа с календарём в уголке природы.

  1. Д\и «Какое время года?»
  2. Беседа «Воздух и его роль в жизни человека» Т.М.Бондаренко
  3. Опыты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?» Т.М.Бондаренко
  4. Целевая прогулка к реке.
  5. Знакомство с растениями красной книги (башмачок настоящий, радиола розовая, подмаренник Крылова, красивоцвет Саянский, жарки…..)
  6. Театрализованная деятельность.
  7. Труд в природе: уход за растениями, обитателями природного уголка.

  1. Утренник «Здравствуй, весна!» Т.М.Бондаренко
  2. Рассматривание картин, иллюстраций о весне
  3. Сравнительное наблюдение за рыбками. Т.М. Бондаренко
  4. Опыт «Очистка грязной воды»
  5. Знакомство с животными красной книги (снежный барс, сибирский горный козёл, скопа, сапсан, чёрный аист…..)
  6. Д\и «Рыбная ловля», «Назови три предмета»
  7. Д.Мамин – Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть, Т.М.Бондаренко
  8. Труд в уголке природы: посадка овощей в мини огороде.
  9. Целевая прогулка в лес

  1. Наблюдения за черепахой. Т.М.Бондаренко.
  2. Д\и «Кто, где живёт», «Отгадай, что за растение»
  3. Наблюдения за живой природой: деревья, птицы, насекомые, животные.
  4. Экскурсия в национальный парк.
  5. Рассматривание картин С.Герасимова: «Последний снег», «Лёд»
  6. Опыты: «Силы ветра и воды (пускание лодочек в ручейках: быстро, медленно)»
  7. Труд в природе – уборка участка от сухих веток, листьев
  8. Игры: «Магазин «Цветы»
  9. Посев семян, выращивание цветочной рассады.

  1. Наблюдения: неживая природа: световой день, солнце, небо, облака; весенние дожди, грозы.
  2. Экскурсия в лесничество.
  3. Д\и  «Времена года – Круглый год»
  4. Опыт:  «Здравствуй, ветер!»
  5. Опыт с кошкой. Органы чувств у животных. Т.М.Бондаренко
  6. Беседа об уходе за комнатными растениями. Т.М.Бондаренко.
  7. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Труд в природе: подготовка клумб для цветов, посадка рассады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал к педагогическому фестивалю "Мир природы и ребенок"

описн опыт работы по проведению эксурсий в ДОУ...

Педагогический проект "Друзья природы"

Проект по воспитанию у детей  старшего дошкольного возрастаинтереса  и любви к родной природе на основе  воспитания у них нравственных чувств....

Педагогический проект "Берегите природу"

Проект направлен на ознакомление детей с природой тундры, развитие экологической культуры дошкольников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающем...

Педагогический проект "Защитники природы!"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: информационно – исследовательскийПо содержанию: ребенок и охрана природыУчастники проекта: дети – педагоги – родителиПо количеству участников: кол...

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

педагогический проект "Красота природы осенью"

педагогический проект "Красота природы осенью"...