Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Теличко Любовь Алексеевна

Из обобщения опыта работы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы

«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_zimniy_les.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Из обобщения опыта работы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы

«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Цель.

Формировать обобщенное представление детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.

Задачи.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу.

Материалы: презентация (с использованием мультимедийного оборудования   «Жизнь в лесу зимой»), аудиозапись, карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, зимующих птиц, диких  животных, дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», раздаточные карточки к игре, кукла перчаточного театра  «Незнайка».

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о животных Е. Чарушина, В. Бианки, Сладкова, Скребицкого, чтение стихотворений, пословиц о зиме,  рассматривание энциклопедий, иллюстраций  с изображением птиц, животных, зимних пейзажей, наблюдения в природе, зарисовки в календаре природы, изготовление материала к дидактическим играм, изготовление кормушек, беседы, игровые ситуации, отгадывание и составление загадок, художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику.

Ход занятия.

Воспитатель.  Доброе утро, и всем улыбнись, 
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда -
Вы согласны? Ответьте мне:

Дети. «ДА!»

Воспитатель. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.  Дети, мы с вами знакомились с тем, как растения и животные готовились осенью к зиме. Послушайте загадку:  

Кто знает верную примету, 
Высоко солнце, значит лето. 
А если холод, вьюга, тьма, 
И солнце низко, то...   (Зима) (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, наступила зима. Предлагаю отправиться в лес, чтобы посмотреть, как наши знакомые зимуют.

 (Стук в дверь.  Воспитатель вносит куклу Незнайку).

Незнайка. Здравствуйте.

Воспитатель и дети. Здравствуй Незнайка. Мы очень рады гостям, но нам нужно уходить.

Незнайка. А куда вы уходите?

Воспитатель. Мы отправляемся в лес, чтобы узнать, как зимуют его обитатели.

Незнайка. А можно мне с вами?

Воспитатель. С нами можно, только ты одет не по погоде, на тебе шорты и майка, а зимой в лесу очень холодно.

Незнайка. Почему зимой холодно, а летом тепло?

Воспитатель. Солнце зимой находится низко над землёй, поэтому день становится коротким, земля не успевает прогреваться и становится холодно. Люди, чтобы не замёрзнуть, одевают тёплую одежду.

Незнайка. Всё понятно.

Воспитатель. Ну что же, тогда давайте отправляться в зимний лес. Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая зимнюю одежду).

 Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать?

 (Ответы детей: Чтобы удобно было идти по снегу, нужно надеть лыжи.)

Воспитатель. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес (дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на мультимедийной доске).

Логоритмическое упражнение. Мы пришли в зимний лес (шагают на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками ).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся (кружась, приседают).

Воспитатель. (Обращает  внимание детей на красоту пейзажа).   Дети, посмотрите, как красиво в лесу, тихо, как сверкает на солнце  снег.

Незнайка. Сколько здесь различных деревьев, кустарников, но почему-то все они без листьев.

Дети. Зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались.

Незнайка. А может, было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу.

Дети. Нет! Деревья, сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Незнайка. Так значит, деревья сбросили листья и все погибли?

Дети объясняют Незнайке, что кусты и деревья зимой спят, отдыхают.

Незнайка. А деревья не замёрзнут?

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что защищает деревья от мороза?

(Рассуждения детей: опавшие листья оберегают корни деревьев, от мороза ветки защищает пушистое снежное покрывало)

Воспитатель. А как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?

Дети. Засыпаем снегом или опавшей листвой корни деревьев.

Незнайка. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит?

Воспитатель. Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то - же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя называются – хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?

Дети. сосна, можжевельник, кедр.

Незнайка. Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?

Воспитатель.  Меняют! Но не сразу, а постепенно.

Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья». (Воспитатель показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, а дети определяют принадлежность дерева к хвойным или лиственным и показывают карточки  с символическим изображением).

Воспитатель.  А еще хвойные деревья лесным жителям зимой помогают выжить.

Незнайка. Каким таким лесным жителям? Я думал, в лесу никого нет!?

В.  В лесу живут животные, птицы - это их дом. Оказавшись в лесу, нужно знать «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна  и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра-эмпатия.

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище – ствол

Наши руки – это ветви

(Проведние физминутки под  музыку.)

Воспитатель. Подул легкий ветерок – затрепетали веточки  на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – закачались веточки (Дети шевелят кистями рук).Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

(На слайде появляется фотография клеста).

Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Это клесты-еловики, они очень ель уважают. Тут им и дом и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, здесь же селятся.

 Незнайка. Какая смешная птица? Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Лучше бы у него клюв ровненький был бы, с него же все смеются.

Воспитатель. Незнайка, клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы  и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а самец-клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.

Незнайка. Вот это да! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное!

Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.

Воспитатель. Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.

Дети.  Они никуда не улетают, потому что, питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.

Воспитатель. Как мы помогаем птицам в зимние холода?

Дети. Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.

Воспитатель. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».

(Появляется слайд с изображением мыши)

Воспитатель. Посмотрите  на этого маленького зверька. Кто это?

Дети. Это мышь. Она питается разными семенами растений, орешками.

Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет с неё всю ночь зернышки грызть. Ей зимой не страшен, ни холод, ни голод, а опасаться ей нужно только хищников.

Незнайка. А кто это- хищники и как они зимуют?

Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет ответы детей). Хищники- это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой, потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят, а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.  

Незнайка. Ой, я вспомнил, что в лесу живёт медведь, как бы он не появился здесь, я его боюсь.

Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.

Незнайка. И что ничего не ест и не пьёт?

Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в лесу он найдёт такую еду?

Незнайка. Ну да, зимой в лесу только снег, никаких тут ягод нет.

Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные так же впадают в спячку? (Барсук, ёж, змеи, лягушки)

(Слайд с фото зайца).

Незнайка. Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.

Дети. Ты что, Незнайка, зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют.  Зайчик - белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит!  Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.

Незнайка. (Смотрит вверх на дерево) Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.

(Слайд с фото белки).

Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.

Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится…?

Незнайка. Он так и будет лежать.

Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.

Воспитатель. Правильно, так белка и другие растительноядные звери и птицы помогают растениям распространяться и расти на земле. Всё в природе взаимосвязано: и растения, и звери, и птицы.

 Незнайка.  Вот это да! А я думал, зимой в лесу нет никакой жизни. А ведь нет! Зимой лес живет, только тихо, незаметно.

Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного, мы об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте «наденем лыжи» и в путь.  (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы дети, всё запомнили.А тебе, Незнайка, понравилось наше путешествие?

Незнайка. Да, я очень многое узнал, спасибо, что вы меня взяли с собой.

МБДОУ детский сад  № 19 «Казачок»  МО г-к Анапа

Воспитатель Теличко Любовь Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в общеразвивающей подготовительной группе "Супермаркет"

Организация социально – личностного развития старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре «Супермаркет»....

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЁРНЫШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие зернышка" для детей средней группы.Цель: Создать условия для передачи детям первоначальных представлений о том, какой путь проход...

Занимательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром бурятский национальный праздник «Сагаалган» для детей подготовительной группы

Цель: дать представление о празднике Сагаалган.Задачи:• познакомить детей с традициями встречи нового года по восточному календарю;• научить играть в бурятские народные игры;• разу...

Конспект организованной образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» на тему: «Зимушка–зима» для детей средней группы.

Доминирующая область: познавательное развитие.Интегрированная образовательная область: Физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.Интегрированные задачи:Образова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...