Приключения в стране "Царицы-Водицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Титова Алла Леонидовна

Интегрированная НОД детей с применением здороьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Царица-Водица32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного  вида II категории

№ 14 «Аленький цветочек»

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности детей с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической группе «Приключения в стране Водицы – Царицы»

  Титова Алла Леонидовна

                                                                                          воспитатель 1 категории

                                         

                                           

город Красный Сулин

2014 год

Цель. Формировать представление детей о круговороте воды в природе, расширять знания о воде, ее состояниях, роли в жизни человека и всего живого на земле.  

  Воспитательные задачи.

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;

- воспитывать способность работать в группах, в коллективе;

Развивающие задачи.

-развитие  речи, способности отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи;

- развитие умение находить пути решения проблемной ситуации;  

- раскрытие творческого потенциала детей, через умение играть роль;

-развитие физических качеств (выносливости, координации, быстроты, гибкости);

-развитие чувства ритма;

  Образовательные задачи.

- закрепление знаний об  основах безопасности жизни и осторожности;

- расширение и углубление представлений детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);

- формирование представлений о взаимодействии и  переходе вещества из одного состояния в другое.

- закрепление умений делить слова на слоги, определять местонахождение звука в слове.

- формирование представлений о  моделировании воды в 3–х ее состояниях;

- совершенствование ритмопластики;

- пополнение словарного запаса детей: водоемы, торф, круговорот.

Здоровьесберегающие технологии.

- ритмопластика «Путешествие Капелек»;

- гимнастика для глаз «Капля – раз, капля – два»;

-логоритмическое упражнение «Прогулка»;

- пальчиковая гимнастика «Дождик»;

- ходьба по ортопедическим дорожкам и мешочкам;

- ходьба на «лыжах»;

Оборудование:

- ширмы с декорациями «городов Водицы – Царицы»;

- подручные средства: кубики, мячи, подушки, дощечки;

- ортопедические мешочки и дорожки;

- костюмы для «Капелек», «Тучки», «Солнышка», «Барбоса», «Мышонка»;

- зонты для детей;

- «лыжи»;

Предварительная работа:

- беседы о воде: «Волшебница вода», «Царица вода»,

- экспериментальная деятельность: «Вода жидкая может литься, вода твердая - это лед, вода газообразная -  это пар»;

- загадывание и отгадывание загадок;

- разучивание Стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода»,

С. Джус «Почему бывают тучи и бывают облака?»

Организационный момент

Вос – ль.  Дети, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение.

Раздается  телефонный звонок.

Вос – ль.  Ребята, мне  на телефон пришло странное  СМС. Послушайте, я его прочту. Читаю.

Пишет вам одна девица

Очень важная царица.

Если б не было меня,

То погибла б вся земля.

Всем живым нужна всегда

А зовут меня …………(вода)

- Так это Водица – царица нам СМС прислала.

Читаю дальше.

« Мои младшие сестрички – капельки любят путешествовать, а еще больше они любят играть в прятки. Вот и сейчас они разбежались по моему водному царству и спрятались. Помогите, пожалуйста, мне их найти.                                                                                                                                                                С уважением Водица – царица.

Вос  – ль.    Ребята, поможем Водице – царице найти ее сестричек капелек? Что нам для этого сделать?                                                                                                                                                (Ответы детей)                                                                                                                                                             Вос - ль.  Да, нам нужно отправиться в путешествие в ее водное царство.  Нас ждут приключения.  К приключениям готовы?

Логоритмическое упражнение «Прогулка» 

К приключениям готовы!

Наши дети все здоровы!                               Дети маршируют.

По тропиночке пойдём                          

Друг за  дружкою гуськом.                         Ходьба «змейкой»

На носочки встали                                   Ходьба на носочках

Дружно зашагали.

Ноги выше поднимаем,                           Ходьба с высоким подниманием колен

На кочки мы не наступаем.

Топ, топ, топ, топ,                                    Ходьба приставным шагом.

А теперь все вместе: «Стоп! »                 Остановиться

Вос – ль.   Куда мы с вами попали?

  (ответы детей)  

Вос- ль. Что вы видите?                                                                                                                                                                                                                                                                  

Вос - ль.  Да, сколько городов в стране царицы - водицы. В каком же из них могли спрятаться капельки? Как же их найти?                                                                                                           Давайте подойдем поближе.  Что здесь написано?                                                                                           Вос - ль. Правильно,   «Зимний город».  

(ответы детей)                                        

 Вос - ль. Ни одного жителя не видно.  Давайте хорошо оглядимся в незнакомом месте. Может, что - нибудь найдем.

Находят записку

« Вы сможете нас найти, если отгадаете  загадки».

Растет она вниз головою»

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.     (сосулька)

На пальто и на платке,

Все сквозные -  вырезные,        

А возьмешь вода в руке.    (снежинка)

Зимой я бываю, как гранит.

 Зимой по мне можно походить.  (лед)

(Дети отгадывают загадки, на ширме поочередно появляются картинки, «жители города»)

Вос – ль.  Кто же живет в зимнем городе?

(ответы детей)

Вос – ль. Из чего состоит сосулька?

(ответы детей)

Вос – ль. Как можно получить лед?

(ответы детей)

Вос – ль. В каком состоянии находится вода в  сосульке, во льду?

( ответы детей)

 Вос – ль. Куда же  спрятались капельки в «зимнем городе царицы – водицы»?

( ответы детей).

Вос – ль. Давайте  поместим сюда капельку, чтобы водица – царица  видела,  где она прячется.  

Вос – ль. Какие правила безопасности вы должны соблюдать зимой?

(ответы детей: не ходить по льду – можно провалиться, не стоять под крышей – сосульки могут упасть на голову).

 Вос - ль.  Продолжаем путешествие.

Ребята, смотрите, дорогу снегом замело, мы здесь застрянем в сугробах, что же делать?  Посмотрите вокруг, может быть, сможем найти  какое – либо средство передвижения по снегу?

Дети находят  лыжи, переправляются на другой берег и попадают в

«ГОРОД ВОДОЕМОВ»

Вос – ль. В какой город мы пришли?

Дети читают.

 Вос – ль. А вы знаете, что такое водоемы?

(ответы детей)

Вос – ль. Правильно, река, море, озеро, болото – все это можно назвать одним словом – водоемы, давайте вместе произнесем это слово.

А теперь  присядем на полянке, отдохнем. Как вы думаете, можем ли мы здесь найти капельки?

(ответы детей)

Вос – ль. Почему вы так решили?

(ответы детей)

Вос – ль. В каком состоянии находится вода в водоемах?

(ответы детей)

Вос – ль. Для того, чтобы здесь появились жители этого города,  нужно вспомнить  загадки о различных водоемах.  

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит -  не выбежит.  (Река)

Полно корытце водицы,

Да из него нельзя напиться.  (Море)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные, свои поправляя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды в нем все отражается.

Как это зеркало называется?  (Озеро)

Ни вода, ни суша,

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь.   (Болото)

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека, по песенке узнаете меня.   (Ручей)

 По мере отгадывания загадок на ширме появляются картинки с изображением реки, ручейка, моря, озера.

 Вос – ль.  Загадок вы знаете много, а знаете ли вы, как называется вода, которая находится в реке, озере, болоте, море?

Как называется вода, которая течет из крана?

(ответы детей)

Вос – ль. Определите, где находится звук «о» в слове  «озеро»,

                    звук «р» в слове «море»;

                    звук «а» в слове «река».

(ответы детей)

                 - Разделите на слоги  и определите их количество в слове  «болото», «море».

(дети выполняют задание)

Вос – ль. Куда же спрятались капельки в « городе водоемов»?

(ответы детей)

 Вос – ль. Ребята, а теперь, капельки  хотят показать вам,  какие  разнообразные водоемы  существуют в природе.

Просмотр видео и слайдов на интерактивной доске

Вос – ль. А знаете ли вы правила безопасности при купании в  водоемах?

(ответы детей)

Вос – ль.  Поместите капельку, для царицы – водицы.

(Слышны звуки дождя). Ребята, слышите, что это за шум?

(ответы детей)

Вос – ль. Дождь приближается, на меня упали несколько капель.  Давайте  каждый себе сделаем ведро (руки сложить в пригоршню) и будем их ловить капельки.  

Гимнастика для глаз.

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.  (дети « ловят» капельки глазами и «сажают в                                                                                              

                                                                    ведро)

Мы зонты свои открыли,                                                                  

От дождя себя укрыли. (широко открыли глаза – зажмурились) 5 – 6 раз

Вос – ль. Дождь усиливается,  нам нужно спешить. Смотрите, уже большие лужи образовались. Открывайте большие зонты и  шагайте  по камушкам, а затем по мостику,  ноги не промочите.

Ходьба по ортопедическим мешочкам и дорожкам.

 Вос – ль. Ребята, дождь перестанет, если вы назовете десять  видов  дождей.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаем мы дождей?

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

 Дождь холодный,

Проливной!

Вот, как много есть дождей

 Для растений и людей.   ( поочередно загибать пальцы на каждой руке)

(шум дождя стихает)

 Вос – ль. Дождь действительно перестал.

Дорога приводит в  «НЕБЕСНЫЙ ГОРОД»

Вос – ль.  В какой город мы пришли?

Дети читают

Вос – ль. Да, мы пришли в «небесный город» водицы – царицы. Осмотритесь внимательно.

Находят записку. Читаю.

 Если хотите узнать, кто живет в этом городе, то вы должны отгадать наши загадки:

  1. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

 Солнышко застлала.    (Туча)

  1. В сине небе, как по речке.

 Плывут белые овечки,

 Держат путь издалека

  Как зовут их?        (облака)

(На ширме появляется  картинка тучки и облака)

Вос – ль.  Кто живет в этом городе?

(ответы детей)

Вос – ль.  Чем отличаются тучи от облаков?

(ответы детей)

Вос – ль. А чем они похожи?

(ответы детей)

Вос – ль. Послушайте стихотворение .

Дети читают стихотворение С. Джус

Почему бывают тучи и бывают облака?

Потому, что тучи – круче, облака – они слегка!

Облака летят, пушинки, тучи грозные висят,

Там, ведь мокрые дождинки нас водой облить хотят.

Если взять и выжать тучи и немного подсушить,

Облака тогда получим, и не будет дождик лить.

Вос – ль.  О чем оно?

(ответы детей)

Вос – ль.  Куда  в «небесном городе» спрятались капельки?

(ответы детей)

Вос – ль. А в каком состоянии находятся капельки в  облаке?

(ответы детей)

Вос – ль.  Сюда тоже поместите капельку для царицы – водицы.

 (ответы детей)

Вос – ль. Так в каком состоянии может находиться вода?

Вос – ль.  А  когда вода находится в разном состоянии, то и капельки ведут себя по -  разному.

 Если  вода находится в жидком состоянии, то капельки соединены между собой, но не прочно, как – будто держатся за руки.  Покажите это. Но, в любой момент капельки могут разъединиться. Поэтому вода жидкая и может течь.

Если вода находится в твердом состоянии, то капельки  крепко соединены между собой, как – будто они замерзли и хотят согреть друг друга, Покажите, как это выглядит.

А когда вода находится в газообразном состоянии, то капельки воды находятся отдельно  друг от друга, как  - будто они хотят догнать друг друга, но не могут.

А теперь  разделитесь на 3 группы и сделайте 3  модели воды в жидком, твердом и газообразном состоянии, из чего вы можете это сделать?

Дети выполняют моделирование воды в 3-х ее состояниях.

Вос – ль.  Что вы теперьзнаете о воде?

Дети читают стих- е  Н.Рыжовой  «Волшебница вода»

        1.     Говорят она везде!

       В луже, в море, в океане

       И в водопроводном кране.

2.   Как сосулька замерзает,

      В лес туманом заползает.

  1. На плите у нас кипит,

      Паром чайника шипит.

  1. Тучкой в небе зависает,

Дождем землю поливает.

  1. В озере ее найдете

И в сыром лесном болоте.

  1. Путешествует всегда

       Наша спутница вода.

  1. Без воды нам не умыться,

      Не наесться, не напиться.

  1. Смею вам я доложить

      Без воды нам не прожить.

Вос – ль.  Почему мы  не сможем прожить без воды?

( ответы детей)

Вос – ль. А вода имеет жизненное  значение только для человека?

(ответы детей)

Вос – ль. Вода действительно необходима для всего живого на земле, поэтому воду нужно беречь. Как мы с вами можем беречь воду?

(ответы детей)

Вос – ль. Ребята, мы помогли  царицы – водицы, теперь она  знает, где любят  капельки играть в прятки, и сможет быстро их найти.  А вот, как  они путешествуют в природе,  совершая круговорот, мы расскажем в своей сказке.

Ритмопластика.  Сказка «Капельки – путешественницы»

Вос – ль. Пригласить хотим мы в сказку

                 Всех людей с добром и лаской.

                 Эта сказка не простая,

                 Наша сказка – водяная.

 Вос – ль. Жила – была на небе мама – Тучка, со своими дочерьми – Капельками.

Вместе они очень любили веселиться, играть и заниматься ритмопластикой.

Выходят Тучка и Капельки исполняют ритмопластику:

-  шаги русского народного танца с продвижением вперед;

-  шаги р. Н. танца  - выпад в сторону с выставлением ноги на пятку;

-  поворот вокруг себя в русском стиле;

-  ритмичные прыжки на 1 – 2, на двух ногах, 3 – на одной (4 раза);

- меняют рисунок, образуя маленький круг, затем большой;

Элементы акробатики:   Полушпагат, руки в стороны;    «стрела», лечь на живот, руки вытянуты вверх, ноги прямые вместе»;     поворот на спину, согнуть ноги, выпрямляя попеременно;     поворот на живот;    «рыбка»;   «корзинка»;   прыжком принять упор в приседе ;   встать;   повторить ритмичные прыжки и образовать полукруг.

Тучка.  Пора вам, мои милые дети, отправляться в путь. Посылаю я вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите поля, растения, пусть умоется земля. Попутешествуйте, поиграйте, а потом домой возвращайтесь.

Вос – ль.  Полетели, попрыгали  капельки, на землю.

-  ритмичные прыжки со сменой ног и продвижением вперед;

 -  присаживаются по краям зала,

В это время появляются «мышонок» и «пес – Барбос», исполняют полушпагат; боковой перекат с выставлением ноги (2 раза); стойка на лопатках – «березка» и убегают.

 Выбегают дети с зонтами, выполняют ритмичные прыжки  с продвижением  вперед и сменой ног;  На 1-3 притопы ногами, убегают.

Вос – ль. Полили Капельки растения, землю умыли. Скучно им по -  одиночке стало, собрались они вместе и потекли ручейки.

 Игра «Ручеек» (звуки ручейка).

 А когда много ручейков встречаются, то образуют полноводные реки (дети берут голубую  ткань и выполняют «змейку».

 Плыли, плыли  Капельки по реке, и попали в море  (образовали круг, изображают волны (звуки морского прибоя).

Плавали, плавали Капельки в море, а тут выглянуло солнышко и стало пригревать(дети садятся по точкам).

Солнышко на высоких носках проходит круг, кувырок вперед ноги врозь;   складка поочередно к левой ноге, правой;   «стрела»,   «корзинка»;   перекат, лежа на 180 град., «рыбка»;  шаги польки;   поперечный шпагат;   «мост» из положения лежа;   на одной ноге,  вывернуться в присед, убегает.

Под лучами солнца согрелись Капельки и стали они легкими, легкими. Поднялись высоко в небо,  образовали облако. И тут они увидели свою маму – Тучку, обрадовались они:

Капельки.    Мамочка, мы вернулись!

Тучка.  Молодцы, Капельки, хорошо себя вели? Вы наверно очень устали? Вам пора отдохнуть, пойдемте со мной.

Уходят.  Все дети выходят на общий поклон.

Итог.

Дети,  где вы сегодня побывали?  

Как же путешествуют  капельки воды?

Почему  они могут путешествовать по кругу?

 (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Выпуск в школу "Приключения Буратино"

Даный сценарий составлен по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино",с использованием музыки А.Рыбникова к фильму-сказке "Приключения Буратино"...

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Физкультурный досуг во второй младшей группе "Зимнее приключение"

Цель: упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений (ходьбе, беге, ползании, подлезании, метании). Развивать ловкость,  внимание, быстроту реакции,координацию движений. Доставить детям ...

"Разноцветное приключение"

Занятие о помощи красок...