Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Методические рекомендации о наблюдении в природе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_v_prirode.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний- это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за её объектами.
ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ:
Прежде всего воспитатель определяет МЕСТО наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению с природой, ЗАДАЧИ , которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает ОБЪЕКТ для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Необходимо продумать и ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ:
- Цель и задача должны быть поставлены чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
- Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ:
Проводя наблюдение надо учитывать 3 основных этапа:
На 1 этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям даётся время для его осмотра.
На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приёмы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.
На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков.
Содержания знаний детей о природе.
Природные явления | 1-2 мл.гр. | Некоторые связи между явлениями природы: ветер дует-качаются деревья, светит солнце- становится теплее.учатся наблюдать за объектами и явлениями природы. Начинает формироваться эмоционально-положительное,бережное отношение к природе. |
Ср.гр. | Продолжают учиться наблюдать за объектами природы.Детей учат принимать задачу наблюдения,пытаются сравнивать,связно рассказывать о наблюдаемом.,делать выводы. | |
Ст.гр. | Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно- следственных связей. Развивается умение наблюдать, воспитывается чувство любви ко всему живому. | |
Подг. гр. | Учат ставить задачу наблюдения,планировать её,пользоваться разными способами наблюдения.Формируются первые навыки поисковой деятельности( анализируют, принимают и ставят несложную задачу, делают выводы. | |
1-2 мл.гр | Накопление знаний,конкретные представления об отдельных объектах природы и его свойствах. | |
Природный материал | Ср.гр. | Представления расширяются и конкретизируются |
Ст.гр. | Основной становится задачи формирования у детей знаний о связях и отношениях,существующих в природе:о потребностях растений и животных в зависитости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. | |
Подг.гр | Основным является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы,дальнейшая их систематизация и обобщение. | |
Растения | 1-2 мл.гр | Накопление знаний о строении растений и их потребностях во влаге. |
Ср.гр | Формируются представления о том , что растения нуждаются в тепле и влаге.Воспитывается любовь к растениям через труд в уголке природы. | |
Ст.гр. | Формируется знание о потребностях растений в зависимости от условий жизни и состояния. | |
Подг.гр | Продолжается обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе удовлетворения потребностей растений. | |
Животные | 1-2 мл.гр | Накопление знаний о внешнем виде животных и их способах передвижения, питания. Знакомство с детёнышами некоторых животных. |
Ср.гр. | Формируются представления отом, чтоживотные не могут жить без разнообразной пищи, воды, тёплого жилища.Усваивают и обобщают понятия домашние и дикие животные. | |
Ст.гр. | Формируется знание о потребностях животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Устанавливаются связи между потребностями животных и трудом человека. | |
Подг.гр. | Формируются чёткие представления о том, что каждое животное приспособлено к определённой среде обитания, о сезонных изменениях в жизни животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии животных, об их основных группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы ознакомления детей с природой.
Цель данной работы - сформировать правильное отношение детей к природе. С помощью наглядных и практических методов познакомить детей с особенностями окружающей нас живой и неживой природы....
Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.
Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и...
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
Сообщение для педагогов о наблюдении, как основ методе ознакомления с природой....
Формы и методы ознакомления детей с природой.
Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленькихдетей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишенывозможности видеть растительный и животны...
Консультация для воспитателей «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»
Дети раннего возраста и природа...
Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...
Консультация для воспитателей "Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой"
Наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей...