Сообщение «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

План мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями и явлениями в родном городе и стране

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гераськина Ольга Михайловна, воспитатель

МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка»  г. Новый Уренгой ЯНАО, Тюменской области

Сообщение (из опыта работы)

«Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики

у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство

с событиями и явлениями в родном городе и стране»

В период дошкольного возраста ребёнок усваивает начало общественно – исторического опыта, общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. На протяжении всего периода развития ребёнка существует 3 уровня включения его в сферу социального общения:

  • первое – ближайшее семейное окружение
  • второе – контактный коллектив ДОУ
  • третье - удовлетворение потребности в общении по интересам (дополнительное образование).

Детям с недостатками в развитии речи это удаётся с трудом.

Однако, они могут передать своё мнение или отношение к окружающему в чувствах. Такие дети  хорошо проявляют себя в художественной, трудовой, социальной деятельности. Тем ни менее, они с удовольствием рассказывают о том, что увидели или пережили сами. В этот момент они не заостряют внимание на своих недостатках речи, а просто в «захлёб» делятся впечатлениями о событии, которое оставило след не только в памяти, но и в душе ребёнка.

        Передо мной возникла задача: как сделать, чтобы педагогическое воздействие на воспитанников было целесообразным, чтобы детский сад стал не только условием, но и источником развития их эмоционально- экспрессивной лексики.

Эмоционально – экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, ярко выражает симпатии или  антипатии детей; является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

В научно-методической литературе существуют различные точки зрения  на процесс развития и формирования  эмоционально-экспрессивной лексики.  Мною были взяты за основу рекомендации И.Ю.Кондратенко.

В своей работе «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране», я попыталась раскрыть проблему и основные направления этой деятельности, отражающие эмоциональные состояния и оценки ребенка. Осуществлялась эта работа по трём блокам: на занятиях, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Мною был составлен примерный план событий на год.  

План мероприятий

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

        с событиями и явлениями в родном городе и стране

№ пп

Мероприятия

Срок

Задача эмоционально – экспрессивной лексики

Деятельность детей

1.

День города

сентябрь

Уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления.

Использование пиктограмм, игра «Волшебные шары», рисование красками: «Мой город»

2.

День воспитателя и учителя

(всенародный)

октябрь

Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых, музыкальных и художественных приёмов.

Игры: «Мама и детёныш», «Наседка и цыплята»,

изготовление поздравительных открыток из пуговиц( по цвету)

3.

День именинника

ноябрь

Распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти

 Рассматривание фотографий, игра «Кубик», чаепитие

4.

День «Русской кухни»

декабрь

Закрепить эмоции, развитие мимики и пантомимики.

Игры: «Поварята», «Люблю – не люблю» с исполь-зованием индивидуального зеркала, изготовление мимических образов из теста.

5.

Праздник «Новый год»

(всенародный)

январь

Научить различать эмоции по схематическим изображениям, умение пользоваться средствами выразительности.

Игра «Маски», Хоровод: « Что нам нравится зимой?»

Изготовление пригласительных открыток

6.

День Святого Валентина (всенародный)

февраль

Формирование интонационной стороны речи, проговаривание фраз с разной интонацией.

Чтение стихотворения, слушание  песни «Валентинов День», изготовление «валентинок» по цвету

7.

Праздник  Севера

март

Развитие самостоятельных связных  высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

Рассматривание атрибутов народов севера, изготовление альбома из детских рисунков, аппликаций… Игры: «Олени и пастух», «Гей, гей, гей».

8.

День смеха

(всенародный)

апрель

Формирование умения пользоваться средствами выразительности иронического и шуточного характера.

Игра: «Облака», рассказывание шуточных историй, чтение «перевёртышей», обыгрывание дразнилок, рисование юмористических картинок.

9.

День земли

(всенародный)

май

Развитие у детей невербальных средств общения, уточнение эмоциональных состояний

Игры: «Дождик», «Берёзка», изготовление поделок из оригами и природного материала

10.

День защиты детей

(всенародный)

июнь

Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей. Передавать заданное эмоциональное состояние.

Рассматривание иллюстраций под рубрикой: «Счастливое детство» в сравнении с иллюстрациями изображения детей Х1Х века.

Игра – пиктограмма: «Прочитай письмо», коллективная работа: «Дети нашей планеты»

 

Но жизнь не стоит на месте и некоторые интересные моменты, наиболее близкие детям, нашли своё отражение в процессе нашей деятельности.  

На первом этапе работы большое внимание было уделено развитию эмоций у детей, так как они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях, что помогло не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и смягчить некоторые нарушения их психоэмоционального развития (эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность). Большую помощь в этом мне оказали сенсорные и эмоционально - экспрессивные игры, так как они естественно вписываются в любую детскую деятельность.

Педагоги должны помнить, что для ребёнка просто необходимо наполнить жизнь событиями, о которых они  смогут рассказать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап:  Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе по экологии и развитию речи "Интересное знакомство"

Непрерывная образовательная деятельность с детьми по экологии "Интересное знакомство"...

Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»

Цель:• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.• Формировать у детей интерес к фольклору, обогаща...

Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»

Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие:    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, во...

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес пр...

Презентация "Развитие речи через знакомство со сказкой"

Презентация "Развитие речи через знакомство со сказкой"...