«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Минаева Светлана Николаевна
Наблюдения в природе осенью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 « Лесная сказка».

Консультация для воспитателей

«Наблюдения на экологической тропе.

Конспект наблюдения с детьми старшего  дошкольного      возраста в осенний период»

                                                                                                                               

Воспитатель:МинаеваС. Н.

                                                                                                                                     г. Егорьевск    2013 г.

     Всестороннее развитие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

         Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, звери. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят: живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение живым существам. Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача экологического воспитания детского сада.

      Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой  работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в д/с в первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

      Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

       Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой

природы и активно взаимодействуя с ними.

      Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

      Осознанно- правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний взаимосвязи внутри природных сообществ.

      Процесс становления осознанно- правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

       В своей работе с детьми я использую следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения), практические (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, экскурсии, прогулки, работа в уголке природе, а также экологическую тропу, как один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Я считаю, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему решить их.

      Экологическая тропа – это специально разработанный  или специально оборудованный маршрут в природу.

      Я пришла к выводу, что при организации работы на экологической тропе важно использовать разнообразные формы. Это могут быть экскурсии, занятия- опыты, занятия- наблюдения, экологические игры, конкурсы знатоков, викторины, праздники.

      Экологическая тропа помогает мне реализовать очень важную

педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

Наблюдение на экологической тропе (старшая группа).

Осень (октябрь).

Программное содержание.

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи: осенью солнце светит меньше - растения завяли – насекомые исчезли – насекомоядные птицы улетели.

Развивающее: развивать умение детей узнавать и называть растения родного края; доказывать принадлежность растения и животного к определенному виду: дерево – толстый ствол, ветви; кустарник – несколько тонких веток и т.д.

Воспитательное: воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

 Предварительная работа: рассматривание зарисовок, сделанных после весеннего и летнего походов, заучивание стихов об осени, изготовление дождемеров.

Ход наблюдения:

1 часть.

 Воспитатель. Ребята, Незнайка узнал, что мы идем на прогулку по экологической тропе, и прислал письмо: «Здравствуйте, ребята. Прошу вас посмотреть, как там поживают те красивые бабочки, которых мы с вами видели летом. Так же красивы они, когда пьют нектар из душистых одуванчиков?» Я думаю, мы ответим Незнайке, когда придем с экскурсии. Внимательно смотрите, что изменилось на экологической тропе, а что осталось прежним, чтобы потом описать Незнайке.

2 часть.

 Последовательно обойти все объекты, отметить изменения в растительном и животном мире. Установить цепочку: стало холоднее – насекомых нет – птицы улетают. Зарисовать. Обратить внимание на красоту осенней природы.

Предложить детям установить дождемеры (устройство для измерения количества выпавших осадков) под деревом и на открытом участке, для сравнения количества осадков.

Предложить детям создать коробку для коллекции» - куда поместятся плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры.

Объект: «Рябина красная».

3 часть.

 Воспитатель. Ребята, что мы ответим Незнайке? (Напоминает содержание письма). Давайте ответим на вопросы, что произошло с погодой? Как изменились растения? Какие изменения мы наблюдали в животном мире?

В заключении воспитатель обращается к детям с просьбой прочитать стихи об осени.

Досуг по фэмп «Клуб юных эрудитов» для родителей и учителей

( подготовительная к школе группа)

Цель:

Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей. Закреплять умение справедливо оценивать свои успехи.

Программные задачи:

1.Продолжать учить детей  счету в пределах 10, закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом.

2.Закреплять знание детей о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

3.Совершенствовать знания о составе числа 8 из 2-х меньших чисел.

4.Уточнить представления детей о геометрических фигурах,

развивать у детей умение группировать предметы по размеру, цвету, форме. Закрепить умение анализировать форму геометрических фигур в целом.

5.Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Оборудование и материалы

Доска, магниты, карточки для игр «Внимание», «Что лишнее», «Найди цифры в квадрате», демонстрационные цифры, у детей на столах пластмассовые тарелочки, в них набор геометрических фигур, полоски бумаги с нарисованными на них квадратами (10), простой карандаш, квадратный лист для рисования узора, выложенные цифры от 0 до 9, число 10

Ход  досуга:

Дети стоят на ковре.

 Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей:

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети:-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

-Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.И, наверно не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.

Воспитатель:

 -Сегодня мы  поиграем с вами в игры, которые помогут вам стать Знайками. Но сначала узнаем, сколько вас. Посчитаемся по порядку. Которая (который) ты по счету (спросить у последнего ребенка)?Значит сколько вас всего?

Разминка:

Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

-Какое сейчас время года?

-Что было до зимы?

-Что будет после зимы?

-Сколько всего времен года?

-Назовите все времена года, начиная с того, которое идет сейчас.

-Какой сейчас идет зимний месяц?

-Что будет после декабря?

-Что было до декабря?

-Ноябрь – это  месяц какого времени года?

-Назови все зимние месяцы.

-Какой сегодня день недели?

-Что было вчера?

-Что будет завтра?

-Сколько всего дней в неделе?

-Сколько рабочих дней?

-Сколько выходных дней?

-Какая сейчас часть суток?

-Что было до дня?

-Что будет после дня?

-Сколько всего частей в сутках?Назовите их.

     Воспитатель:-   Будущий школьник должен быть очень внимателен. Сейчас увидим, насколько внимательны вы.

Игра «Внимание»

У меня в руках карточки, на которых нарисованы различные буквы, знаки, цифры. Я вам буду показывать по одной карточке. Вы должны посмотреть на нее и нарисовать то, что запомнили. Карточку я буду показывать не более 3-х секунд. Как только скажу слово «Внимание» вы должны поднять голову и посмотреть на очередную карточку.

Положите перед собой полоску, с нарисованными квадратами. Найдите первый квадрат слева. В него вы и будете рисовать первый рисунок с карточки. Возьмите простые карандаши. Внимание.

  После того, как воспитатель показал детям все карточки, они вывешиваются на доску в правильном порядке.

-Сколько их? (счет до 10 и обратно)

-Посчитайте по порядку.

-Какая фигура 3-я, 7-я, 4-я.

-Каким по счету стоит квадрат, вертикальная палочки, знак сравнения?

-Какие по порядку фигуры я выдвинула?

-Числа 2, 4, 6, 8, 10 – как мы их назовем?Почему?

-Как можно поровну разделить 2, 4, 6, 8, 10?

-Назовите четные числа, нечетные числа.

Закройте глаза. Я изменю что то в нашей полоске из букв, знаков и фигур.

Игра «Что изменилось  ?» (убрать одну из фигур, перевернуть одну из фигур, добавить квадрат к фигурам).

Игра «Что лишнее?»

  На доску вывешиваются различные геометрические фигуры. Дети называют их. Далее убирается лишняя фигура. Дети объясняют свой выбор. (Квадрат, треугольник, круг, трапеция, пятиугольник, прямоугольник, большая фигура, черная фигура).

Игра «Найди свой домик»

На столах у детей в тарелочках лежат разные фигуры: по цвету, размеру, форме. По сигналу воспитателя дети берут по одной фигуре и разбиваются на два домика, в зависимости от задания.

  Игра «Молчанка»

В игре используются фигуры из игры «Что лишнее», цифры

-Сколько всего фигур?

-Сколько четырехугольников?

-Сколько фигур без уголков?

-Сколько многоугольников?

Игра «Будь внимателен»

-Покажите цифру, которая стоит после цифры 5, 2, 7

-Перед цифрой 2, 4, 8.

-Следует за цифрой 1, 3, 6

-Стоит между 2 и 4, 7 и 9, 3 и 5.

Игра «Цифры перепутались»(динамическая пауза ).

Воспитатель выкладывает карточки  цифрами вниз,дети под музыку бегают врассыпную.  Как только музыка закончилась, дети берут попавшуюся им цифру и   затем выстраиваются в  правильный числовой ряд.

Игра «Найди цифры в квадрате»

На доске вывешивается квадрат с вписанными в него цифрами от 1 до 9. Ребенок должен как можно быстрее найти и назвать все цифры.

Игра «Расскажи»

Детям предлагается рассказать, где в квадрате стоит та или иная цифра: напр. « Цифра 1 стоит в правом верхнем углу квадрата, цифра 2 в центре квадрата, цифра 3 в середине левой боковой стороны квадрата и т.д.».

Игра «Нарисуй узор»

Детям раздаются квадраты. Простым карандашом по указанию воспитателя они рисуют узор, ориентируясь на углы, стороны квадрата.

Игра «Засели домик жильцами»

-Если мы наши квадраты выложим один под  другим, у нас получится…(башня, дом). Сколько этажей будет в нашем доме? (сколько нас в группе).

-А в доме, где живут числа, этажей намного меньше. Заселим жильцами дом,  в котором живет число 8, вспомним состав числа 8 (выставляю на доску нарисованный на ватмане домик. На крыше нарисована цифра 8)

Повторяем состав числа 8

Сегодня мы очень дружно и весело с вами поиграли. Я уверена, в школу из детского сада пойдут настоящие «Знайки». Давайте  похлопаем себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми раннего возраста в весенний период "Наблюдение за трудом дворника"

Наблюдение - один из главных компонентов прогулки. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетическ...

конспект наблюдения с детьми дошкольного возраста за солнцем

прогулка с детьми дошкольного возраста средней группы наблюдение за изменениями в природе в разное время года, наблюдение за птицами в разное время года...

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Конспект НОД с детьми среднего возраста "Красавица осень"

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».Цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.Задачи:Продо...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Картотека наблюдений на экологической тропе. Экологическая станция "Розарий"

Данная картотека является частью наблюдений на экологической тропе ДОУ, в цветнике-Розарии....