Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Асямолова Екатерина Андреевна

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли, сохранение экологического качества жизни. Ученые прогнозируют, что 21 век будет веком информационно-экологическим. Поэтому экологическое образование по праву должно стать приоритетным в структуре образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего специального обучения Педагогический колледж №4

Предметно-цикловая комиссия частных дошкольных методик

Выпускная квалификационная работа

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

Асямоловой Екатерины Андреевны

студентки группы 68 заочного отделения

                                                          Специальность 050704

                                                              «Дошкольное образование»  

                                                                   Руководитель: Титарова Л.А.

Москва, 2013

Введение

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли, сохранение экологического качества жизни. Ученые прогнозируют, что 21 век будет веком информационно-экологическим. Поэтому экологическое образование по праву должно стать приоритетным в структуре образования.

Во многих психолого-педагогических исследованиях, обоснованно доказана доступность детям дошкольного возраста экологических знаний: о связи живых организмов со средой обитания в процессе роста и развития (С.Н. Николаева, Л.Н. Кондратьева); о многообразии живых организмов, их экологическом единстве (Т.А. Ковальчук, А.П. Захаревич); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (Е.Ф. Терентьева, П.Г. Саморукова); о сообществах живых организмов (В.П. Арсентьева); об охране и восстановлении природных ресурсов (И.А. Хайдурова).

Наличие экологических представлений, эмоционально-положительное отношение к природе и организация полезной деятельности, по мнению ряда авторов (З.П. Плохих, М.М. Марковская и др.) является основой бережного отношения к природе.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, она возбуждает его любознательность (М.В. Лучич).

Успешное осуществление экологического образования дошкольников возможно при условии чувственного способа познания мира, тесного общения детей с объектами ближайшего окружения. Опора на местный материал делает процесс обучения более эффективным, поскольку дети могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные изменения в растительном и животном мире, в неживой природе. У них формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам: развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать и облагораживать родную среду.

Из всего сказанного можно сделать вывод о необходимости экологического образования уже в дошкольном возрасте. Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный, бытовой характер; мало уделяется внимания развитию гуманных чувств ребенка, накоплению эмоционально-положительного опыта общения с природой. Остаются актуальными поиски эффективных технологий экологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с сезонными явлениями природы.

Таким образом, наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием изучения сезонных явлений природы в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений.

Проблема исследования – при каких педагогических условиях возможно наиболее эффективное формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста на примере изучения сезонных явлений природы.

Целью исследования является формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей шестого года жизни.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у старших дошкольников.

3. Определить содержание экологических знаний о сезонных явлениях природы для детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать диагностическую методику для определения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников подготовительной группы.

5. Разработать и реализовать эколого-педагогическую работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных явлениях природы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение практического опыта воспитателей дошкольного учреждения; наблюдение и диагностические беседы с детьми; тестирование, анализ результатов исследования.

Опытно-практическая работа проводилась в дошкольном учреждении МАДОУ д/с  № 5 «Теремок» с детьми подготовительной группы № 13


Глава II. Пути и средства формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста

При проведении констатирующего этапа опытно-практической работы мы ставили цель выявить знания детей о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в массовой практике детского сада. Конкретными задачами этого исследования было установление;

  1. объема имеющихся знаний об отдельных временах года;
  2. понимание детьми особенностей времен года;
  3. умения детей устанавливать связи и зависимости, существующие в природе (последовательно раскрыть отдельные признаки каждого сезона).

В программе по дошкольному образованию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

  • замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
  • различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам); различать и называть по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц;
  • ухаживать за растениями в уголке природы в разные сезоны.

Констатирующий этап исследования проводился в подготовительной группе детского сада №    .

Задание: определение уровня детских представлений на вербальной основе. Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о сезонах, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного сезона, изменения в живой и не живой природе в различные времена года, о труде взрослых и деятельности детей в различные времена года.

Система вопросов:

  1. Какие знаете времена года?
  2. Последовательно назовите все времена года?
  3. Как ты узнаешь, что пришла зима? (осень, весна, лето)
  4. Расскажите, как выглядит дерево в разные времена года?
  5. Как живут птицы в разные времена года?
  6. Назови признаки, по которым определяется погода?
  7. Какая бывает погода в разные времена года?
  8. Как живут звери в разные времена года?
  9. В какое время года бывает самый короткий день?
  10. Когда собирают урожай с полей?

  1. Какие деревья не боятся листопада?
  2. Что такое живая природа? Приведи примеры.

  1. Расскажи о труде взрослых осенью! (зимой, весной, летом)
  2. Как одеваются люди в разные времена года?
  3.  Какое твоё любимое время года и почему?

Анализ выявления уровня сформированности экологических знаний о сезонных явления природы, позволил сгруппировать детей на три группы.

Высокий уровень – 3 детей показали достаточно полные и систематизированные знания. Объяснили последовательность сезонов, отметили существенные и яркие изменения (продолжительность дня и ночи, температуру, типичнее осадки и т.д.). Конкретные обобщающие знания о состоянии растений (о фазах их развития в разные сезоны) животных, о труде и быте взрослых и детей. Выделили характерные признаки сезона, проводя сравнение по основным признакам, пользуясь обобщениями разного порядка. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов; бережно и заботливо относятся к объектам природы.

Средний уровень - у 4 детей разрозненные и обрывочные знания, называют отдельные яркие явления того или иного сезона, но не устанавливают причины явлений и связи между ними. Знания имеют конкретный характер. Редко прибегают к обобщениям, не называют причинно-следственные связи, например, не связывают состояние погоды с поведением птиц и т.д. Не знают названия растений своего участка, только перечисляют понятия «дерево, трава, куст». Называют не полно признаки живого (рост, питание, дыхание), не сопереживают растениям как живым организмам, не задумывались над своим отношением к ним. Анализируют явления природы с помощью подсказки воспитателя.

Низкий уровень – 6 детей, у них разрозненные, небольшие по объему знания, дают характеристику того или иного сезона, но не устанавливают последовательности сезонов и явлений. Редко устанавливают связи между явлениями, знания носят суммарный характер, неточны, расплывчаты. Редко отмечают отношения последовательности протекания сезонных явлений. Нет интереса к объектам природы, не замечают изменений, происходящих с растениями и животными на участке. Результаты, полученные с помощью заданных вопросов представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Таблица № 1

Результаты уровня знаний о сезонных явлениях природы на констатирующем этапе опытно-практической части работы в старшей группе

п/п

Имя ребенка

Уровень развития познавательной активности

   1

Ксюша

Средний

2

Никита К

Средний

3

Катя Федч.

Низкий

4

Елисей

Низкий

5

Маша А.

Средний

6

Матвей

Насонова Настя

Низкий

7

Алексей

Высокий

8

Алиса

С

ррР

Радивил

Средний 

9

Игорь

рР Богдан

Низкий

10

Миша

Низкий

11

Георгий

Высокий

12

Аня М.

Низкий

13

Катя

Высокий

    Рис.1. Оценка результатов уровня формирования экологических знаний у старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе (сентябрь).


2.2 Методика формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста

    В формирующей части опытно-практической работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Формирование единой системы представлений о сезонных изменениях в природе.

2. Умение систематизировать знания об условиях жизни живых организмов в разные сезоны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать, обобщать, делать выводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы.

3. Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение, чувство ответственности по отношению ко всему живому.

Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Мы предположили, что специальное обучение поможет нам подтянуть детей низкого уровня, на средний. При разработке формирующего этапа опытно-практической работы, мы осуществляли отбор тех объектов, посредством изучения которых дети знакомятся с характеристикой сезона.

Приведем пример опытно-практической работы по теме «Осень».

I        этап: Наблюдение как ведущий метод.

Цель: усвоение детьми разных знаний, установление свойств и качеств сезонных явлений, причины изменения и развития объектов (живой и неживой природы)

1. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы происходит в процессе повседневных наблюдений на прогулке.

2. Целевая прогулка по участку детского сада.

3. Экскурсия в парк поздней осенью.

Цель: обобщить первичные представления об осени; упражнять в узнавании деревьев, кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам; учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

4. Циклы наблюдений: — за небом, тучами, звездами, солнцем, луной; — за погодными явлениями: (вьюга, поземка, снегопад, метель и т.п.); — за водой, льдом, сугробами на участке; — за снегом в разную погоду (цвет); снежинками (через лупу); — за красотой деревьев и зимнего пейзажа в любую погоду; — за следами зверей и птиц в парке.

Дети наблюдают явления неживой природы, особенности изменения растительного и животного мира в осенний период, прослеживает взаимосвязь явлений я природе. Содержанием наблюдений являются отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных.

II        этап: Введение "недельной" методики ознакомления с сезонными изменениями.

Цель: формирование устойчивого познавательное интереса у детей к сезонным изменениям природы.

Одну неделю каждого месяца (2-ю или 3-ю) в подготовительной группе мы ежедневно планировали различные мероприятия: наблюдения погоды, рассматривание деревьев, кустов, покрова земли, наблюдение животных, которых можно встретить в данный момент в округе детского сада, целевые прогулки и экскурсии в ближайшее природное окружение и в места, где можно увидеть сезонный труд людей. В эту же неделю осуществляли ежедневную работу с календарем природы и сбор иллюстративного материала о труде колхозников. Наблюдая за погодой (в соответствии с программой возрастной группы), дети учились выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь степень их интенсивности (солнце светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, и т д.), характер влияния погоды на окружающие предметы (солнце светит - все отчетливо видно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, предметы дают тень; прошел дождь - все мокрое, блестят крыши домов, листья деревьев и т.д.) Знакомясь, таким образом, с погодными явлениями, их характерными особенностями, дошкольники получали основы эстетического восприятия природы, учились понимать причинную зависимость сезонных явлений.

Ежедневные наблюдения погоды мы организовывали разнообразные, чтобы активность детей на протяжении отведенной недели возрастала. Начиная в сентябре наблюдении с детьми, воспитатель говорила, что погода бывает разной (не просто хорошей или плохой) - для этого надо выяснить, какое небо, есть ли ветер, тепло, прохладно или холодно на улице.

Задавала вопросы: Какого цвета небо? Есть ли облака? Есть ли ветер? Как вы, заметили, что ветер есть? Обращая внимание детей на следующее: по одежде можно определить, холодно или тепло на улице, чем холоднее, тем люди теплее одеваются. Выделяла несколько градаций степени тепла и холода, и связывала их с характером одежды детей (жарко - дети гуляют в платьях, трусах и майках, тепло - дети надевают кофточки, прохладно - дети надевают колготы, куртки, шапки, холодно - дети надели свитера под куртки рейтузы, мороз - все в шубах, зимних пальто, валенках и варежках). Во время наблюдений обращала внимание на одежду ребят и потом давала словесное определение степени тепла и холода. Чтобы наблюдение проходили живо, интересно, использовала разнообразные приемы. Один раз куклу Незнайку, другой раз на участок приходят Знайка и Незнайка. Дети распределялись на 2 команды: одна (от имени Незнайки) задает вопросы о погоде, другая (от имени Знайки) отвечает на них. На следующий день команды менялись местами (ролями), В солнечную погоду воспитатель, собрав детей под деревом, предлагала им посмотреть вокруг себя, но не как обычно на небо, а на землю и определить погоду. Такой прием активизирует наблюдательность детей: они замечают, как солнце освещает площадку, дорожку, траву, увидят тень от предметов, обнаружат, есть ли ветер или пет, смогут сказать, был ли недавно дождь.

В понедельник воспитатель организовала наблюдение со всей группой детей: вместе отметили температуру воздуха, пасмурно или солнечно, облачно или ясно, тепло или холодно, ветрено или безветренно и т.д.

Во вторник, собрав детей на участке, не задавала им вопросов, а предлагала им рассказать о погоде.

В среду в начале прогулки давала задание - понаблюдать самостоятельно за погодой, а затем уже в группе просила их рассказать о погоде, хвалила тех, кто не забыл выполнить задание, подробно и интересно передал свои наблюдения.

В четверг вновь давала задание всем самостоятельно наблюдать за погодой, а после возвращения с прогулки просила дежурных по уголку сообщить, что они заметили, стальные ребята должны были слушать и дополнять.

В пятницу мы "забыли" о погоде, чтобы посмотреть, выразят ли дети желание сами провести наблюдение. Инициативных детей похвалили, в отношении других детей выразили надежду на то, что они внимательно понаблюдают за погодой в выходные дни.

Но ведь сезонные явления природы - не только погода. В эту же неделю дети получили представления о состоянии растительного и животного мира, о труде взрослых. Воспитатель проводила наблюдения за насекомыми и птицами, рассматривание растительности на участке. Дети выбирали на своем участке дерево, за которым они будут наблюдать ежемесячно и отмечать изменения в его состоянии. В подготовительной группе выбрали клен, тополь или рябину. Некоторым детям было интересно вести сравнительное наблюдение сразу за двумя видами деревьев, кустами. Дети рассматривали траву, цветы на клумбах. Наблюдали за насекомыми, дети отмечали: над цветами летают шмели, пчелы и бабочки, ползают жуки, пищат комарики, возле березы снуют муравьи. Приглядываясь к птицам, замечали, что не стало ласточек - предчувствуя наступление холодов, они первыми улетают в теплые края.

Одновременно с наблюдениями за природой планировали мероприятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. Важно, чтобы дети поняли; деятельность многих людей тесно связана с окружающей природой (колхозники возделывают поля, лесники следят за лесом, в городе озеленители сажают деревья, цветы, разбивают парки, скверы). Работа этих людей приурочена к сезону, имеет определенные сроки и содержание. Знакомили детей с различными видами труда взрослых (например: показали какую работу выполняют взрослые в детском саду. Труд воспитателей и родителей дети наблюдали и даже принимали участие в нем. В результате систематической работы дети смогли понять, что люди тесно связаны с природой и не могут обходиться без неё, что любые работы в природе производятся в определенное время года и своевременно. Чтобы дать более полное представление о труде взрослых организовали сбор иллюстраций из периодической печати. Вырезки из журналов к газет, сделанные детьми вместе с родителями, служили поводом для интересного разговора в свободное время, дополняли демонстрационный материал к занятию, на котором в ходе беседы были обобщены и систематизированы знания дошкольников.

Важным моментом в недельной методике ознакомления дошкольников сезонными явлениями природы является ведение календаря.

Календарь природы для подготовительной группы

1. время

2. неживая природа

3. живая природа, труд людей

осень, зима, весна, лето.

(погода)

(растительный и животный мир)

В календаре детей подготовительной группы графа «Время» представлена одной неделей (клеточки второй недели закрашены, остальные - пустые). Это важно для формирования у детей отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдение за сезонными явлениями велись в течение одной недели. В дальнейшем при заполнении календаря им стала понятной временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая неделя состоит из семи дней.

Ежедневно после прогулки дети закрашивали клеточку, соответствующую данному дню, и проставляли значки, обозначающие погоду. В начале следующей недели, понаблюдав за растительностью и животным миром, дети рисовали картину живой природы. При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты; он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя, условные значки - это схематизированные рисунки явлений которые дети наблюдали. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогли специальные трафаретки, изготовленные воспитателем. Рисование по трафареткам интересно для дошкольников и нивелирует разницу их изобразительных умений.

Содержание рисунка "живая природа" для детей подготовительной группы было ограничено изображением одного дерева, которое дети наблюдали, травы, одного - двух видов цветов и стольких же видов насекомых - и птиц.

На субботу и воскресенье воспитатель давала задание на дом: понаблюдать за погодой, «записать» ее значками на бумаге и принести в понедельник в группу, (это важно с точки зрения воспитания у детей ответственности). В понедельник выясняли, как выполнено «домашнее задание». На основе детских записей заполняли в календаре клеточки суббота и воскресенье.

После того дошкольники рассматривали готовую страницу календаря, воспитатель подводит итог: «Целую неделю мы наблюдали за природой. Погода была теплая, солнечная. Кругом все зеленое, на березе листья только начали желтеть. Много цветов, птиц, есть разные насекомые. Это начало осени - сентябрь. Когда наступит следующий месяц - октябрь, мы снова будем наблюдать за природой и делать зарисовки на новой странице. Как вы думаете, что-нибудь изменится в природе к тому времени? Береза, трава, цветы останутся такими же?» Вопрос о перспективе изменений в природе важен для умственного воспитания детей - это толчок для развития и размышлении, для развития наблюдательности. Воспитатель выслушала предположения детей, и рассказала, что произойдет в природе, - все выяснится, когда придет время. В ту же неделю воспитатель предлагала детям вместе с родителями поискать в газетах и журналах фотографии и короткие статьи о сельскохозяйственном труде людей. Все, что дети приносят из дома, обсуждается и складывается в конверт - это материал для обобщающей беседы в конце сезона.

Аналогично организуется работа в соответствующие недели октября и ноября. В результате три страницы, на которых изображен один и тот же участок, создали развернутую картину изменений природы в осенний период. Конверт с иллюстрациями дополнил их - получился «Осенний календарь природы и труд людей».

Использование в работе игровых приемов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок помогало формировать у дошкольников глубокий познавательный интерес к природе, понимание бережного обращения с ней.

III этап. Связь с продуктивной деятельностью.

Цель: развитие различных мыслительных способностей: умение анализировать обобщать, становиться связью между явлениями, видеть причину или следствие событий в природе.

Различное - познавательное содержание дает возможность выделить несколько типов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

  1. тип «Углубленно – познавательный» Содержание занятий по ознакомлению детей с природными зависимостями направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой. Тематика этих занятий определялась рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению старших дошкольников. Это занятия, посвященные зависимости жизни роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательных веществ почвы) Например: «Как растения готовятся к зиме?», «Как животные готовятся к зиме?», «Жизнь насекомых осенью» и т.д. Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием методов обучения, в той числе наглядных. К ним относятся элементарно экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логически построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.
  2.  тип: «Обобщающий». Проводился с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объемах и однородных явлениях природы. На них занятиях ставилась задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Формирование обобщенных представлений осуществлялось в процессе, специальной беседы, стержнем которой являлась система вопросов. Тематика обобщающих занятий была разнообразной: об овощах и фруктах; о культурных и дикорастущих растениях, о сезонах и т.д. Важным компонентом этих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей (календарей природы) Наглядность помогает, выделит общие признаки природы и установить их существенное сходство и различие.

III        тип «Трудовые занятия» Направлен на формирование представлений и элементарных навыков ухода за живыми объектами. Дети учились ухаживать за огородом и объектами уголка природы. В основе этих занятий лежат практическая деятельность детей с самими объектами природы и ухода за ними. При этом дети практическим путем приобретали навыки заботливого гуманного отношения к живым объектам, В процессе этих занятий решались задачи не только умственного воспитания, но и нравственного.

В основе углубленно-познавательного и обобщающего типов занятий лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которого являются умозаключения, отражавшие общие закономерности природы. Такие занятия могут проводиться только со старшими дошкольниками, и опорой на представления, сформированные у детей на предшествующих этапах.

Проводя работу по ознакомлению детей с сезонами, воспитатель использовала литературные произведения - (прозаические и стихотворные), видеофильм, картины и дидактические игры. В свободное время с детьми проводились, например, такие игры: «Когда это бывает?», «Весной, летом, осенью», «Что сначала, что потом», «Собери урожай», «С какого дерева лист?» и т.д.

IV        этап: Проведение творческой недели на тему «Осень».

Цель: Формировать представления о природе, как величайшей ценности, систематизировать знания детей об условиях жизни живых организмов осенью, помогать устанавливать связь между явлениями, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы. На примере показать как растения и животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды (к изменению в питании, к похолоданию). Воспитывать чувство ответственности, по отношению ко всему живому.

Развернутый план тематики творческий недели при изучении знании об осени.

I.        Познавательные беседы с детьми на темы:

а) «Насекомые».

б) «Плоды и семена».

в) «Грибы: съедобные и ядовитые».

г) «У воды, на воде, в воде».

д) «Как растения готовятся к зиме».

е) «Как животные готовятся к зиме».

ж) «Перелетные и зимующие птицы».

з)        «Осень как время года».

II.        Опытническая работа с детьми:

а)        знакомство со свойствами воздуха «Волшебник – невидимка».

б)        знакомства со свойствами воды «Волшебница вода».

в)        знакомство с почвой.

III.        Экскурсии:

а)        в парк в период золотой и поздней осени.

б)        к водоему.

в)        по всей территории ДОУ. Тема: «Жизнь растений осенью».

IV.        Праздники и развлечения.

а) комплексное занятие «Осенняя прогулка».

б)        досуг «Осенние разговоры со Старичком – лесовиком».

в)        фольклорный праздник «Осинины».

г)        тематический вечер «Осень, осень в гости просим».

д) выставка детского рисунка на тему «Осень».

е)         выставка совместных работ детей и родителей из природного материала.

ж)        викторина «Когда это бывает?» (дети и родители).

Мы продолжали формировать у старших дошкольников экологические знания о сезонах по темам: «Зима» и «Весна».


2.3 Анализ результатов опытно-практической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о сезонных явлениях природы и влияния этих знаний на отношение детей к живым объектам природы.

Опрос проводили по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе работы.

Результаты обследования даны в таблице №2.

Таблица №2

Оценка результатов контрольного этапа опытно-практической работы по выявлению уровня знаний о сезонных явлениях природы детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития

Апрель

высокий

(правильно ответили на все вопросы )

4

Средний

(правильно ответили на 12 вопросов)

6

низкий

(правильно ответили меньше 12 вопросов)

3

Рис.2. Оценка результатов уровня сформированости экологических знаний у старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе (апрель).

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа опытно-практической работы показал, что большинство детей имеют средний уровень представлений о сезонных явлениях природы, о закономерностях их протекания.

Данные работы подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о сезонах. У детей сложились обобщенные представления о временах года в результате освоения разработанной нами программы.

     Сложная система знаний о сезонных явлениях природы сформировалась прежде всего, как система знаний о явлениях неживой природы, растениях и животных, отражающая существенные признаки, взаимосвязи, условия и способы их существования вначале на уровне единичных и обобщенных представлений, а затем и элементарных понятий. Тем самым познавательные возможности дошкольников постепенно расширились. Развивается экологическая направленность мышления, дети стали способны понимать сложные зависимости, видеть частные проявления в общей цепочке биологических связей.

   Освоение системы знаний о сезонных явлениях природы оказало влияние на формирование гуманного, бережного отношения к природе.

На основании результатов проведенного нами исследования были разработаны рекомендации для сотрудников ДОУ.

Осуществлять формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе эколого-педагогической работы, используя:

      Разнообразные формы и методы: чаще проводить экологические праздники и экологические игры, проводить занятия, по наблюдению за живыми объектами, трудовые занятия по уходу и выращиванию растений, разнообразные игры, беседы, повышающие речевую активность воспитанников, организовать целевые прогулки, что способствует лучшему усвоению знаний о природе родного края.

      Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий: проводить опыты, продолжать учить детей работать с моделями, систематически организовывать досуги и экологические праздники с участием детей и их родителей.

     Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний: оформлять экологические стенды по охране природы, ведение календаря природы и погоды, фото и видео материалы.

      Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.


Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение природной среды.

Исследование показало, что в старшем дошкольном возрасте, возможно сформировать экологические знания о сезонных явлениях природы. Сущность их определяется наличием экологических представлений о временах года; адекватностью знаний и чувств к любому проявлению жизни, желании активно участвовать в экологически ориентированной деятельности; эмоциональных реакциях при встрече с прекрасным, стремлении оказать помощь живым существам; контролировать свое поведение, предвидеть его последствия и оценивать действия других существ; в стремлении сохранить здоровье в экологически неблагоприятных природных условиях.

Освоение системы знаний о сезонных явлениях природы у старших дошкольников является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, обеспечивающих накопление детьми эмоционально-чувственного опыта во взаимодействии с объектами природы и вхождение их в мир связи, отношений живых организмов, единство познаний, переживаний и действий.

В ходе опытно-практической работы было выявлено, что эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Нормирование разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей.

В результате проведенной работы изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризуется доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к явлениям природы и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе.

В связи с этим необходима организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, компонентами которой являются зеленые насаждения, агробиоценоз, экологическая тропинка. Это будет способствовать установлению эмоциональных связей детей с объектами природы, развитию нравственно-ценностного отношения.

Разработанная программа и методика ее реализации могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей и родителей«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошколь...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой &ndash...

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой ...