Путешествие хлеба к нашему столу
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Митюнина Елена Ивановна

 Расширение представления о процессе выращивания хлеба. Знакомство детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_khleba_k_nashemu_stolu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№ 188 «Степашка» г.о.Тольятти

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Тема: «Путешествие хлеба к нашему столу»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Митюнина Елена Ивановна

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи: 

  1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.
  2. Расширять представления о процессе выращивания хлеба. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  3. Развивать творческое воображение.
  4. Развивать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  5. Формировать первичные представления о свойствах теста, умение делать простейшие выводы.
  6. Совершенствовать речь как средство общения. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
  7. Совершенствовать способности выполнять движения в соответствии с текстом.
  8. Продолжать работу по совершенствованию навыков лепки из теста.
  9. Формировать способность эмоционально реагировать на музыкальные произведения.
  10. Формировать представление о ценностях нашего народа.

Словарная работа: урожай, колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, жнецы, пахарь, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь, эластичное, жидкое, густое, ингредиенты и т.д.

Методы и приемы: Практические – игры, упражнения, эксперименты, опыты; наглядные - рассматривание, наблюдение, демонстрация, показ, просмотр, прослушивание; словесные - вопросы, беседа, загадки, рассказ детей, рассказ воспитателя, художественное слово.

Материалы и оборудование: Ноутбук, экран, мультимедиа-проектор, презентация «Откуда пришёл хлеб», сюжетные картинки, графическое задание: «Соедини точки» по количеству детей; кофемолка ручная, зёрна пшеницы, мерные стаканчики, ржи, муку, соль, воду, посуду для замеса теста, доски для лепки, стеки; первую симфонию В. Калинникова, настоящий каравай, муляжи хлебобулочных изделий.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель загадывает загадку: Отгадать легко и быстро

Легкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (Хлеб). Предлагает небольшое путешествие в прошлое, знакомит с некоторыми особенностями выращивания хлеба в старину и в наши дни. Задаёт вопросы детям, показывая слайды.

Предлагает сравнить и сказать чем отличаются процессы выращивания хлеба.

Дети отгадывают загадку, затем подходят на 2,5м к экрану, наблюдая мультимедийную презентацию, отвечают на вопросы: Как выращивали хлеб в старину? Чем пахали землю?  А сейчас?   Как называли человека, который пахал землю? (пахарь) В наше время? (тракторист). Что использовали люди для уборки хлеба в старину? Как называли людей, которые косили хлеб? (жнецы) А в наше время кто убирает? (комбайнёры) Какие машины используются для выращивания и сбора урожая? А в старину? Из чего пекут хлеб? Почему нужно беречь хлеб? И др. 

Расширены представления о некоторых особенностях выращивания хлеба в старину и в наши дни. Расширены представления о некоторых видах труда в сельском хозяйстве. Воспитывается бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба

2

Предлагает игровое графическое задание: «Соедини последовательно точки», от меньшего числа к большему, и вы увидите, что бы облегчило выращивание хлеба в старину. Раздает листы с заданиями (трактора, машины разного размера), предлагает, сравнивая предметы, найти и разложить их в порядке возрастания.

Дети, соединяют точки, от меньшего числа к большему, называют, что у них получилось, объединяются в группы, сравнивают трактора по величине, раскладывают их в порядке возрастания.

Сформированы способность сравнивать предметы и раскладывать их в порядке увеличения.

Развита способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Развито умение адекватно распределять действия при сотрудничестве, взаимодействовать бесконфликтно.

3

Проблемная ситуация: как зерно превращается в хлеб?   Предлагает провести опыт: «Превращение зерна в муку» с ручной кофемолкой. Предлагает всыпать зерна в кофемолку и вместе с детьми, превращают зёрна в муку. Задаёт вопросы детям.

Дети участвуют в опыте с кофемолкой «Превращение зерна в муку», отвечают на вопросы:

Для чего используется мука? Что получается из муки? Что можно приготовить из теста?

Сформирован познавательный интерес к проведению опыта: «Превращение зерна». Продолжена работа над формированием умения обобщать, делать выводы.

4

  Предлагает малоподвижную игру «Печём хлеб». Для фона включает первую симфонию В. Калинникова.

Дети строятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.

Мы на мельницу ходили,

Муку себе купили (взявшись за руки, идут по кругу).

Тесто замесили (идут к центру круга, уменьшая его).  Поднялось тесто, приготовилось (отходят назад, увеличивая круг).

В печку положили (приседают). Испекли ароматный, вкусный хлебушек (встают).

 Совершенствование способности выполнять движения в соответствии с текстом.

5

Предлагает слепить «Хлебобулочные изделия» для сюжетно – ролевой игры «Магазин». Раздает маленькие стаканчики, муку, соль, воду, зёрна для оформления, посуду для замеса теста, доски для лепки, стеки.

 Предлагает замесить соленое тесто, даёт детям для обследования.

Для фона включает первую симфонию

В. Калинникова.

Дети отмеряют условной меркой муку, соль, воду постепенно смешивая ингредиенты, наблюдают за этапами замешивания теста (жидкое, более густое, густое), обследуют, рассказывают о свойствах теста, пробуют лепить из теста, сравнивают пластичность теста и пластилина. Затем изготавливают «Хлебобулочные изделия».

Развиты представления о свойствах теста, умение делать простейшие выводы. Сформировано соотношение каждого числительного только с одним существительным. Сформировано умение устанавливать простейшие взаимосвязи.

Развита способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Развиты бесконфликтные взаимоотношения ребёнка со сверстниками.

6

Воспитатель предлагает посмотреть на экран и назвать правильное (не правильное) поведение с хлебом.

Дети, рассматривая картинки на экране, определяют и называют правильное (не правильное) поведение с хлебом.

Сформировано представление о ценностном отношении к хлебу. Развито уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.

7

Предлагает игровое упражнение «Что изменилось?»

Выкладывает на столы по 9-10 муляжей хлебобулочных изделий.

Предлагает детям разбиться на группы по четыре человека, подойти к столам, где лежат муляжи, запомнить их и закрыть глаза. Воспитатель

убирает одно из хлебобулочных изделий на каждом из столов. Дети должны определить, что изменилось.

Задания педагога повторяются 3-4 раз.

Дети делятся на группы, запоминают хлебобулочные изделия, лежащие на столе.

Закрывают глаза ладонями, затем смотрят и определяют, чего не хватает на столе, потом передвигаются к другому столу и угадывают, чего не хватает у другой группы.

Упражнение повторяется 3-4 раз.

Развито умение высказывать и аргументировать своё мнение, внимание, память.

Развито умение действовать по инструкции.

Закреплены средства общения и способы взаимодействия со сверстниками в группе.

Итог

1

Предлагает представить свои поделки и работы друзьям

Дети анализируют свои работы и процесс их создания.

Продолжена работа над формированием умения обобщать, делать выводы.

2

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки про хлеб, предлагает составить правила обращения с хлебом. Для фона включает первую симфонию

В. Калинникова. В конце занятия со словами: «Человек привык трудиться-

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зернышке пшеницы

В каждой крошке хлеба – ТРУД!

вносит каравай и угощает детей.

Дети называют пословицы:

Хлеб - всей жизни голова

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеб в закромах - счастье в домах.

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность им не сори.

Хлебушко – калачу дедушка.

Дети вместе с воспитателем составляют правила:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

презентация к занятию " Путь хлеба к нашему столу"

презентация к занятию " Путь хлеба к нашему столу" в рамках проектной деятельности по теме " хлеб"...

Проект "Путь хлеба к нашему столу".

Кем быть? «Хлеб – всему голова», - говорят у нас в народе.       Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а  без хлеба – не может. ...

Путь хлеба к нашему столу

Материал о том, откуда появился хлеб на нашем столе и его социальной значимости....

Путешествие хлеба к нашему столу

Иллюстрированный материал для знакомства с процессом выращивания хлеба в старину и в наше время....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб на нашем столе"

Презентация по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. В увлекательной форме познакомит детей с трудом хлебороба и людей тех профессий, которые заботятся о том, чтобы на каждом столе был свежий,...