Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе." Что мы знаем о воздухе".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Никандрова Татьяна Сергеевна

Цель:

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни.

Задачи:

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.

3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, не имеет запаха, невидим.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, отгадывание загадок про ветер и воздух.

 

Оборудование:  игрушка – Фырка  ( герой программы «Здравствуй»  М. Л. Лазарева ,  1 надутый шар,1 сдутый, пластиковые стаканчики, трубочки,  аквариум с окрашенной водой, стеклянный стакан, предметные картинки, коробочки с запахами: мандарин, шоколад, воздушные шары (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Дети   с воспитателем  играют в хороводную игру : « Пузырь» раздается стук…

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? Это Фырка. Поздоровайтесь с ним. Здравствуй, Фырка, ЧТО ТЫ НАМ ПРИНЕС?

Фырка: Подарки! Шарики! Вот они. (2 шарика: один надутый, другой сдутый).  

ВОСПИТАТЕЛЬ: Фырка, а что случилось? У тебя один шарик весёлый, толстый, а второй - худой и грустный. Почему?

Фырка: Не знаю … он почему-то стал таким…

Воспитатель: Дети, что случилось с шариком?

Дети: Он сдулся!

Воспитатель: А что значит сдулся?

Дети: Воздух вышел…

Фырка: А что такое воздух и зачем он нужен?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Фырке узнать это. Как мы можем почувствовать воздух? Где, или когда мы чувствуем воздух?

Дети: Когда дует ветер на улице.

Воспитатель: А у нас в группе есть воздух?

Дети: Да, есть.

Дыхательная  гимнастика: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот) . Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали?

Дети: движение воздуха .

 Воспитатель: Как еще можно почувствовать воздух?

 Дети: подуть друг на друга или помахать на лицо.

Опыт №1: ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе. Скажите, а для чего нужен воздух?

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать.

Фырка: Мне не нужен воздух, я легко могу обойтись без него.

Воспитатель:  Давайте проверим: может быть Фырка прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. ( дети пробуют не дышать).  А теперь ты, Фырка, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем ,сколько  ты сможешь не дышать. (зажимаю  Фырке нос пальцами).

Фырка: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!

Д/И. Воспитатель: Ребята, скажите  кому  нужен воздух, кто не может жить без него?

Дети: Людям, птицам, цветам и т.д.

Воспитатель : На коврике разложены картинки. Найдите изображения тех, кому нужен воздух.

 ( люди, животные, растения). Молодцы, правильно.!

А мы видим воздух?

Дети: нет, не видим.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Значит, какой воздух?

Дети : невидимый.

Фырка: ОЙ! Я не вижу воздух, значит я не смогу дышать!

Воспитатель: не переживай, мы все не видим воздух, он невидим, но он есть везде и ты можешь быть спокоен. Я вам сейчас это докажу  (показываю пустой стакан) .А как вы думаете, в стакане есть что-нибудь?

Дети: ничего нет, он пустой.

Опыт №2: Смотрите, ребята, опускаю медленно стакан в аквариум с водой.  ? А теперь попробуйте вы.

Вода попадает в стакан?

Дети: нет, не попадает.

Воспитатель: Почему? Что мешает воде, что её не пускает?

Дети :в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Фырка: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

Воспитатель: А вы знаете, что воздух даже есть внутри нас. Давайте проверим это.

Опыт №3: Возьмите трубочки, опустите их в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит?

 Дети: пузырьки появились.

Воспитатель:  Откуда же появились пузырьки?

 Дети: мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните  его.

Дети:  запаха нет, ничем  не пахнет.

Воспитатель:  А вот Фырка говорит, что это не так, и он всегда чувствует, когда его бабушка печет сладкие булочки. Фырка, это не воздух пахнет, а булочки, и запах по воздуху идет к тебе. Давайте проверим это.

 ОПЫТ №4

Воспитатель : Понюхайте воздух. А теперь понюхайте то, что лежит на столе в этих коробочках . Что пахнет? Чем? Приятно или нет.  А теперь отвернитесь и понюхайте воздух…пропали запахи…Воздух не пахнет, в воздухе есть запахи от чего-либо… Как же мы чувствуем запахи?

Дети: они передаются воздухом, и мы их чувствуем.

Воспитатель:   А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?

Дети: шарик надо  надуть .

Воспитатель:   Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: воздух.  Давайте надуем шарик, чтобы он стал круглым и упругим ( дети надувают шар, зажимают его пальцами.)

Фырка: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Я теперь знаю как помочь шарику стать толстеньким  и веселым. Я его надую.  А  вам хочу сделать подарок, воздушные шарики, которые вы сможете надуть воздухом сами. Полечу на свою планету Семитонию, расскажу друзьям, сколько я всего тут узнал! До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Фырка. Спасибо за шарики.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие ?

Дети: понравилось.

Воспитатель:   Фырка много узнал сегодня интересного, а что вы узнали? Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе.

Дети:

Воздух нужен всему живому.

Воздух нельзя увидеть. Воздух  есть везде, даже внутри нас. Воздух не пахнет.

Воспитатель:   Молодцы! А сейчас давайте надуем шарики и поиграем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikandrova_t.s._konspekt_nod.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе.

Тема: «Что мы знаем о воздухе».

Цель:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни).

Задачи:

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.

3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, не имеет запаха, невидим.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, отгадывание загадок про ветер и воздух.

Оборудование:  игрушка – Фырка  ( герой программы «Здравствуй»  М. Л. Лазарева ,  1 надутый шар,1 сдутый, пластиковые стаканчики, трубочки,  аквариум с окрашенной водой, стеклянный стакан, предметные картинки, коробочки с запахами: мандарин, шоколад, воздушные шары (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Дети   с воспитателем  играют в хороводную игру : « Пузырь» раздается стук…

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? Это Фырка. Поздоровайтесь с ним. Здравствуй, Фырка, ЧТО ТЫ НАМ ПРИНЕС?

Фырка: Подарки! Шарики! Вот они. (2 шарика: один надутый, другой сдутый).  

ВОСПИТАТЕЛЬ: Фырка, а что случилось? У тебя один шарик весёлый, толстый, а второй - худой и грустный. Почему?

Фырка: Не знаю … он почему-то стал таким…

Воспитатель: Дети, что случилось с шариком?

Дети: Он сдулся!

Воспитатель: А что значит сдулся?

Дети: Воздух вышел…

Фырка: А что такое воздух и зачем он нужен?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Фырке узнать это. Как мы можем почувствовать воздух? Где, или когда мы чувствуем воздух?

Дети: Когда дует ветер на улице.

Воспитатель: А у нас в группе есть воздух?

Дети: Да, есть.

Дыхательная  гимнастика: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот) . Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали?

Дети: движение воздуха .

 Воспитатель: Как еще можно почувствовать воздух?

 Дети: подуть друг на друга или помахать на лицо.

Опыт №1: ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе. Скажите, а для чего нужен воздух?

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать.

Фырка: Мне не нужен воздух, я легко могу обойтись без него.

Воспитатель:  Давайте проверим: может быть Фырка прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. ( дети пробуют не дышать).  А теперь ты, Фырка, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем ,сколько  ты сможешь не дышать. (зажимаю  Фырке нос пальцами).

Фырка: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!

Д/И. Воспитатель: Ребята, скажите  кому  нужен воздух, кто не может жить без него?

Дети: Людям, птицам, цветам и т.д.

Воспитатель : На коврике разложены картинки. Найдите изображения тех, кому нужен воздух.

 ( люди, животные, растения). Молодцы, правильно.!

А мы видим воздух?

Дети: нет, не видим.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Значит, какой воздух?

Дети : невидимый.

Фырка: ОЙ! Я не вижу воздух, значит я не смогу дышать!

Воспитатель: не переживай, мы все не видим воздух, он невидим, но он есть везде и ты можешь быть спокоен. Я вам сейчас это докажу  (показываю пустой стакан) .А как вы думаете, в стакане есть что-нибудь?

Дети: ничего нет, он пустой.

Опыт №2: Смотрите, ребята, опускаю медленно стакан в аквариум с водой.  ? А теперь попробуйте вы.

Вода попадает в стакан?

Дети: нет, не попадает.

Воспитатель: Почему? Что мешает воде, что её не пускает?

Дети :в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Фырка: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

Воспитатель: А вы знаете, что воздух даже есть внутри нас. Давайте проверим это.

Опыт №3: Возьмите трубочки, опустите их в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит?

 Дети: пузырьки появились.

Воспитатель:  Откуда же появились пузырьки?

 Дети: мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните  его.

Дети:  запаха нет, ничем  не пахнет.

Воспитатель:  А вот Фырка говорит, что это не так, и он всегда чувствует, когда его бабушка печет сладкие булочки. Фырка, это не воздух пахнет, а булочки, и запах по воздуху идет к тебе. Давайте проверим это.

 ОПЫТ №4

Воспитатель : Понюхайте воздух. А теперь понюхайте то, что лежит на столе в этих коробочках . Что пахнет? Чем? Приятно или нет.  А теперь отвернитесь и понюхайте воздух…пропали запахи…Воздух не пахнет, в воздухе есть запахи от чего-либо… Как же мы чувствуем запахи?

Дети: они передаются воздухом, и мы их чувствуем.

Воспитатель:   А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?

Дети: шарик надо  надуть .

Воспитатель:   Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: воздух.  Давайте надуем шарик, чтобы он стал круглым и упругим ( дети надувают шар, зажимают его пальцами.)

Фырка: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Я теперь знаю как помочь шарику стать толстеньким  и веселым. Я его надую.  А  вам хочу сделать подарок, воздушные шарики, которые вы сможете надуть воздухом сами. Полечу на свою планету Семитонию, расскажу друзьям, сколько я всего тут узнал! До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Фырка. Спасибо за шарики.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие ?

Дети: понравилось.

Воспитатель:   Фырка много узнал сегодня интересного, а что вы узнали? Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе.

Дети:

Воздух нужен всему живому.

Воздух нельзя увидеть. Воздух  есть везде, даже внутри нас. Воздух не пахнет.

Воспитатель:   Молодцы! А сейчас давайте надуем шарики и поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Что мы знаем о воздухе?"

Конспект образовательной деятельности по методике А, И. Савенкова, которая включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных рез...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Что мы знаем о воздухе?»

 Цель: закрепление и уточнение знаний о свойствах  воздуха Задачи:- расширить представления детей о свойствах воздуха ( имеет вес, при нагревании расширяется):- уточнить знания о...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по теме: «Воздух везде».

Конспект занятияв средней группе по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Воздух"...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Путешествие в царство воздуха».

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух - невидимка"

познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментиро...

План – конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»

План – конспект НОД по  познавательно – исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»Цель: развивать познавательную активность детей в п...