«Путешествие в космос»/ Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панина Полина Витальевна

Игра предназначена для групповых занятий с детьми 5-7 лет в детском саду.Используется для закрепления знаний о планетах и космосе.

Цель игры: Закрепить и систематизировать знания о космосе и солнечной системе.

Задачи:

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Развивать конструктивные способности, умение передавать замысел через постройку;

Развивать интерес к астрономии.

Оборудование: ноутбук, карта-письмо, конверт с плоскостными геометрическими фигурами, клей, белый лист бумаги, конверт с изображением планет солнечной системы, конверт с пазлом, макет солнечной системы, листы в клетку с ранее отмеченной точкой отсчета по количеству участников, ручки, Шкала спасительной операции, маркер.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

(Стук в дверь. Подходит к двери и берет письмо).

В:Ребята, почтальон принес нам вот это письмо.

Интересно, что там (вскрывает конверт). Письмо и  карта.

Ребята, к нам обращаются жители далекой планеты Юпитер, маленькие юпиторята, им нужна наша помощь. Карта для того, чтобы мы не сбились с пути. Поможем им? Кто согласен ,поднимите руки вверх. Какие молодцы, все согласны. Чтобы отправиться в полет нам нужно построить космический корабль.

Задание: посмотрите,  у меня есть множество геометрических фигур. С помощью клея и этих фигур мы построим наш корабль.

(дети выполняют работу)

Наш космический корабль построен.

Физминутка:

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми дополняет его движением рук.

Летит в космической дали

(руки в стороны – летит, плавное движение правой рукой –даль)

 Стальной корабль вокруг Земли

 (две руки домиком- корабль, левой рукой круговое движение -вокруг Земли)

И хоть малы его окошки (круговые движение двух рук )

Все видно в них как на ладошке: ( рука у лба- вправо, влево поворот, правая ладошка)

Степной простор (плавное движение правой рукой – простор)

Морской прибой (волнистое движение правой рукой –даль)

А может быть и нас с тобой! (поворот головы вправо и влево на соседа)

Вы молодцы! Пора в путь.

Начинаем вместе обратный отсчет: 10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1 СТАРТ!!! (звучит песня о космосе, а дети хлопками   и ногами  попеременно отбивают ритм)

В: внимание!Мы приближаемся к первой планете. (1 слайд: Венера)

Что это за планета, кто может ее назвать?

Правильно, это Венера, ….. Что об этой планете мы можем рассказать?

(дети рассказывают о планете Венера)

Чтобы нам отправиться дальше, нам необходимо  выполнить задание этой планеты.

Нужно собрать картинку и сказать что у вас получилось (дети из пазлов собирают картинку)

Да , это изображение планет нашей солнечной системы.

Ну что ребята, летим дальше….(музыкальное  сопровождение)

Ой, мы попали в метеоритный дождь, чтобы его пройти у меня есть карта, а у каждого из вас есть листочек и карандаш.

Задание:

 начинаем путь от точки отсчета. Сначала 1 клеточка вверх,1 клеточка вверх вправо по диагонали, 3 клеточки  вверх, 1 клеточка вверх вправо по диагонали, 1 клеточка вправо,1 клеточка вниз вправо по диагонали,3 клеточки вниз, 1 клеточка вниз вправо по диагонали, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево. Получилась ракета. Ребята,  поднимите свои работы и покажите мне, очень хорошо, молодцы.  

Мы прошли метеоритный дождь, с небольшими повреждениями, но мы готовы и можем лететь дальше .Давайте,встанем в круг и заведем моторы (звучит музыка,дети бегут на носочках по кругу.Воспитатель может менять движения).Затем, все дети садятся  по команде «занять места»

Мы  приближаемся ко второй планете. (2 слайд: Марс).

И снова задание: приглашаю подойти ко мне самых 10 человек. Из конверта с закрытыми глазами каждый участник достает изображение планеты.

Задание: назвать  планету  и затем построиться в соответствии с очередностью планет солнечной системы .

Молодцы,вы отлично справились!!! Летим дальше…..

Впереди астероиды. Чтобы в них нам не попасть, загадки нужно отгадать…..


В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Комета)

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)

Состоит из точек свет,
Полна горница планет.
(Космос)

Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
(Космос)

На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …Космонавт 

Вот мы и долетели до Юпитера……

Чтобы  спасти жителей этой планеты, нам нужно как можно больше дать правильных ответов о нашей общей Солнечной системе.

Посмотрите,у нас есть  Шкала спасительной операции. За  каждый правильный ответ уровень на шкале поднимается.

Готовы??? Итак, я начинаю.

  1. Солнце – планета или звезда? Что оно собой представляет? Солнце – звезда, который представляет собой огромный раскаленный шар.
  2. Сколько планет в солнечной системе? 8 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
  3. Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы? Земля.
  4. Какая планета самая большая в Солнечной системе? Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.
  5. Какая из планет Солнечной системы самая маленькая? Меркурий – самая маленькая.
  6. Какую планету называют красной? Марс называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта красным песком. На Марсе холодно и дуют сильные ветры.
  7. Что вы знаете о планете бурь? Венера – планета бурь. На Венере бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко.
  8. У какой из планет шестнадцать спутников? у Юпитера
  9. У какой из планет есть кольца? Сатурн.
  10. Как называется спутник Земли? Луна.
  11. Есть ли на Луне вода? На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть.
  12. Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли? Земля вращается вокруг Солнца.
  13. Сколько времени Земля совершает оборот вокруг Солнца? Этот путь Земля проходит ровно за один год.
  14. Сколько времени нужно Земле для того, чтобы совершить оборот вокруг своей оси? Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот.
  15. Почему светятся звезды? Звезды - светятся, потому что они очень горячие раскаленные шары.
  16. Светятся ли планеты? Планеты сами не светятся, их освещает Солнце.

(Игра заканчивается тогда, когда уровень заполняется до звезды).

Ура, вы спасли жителей этой планеты. Молодцы!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:РАЗВИТИЕ РЕЧИ  Задачи:Ø Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;Ø...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:РАЗВИТИЕ РЕЧИ  Задачи:Ø Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;Ø...

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Весёлые паучки»

Дидактическая игра по грамоте. Чтение слогов и коротких слов....

"Потрогаем музыку". Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми с нарушением зрения, была выявлена проблема:  детские высказывания о музыке сводились к двум словам «веселая» и «грустная».  Чтобы научить детей высказываться о музыке более...

Консультация для воспитателей"Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста"

В системе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место  занимает  игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия д...

Музыкально-дидактические игры для старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для старшего дошкольного возраста...