Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Тема «Мир природы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сасакина Любовь Николаевна

Цель:  формировать у детей эмоциональное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка. Познакомить с народными названиями растений (Бальзамин - огонек, ванька мокрый; алоэ-столетник; колеус – крапивка - комнатные растения; лекарственные растения:  подорожник – семижильник, след белого человека; пижма – рябинка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tetrad_rasteniya_-_kopiya_na_maam.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №29 комбинированного вида»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе.

Тема «Мир природы».

Воспитатель:  Сасакина Л.Н.

г. Кстово.

Цель:  формировать у детей эмоциональное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка. Познакомить с народными названиями растений (Бальзамин - огонек, ванька мокрый; алоэ-столетник; колеус – крапивка - комнатные растения; лекарственные растения:  подорожник – семижильник, след белого человека; пижма – рябинка)

Закреплять представление о значении лекарственных трав для человека.

Расширять представление о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение (сравнение рябины и пижмы) активизировать словарь (водоем, мята, кувшинки,…) Развивать мышление детей.

Материал: Комнатные растения – бальзамин, алоэ, колеус; картинки с лекарственными травами – подорожник, пижма – гербарий этих растений)

Иллюстрации с изображениями подорожниками, пижмы, кувшинки.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, мы с вами уже знаем, что нас окружает очень много растений и растут они повсюду: в лесу, в саду, в озерах… а еще есть растения, которые растут дома (в группе)

Воспитатель:  Как они называются?

Дети:  Это комнатные растения.        

Воспитатель:  Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые растения.

А для чего они нам нужны?

Как называются цветы, стоящие на столе?

Дети: Бальзамин, колеус, алоэ        

Воспитатель:  Бальзамин, колеус, алоэ это научное названия.

А вот в народных названиях отражается те или иные свойства растений, их признаки. Например, как еще можно назвать бальзамин? (огонек) Почему? (Потому что у них яркие цветы, похожие на огоньки.)

Воспитатель: А почему его еще называют Ванька мокрый?( Потому-что  он любит воду.)

        

Дети, а алоэ в народе называют столетником, потому что он очень редко цветет – раз в сто лет.        

Воспитатель:  А вот еще одно растение – колеус.

На какое растение оно похоже?

Дети:  Это растение похоже на крапиву.

Воспитатель:  Какие у него листочки?

Воспитатель:  Как бы вы его назвали?

Дети: Крапивка!        

Воспитатель:  Ребята. А давайте мы с вами вспомним о лете. Вокруг зелено, красиво, и вот сейчас мы с вами пойдем в гости к растению, которое индейцы назвали следом белого человека:

Как называется это растение? (показ)

Дети: Подорожник.

Воспитатель:  Здравствуй подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать, почему индейцы назвали тебя следом белого человека.

Воспитатель: А почему индейцы назвали тебя следом белого человека?

Дети: Оно растет по дорогам.

Воспитатель: Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растет. Рассмотрите внимательно растение. (рассматривание)

Может быть догадаетесь?

Дети: У него листья на земле лежат.

Почти нет стебля. Если бы был стебель, он бы сломался, когда люди прошли по нему.

Они выступают наружу. Их можно пощупать, а у других трав нет.

Воспитатель:  У подорожника жилки выпуклые, если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться, они придают листикам прочность.

Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожником семижильником.

Воспитатель: Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?

Послушайте:

Лег пластом у дороги,

Разметал руки-ноги.

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом

Ему все нипочем.

Воспитатель: Давайте вспомним, как цветет подорожник.

На что похожи их семена

Дети: На султанчик, на стрелку.

Воспитатель:  Ведь у них нет крылышек, как у плодов клена, нет парашутиков, как у семян одуванчика.

Дети: Их переносят на ногах.

Воспитатель: А как переносят семена? Как они к нам пристают?

Дети: Когда дождь пройдет, семяна смешиваются с грязью, их переносят на лапках кошки, собаки, человек на ботинках.

Воспитатель: Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались?

Дети: Белые люди на обуви с грязью принесли семена.

Воспитатель: В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали индейцы это растение  следом белого человека.

Где применяется это растение?

Дети: Это лекарственное  растение. Его накладывают на раны, что бы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.

Воспитатель: Как же вы назовете это растение?

Дети: Царапник. Он царапины лечит. Лечебник. Сильные листья Силач. Потропник.

Воспитатель:  А в народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.

Ребята, а еще подорожник заваривают и пьют как чай, давайте заварим.        

Воспитатель:  Дети, а вот здесь у нас есть веточки рябины. Я очень люблю рябину.

Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного.

Где чаще всего можно встретить рябину?

Дети: Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Воспитатель:  Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?

Дети: Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.

Воспитатель:  А еще за что любят рябину?

Дети: Из ее ягод варенье варят, чай заваривают.

А кто еще любит ягоды?

Дети: Птицы, снегири, вороны.

Дети, рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте эту веточку рябины с гроздями, обвяжем ленточкой; пусть она оберегает наш дом.

(дети пробуют рябину)        

 

Воспитатель показывает растение – пижму

Как называется это растение?

Дети: Пижма

Воспитатель:  В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи?

Дети: Листья такие же.

Воспитатель:  Опишите цветки пижмы.

Дети: Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины.

Воспитатель:  А теперь понюхайте пижму и рябину.

Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль.

Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы.

Вот и перекладывают одежду пижмой, чтобы защитить ее от моли.

Воспитатель: Почему пижму назвали рябинкой?

Дети: У нее листья похожи на листья рябины.

И цветы расположены так же как ягоды рябины – в виде зонтика!

        

Воспитатель:  Ребята, а какие вы еще лекарственные растения знаете?

Дети: Мята, мать- и – мачеха, мята…

Воспитатель:  Вот у нас и получилась целая зеленая аптека.

А вы чувствуйте, какой у нас в группе появился аромат, это уже заварился наш чай.

(чаепитие)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнить представления детей о том, ...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы".

Конспе   Конспект непрерывной  образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы". Цель:  Расширять представлен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Мы защитники природы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Мы защитники природы»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Защитники природы»

Познакомить детей с процессами  очистками воды разными способами,развитие у детей познавательных способностей, совершенствовать умение сравнивать результаты опыта и делать выводы....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Жалобная книга природы»

МБОУ Видновская СОШ № 2, Зелёные аллеи 15 Ленинский городской округ  КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Подготовила: Кичигина А.В. г...