Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Осенняя экскурсия на луг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе. Изучение лекарственных и декоративных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_ekskursiya_na_lug.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в подготовительной группе

Тема: «Осенняя экскурсия на луг»

Задачи: знать, что луг – это сообщество светолюбивых многолетних растений. Закрепить с детьми названия типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, мышиный горошек, герань луговая, кульбаба осенняя, гвоздика полевая, подорожник. Обратить внимание детей на то, что солнце уже меньше греет, становится прохладно, цветы увядают, трава буреет, насекомые впадают в спячку, исчезают. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные и ядовитые травы (валериана, тысячелистник, пижма). Воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать эстетические чувства.

Предварительная работа: Чтение рассказа Н.Павлова «Растения осенью», заучивание стихов о растениях.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Дети, последний раз на луг мы приходили летом. Каких насекомых мы здесь видели? (кузнечиков, пчел, бабочек, шмелей). А почему мы их сейчас не видим? Что изменилось?

Дети: Насекомых мало. Они попрятались, некоторые уснули, цветов мало, пищи для пчел, бабочек, шмелей мало.

Предлагаю детям погулять по лугу, рассмотреть там цветы, но не рвать их. Спрашиваю, почему нельзя этого делать?

Дети: Некоторых растений осталось мало, их занесли в Красную книгу, такие растения нужно оберегать, а не рвать.

Воспитатель: Какие растения луга занесены в Красную книгу?

Дети: Колокольчик, герань.

Воспитатель: Вот вам задание: понаблюдайте и найдите растения, которые мы видели летом.

Дети: Ромашка, клевер, полевая гвоздика, анютины глазки.

Воспитатель: А сейчас давайте еще раз рассмотрим изображения полевых цветов, которые мы видели летом, и вместе попытаемся найти их. Кто найдет, позовет меня.

Воспитатель: Кульбаба осенняя. Какой рассказ мы читали про нее?

Дети: «Живые часы».

Воспитатель: Если это живые часы, значит, что можно узнавать по этому цветку?

Дети: Время. Она раскрывает свою корзиночку в семь часов утра, а закрывает в три часа дня.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. У меня в руке еще одно травянистое растение. Не помните его название?

Дети: Пастушья сумка.

Воспитатель: посмотрите, какое оно интересное, пастушью сумку в народе называют «гитарочкой». Весь кустик сверху донизу покрыт треугольными плодиками, похожими на сумочки. Они очень маленькие, нежные, рассмотрите сумочку на своей ладошке.

А вот растение череда интересно другим: оно прицепляется к одежде как собачка, его трудно оторвать, такое оно цепкое.

Дети, давайте для группы соберем букет, но будем рвать по 2 цветочка. Договоримся, кто какие цветы будет срывать (Дети собирают цветы).

Воспитатель: Дети, букет получился очень красивый. Он не такой яркий, как летний, но по-своему интересный, нежный и скромный. А нет ли на лугу лекарственных растений? Я вам покажу изображение растения, а вы попробуйте отыскать их или те лекарственные растения, которые знаете.

Дети находят валериану, подорожник, тысячелистник, объясняют, какую пользу они приносят людям.

Из валерианы делают сердечные капли, а подорожник залечивает порезы, раны. Отвар из тысячелистника используют для улучшения аппетита.

Показываю детям пижму, рассматриваем ее соцветия, листочки, объясняю, что это растение лекарственное, но в руки брать его нельзя, потому что оно ядовито.

Исследовательская деятельность. Через лупу рассмотреть листья и семена подорожника, отметить их особенности (круглые, выпуклые листья, семена находятся в стрелке).

Воспитатель: Дети, а трава, цветы, деревья – это живое или неживое?

Дети: Живое.

Воспитатель: А почему вы так думаете? (Ответы детей).

Давайте поиграем в игру «Что ты чувствуешь»:

  • Ты – цветок. Тебя сорвали и бросили. Что ты чувствуешь?
  • Ты – травинка. Тебя топчут ногами. Что ты чувствуешь?
  • Ты – стебелек валерианы. Тебя надломили. Что ты чувствуешь?
  • Ты – шмель. У тебя оторвана лапка. Что ты чувствуешь?

(Ответы детей).

Дети, а какое стихотворение мы знаем про луг?

Дети: «Что растет?»

        На лугу растут ромашка

        Лютик едкий, клевер – кашка,

Воспитатель: Что еще?

        Гвоздика, колокольчик, смолка

        Хвощ, как елка!

Воспитатель: А еще?

Дети:  Подорожник, васильки,

        Граммофончики – вьюнки.

        Еще много разных травок

        У тропинок, у канавок,

        И красивых, и пушистых,

        Разноцветных и душистых!

Работа после экскурсии: Во второй половине дня можно предложить детям нарисовать коллективную работу «Луг осенью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Зимняя экскурсия в парк"

Наблюдения с детьми за зимними природными явлениями, растениями и птицами....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Экскурсия в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Экскурсия в зимний лес»...