«Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении, ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_prirody.docx63.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении, ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада.

При  отборе  растений  в  уголок  природы   в своей группе , мы  учитывали  ряд  требований, что  помогало  избежать  ошибок и обеспечивалоэффективность воспитательно-образовательного  воздействия  наблюдений  детей:

·        Растения  должны  быть  типичными для  той  или  иной систематической  или  экологической  группы. Это  дает  возможность  познакомить  детей с  основными, типичными  чертами, условиями или  образом  жизни, характерными для  большой  группы  растений.

·        Растения  должны  быть  внешне  яркими, привлекательными, способными  вызвать  и  удержать еще  не  очень  устойчивое  внимание  детей  дошкольного  возраста.

·        Необходимо  иметь  несколько  экземпляров одного  вида  растений. Это  дает  детям  возможность  увидеть в  объектах  не  только  общие, но  и индивидуальные  признаки , подводит  ребят к  пониманию  разнообразия и  неповторимости живых  организмов.

·        Растения  должны  быть абсолютно  безопасными для  здоровья  дошкольников.

·        Уголок  природы -  место посильного  труда  и наблюдений  детей. Уход  за  его  обитателями  по  качеству и затрачиваемым  силам  и времени должен  быть  доступен  детям  дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому мы  подбирали  неприхотливые  растения, не  требующие для  своего содержания сложного оборудования.

·        Учитывали возможности  нормальной жизнедеятельности,  роста  и  развития  растений в  условиях  помещения дошкольного учреждения с  его  повышенной  температурой, сухостью, наличием  шума.

Размещая обитателей в  уголке  природы, следует  учитывать  их  биологические  особенности и потребности. Так, одни  комнатные  растения  (герань, кактус и др) нуждаются  в  большом  количестве солнечного  света – их  следует  поставить  в  самое  светлое место, другие (узумбарская  фиалка, бегония др.) плохо  переносят  солнечные  лучи – их  помещают  в  затемненное  место).

·        При  размещении  растений учитывали  и  эстетическую сторону: уголок  природы  должен  радовать  глаз, украшать  интерьер  групповой  комнаты. При  этом, объекты  размещали  таким  образом, чтобы  дети  могли  свободно подходить, наблюдать за  объектами  уголка  природы.

Наполнение уголка природы необходимым материалом  зависит от возраста детей и от требований Программы воспитания.

При подборе обитателей уголка природы в младших группах мы учитывали прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Мы  учили детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младшей группы мы поместили растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносили 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Объем знаний детей  младшей группы к концу года:

-дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист, стебель.

-знать основные растительные группы: дерево, трава.

-уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки: один, несколько, цвет, листья – большие, маленькие.

-находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений, рыхлить, поливать их.

-дети должны выполнять следующее: поливать растение подготовленной водой под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой, чистить поддоны.

Какие  растения  должны  знать: фикус, бегония, традесканция. Растения  должны  быть похожими на  дерево. траву, неприхотливыми, цветущими, желательно  с  одноцветными  цветками (бегония), с  широкими  плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Обязательно осуществляли ежедневный уход за растениями. На цветах имеются таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

Осенью мы ставили  осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.

Зимой сажали зелёный  лук  в ящики и веточки деревьев ставили в вазы.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения приносили в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке, морскую свинку. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

У нас в группе есть «сухой аквариум».

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы мы привлекали детей выполнению отдельных трудовых поручений. Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка, педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.  Нужно хорошо знать биологические особенности  рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.

Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста.

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ детский сад № 2 «Ласточка»

высшей квалификационной категории

Доронина Ирина Геннадьевна

г. Балаково

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и оборудование уголка природы в группах

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ГРУППАХ. ГРУППА/НАИМЕНОВА-НИЕ Комнатные растения *животныеУголок дежурствОборудование для экспериментовОформление Цветник, огородРанний возраст4- ...

Оборудование музыкальных уголков групп младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Консультация подготовлена на основе материалов журнала "Музыкальный руководитель"...

Рекомендации по содержанию и оборудованию уголков природы в детских дошкольных учреждениях

Рекомендации адресованы воспитателям детских дошкольных учреждений. Наполняемость уголков природы описана согласно возрастным особенностям детей....

Конспект спортивно-экологического развлечения “Путешествие по волшебным уголкам природы” Для детей среднего дошкольного возраста.

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шелк......

Совместная деятельность в уголке природы в группах младшего дошкольного возраста.

В статье описываются особенности развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром....

Рекомендации по содержанию и оборудованию уголков природы в детских дошкольных учреждениях

Рекомендации для воспитателей по созданию и оборудованию уголков природы в разных возрастных группах детского сада....