Дидактическая ролевая игра: « Путешествие во времена года»
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дидактическая  ролевая игра: « Путешествие во времена года» расчитана на возраст 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

    Дидактическая  ролевая игра: « Путешествие во времена года».

Цель: 1. Учить детей узнавать сезонные изменения в природе.

            2. Пользоваться предметами заместителями.

            3. Воспитывать уважение к своим товарищам.

Оборудование:  большой деревянный конструктор, стулья для постройки корабля, штурвал, лист ватмана, на котором нарисованы 4 острова: один - окрашен в жёлто-красный цвет, другой - в белый, третий – в зелёный, а четвёртый -  в разные цвета, трубка (для подачи гудка).

                                                       Ход игры:

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в кругосветное  путешествие по островам. А чтобы вы поняли, какие острова мы должны встретить на своём пути, вы должны отгадать загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(Времена года).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Но для этого нам нужен корабль.  Я предлагаю вам построить корабль.  Давайте его построим вместе.

(мальчики расставляют кубики, а девочки стульчики).

Воспитатель:  Ребята, а кто самый главный на корабле (ответы детей: капитан).  Всё  готово  к отплытию.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на карту, на которой отмечено место старта. Дети расставляют стулья, имитируя корабль. Назначается один ребенок на роль капитана. Всё готово к отплытию.

Воспитатель:  Ребята, давайте  посмотрим на  карту, на которой отмечено место старта «ВРЕМЕНА ГОДА». На карте есть  острова: Осень, Зима, Весна, Лето, которые нам  предстоит  проплыть.  Давайте вспомним последовательность времен года. Посмотрим на карте, правильно ли они расставлены? Корабль дает гудок и отправляется в путь.

Ребенок-капитан:  крутит штурвал, исполняя свою роль.

Воспитатель:  «Впереди видна земля. Это остров. Давайте посмотрим по карте, как он называется (показывает на остров, окрашенный в желто-красный цвет). Кто догадался, как называется этот остров (ответы детей).

                         А послушайте загадку про этот остров:

  • Пришла без красок и без кисти,

          А перекрасила все листья.  (осень)

Воспитатель: Ребята,  мы с вами приплыли на остров Осень. Предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков осени. Будем называть их по очереди.

Воспитатель:  А по каким признакам можно определить признаки осени (перечисляют признаки, характеризующие осень). Далее им предлагается отгадать загадки, связанные с осенними явлениями природы.

                                            Явления природы:

  • По полю рыщет, поет да свищет,

          Деревья ломает, к земле траву приклоняет.

          В селе мчится, в двери стучится,

          Ворота отворяет, пыль поднимает.   (Ветер).

  • Посмотрю я в окошко:

          Идет длинный Антошка.

          Он с неба пришел,

          Да и в землю ушел.   (Дождь).

  • Падают с ветки золотые монетки.   (Осенние листья).

Воспитатель: Я  предлагаю вам  отправиться дальше в путь. Садимся в корабль.

Воспитатель: Впереди остров, название которого скрыто в загадке:

  • Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.        (Зима).        

Воспитатель: Мы прибыли на остров Зима.  Каким цветом нарисован этот остров на нашей карте. Правильно, белым. А почему? (ответы детей.) предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков зимы. Будем называть их по очереди. А какие зимние явления природы вы знаете?»  я предлагаю вам отгадать  загадки, связанные с зимними явлениями природы.

                                          Явления природы:

  • Бело покрывало

          На земле лежало,

         Лето пришло-

         Оно всё сошло.  (Снег)

  • Гуляю в поле, летаю на воле,

          Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

         Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.   (Метель)

  • Дедушка без топора мост мастерит.       (Мороз)
  • Висит за окошком

          Кулек ледяной,

          Он полон капели

          И пахнет весной.      (Сосулька)

  • Лежал, лежал, да в речку побежал.

          На дворе горой, и в избе водой.      (Снег)

  • Без рук, без ног, а рисовать умеет.       (Мороз)
  • Не драгоценный камень, а светится.      (Лед)
  • Вырос лес, белый весь,

          Пешком в него не войти, на коне не въехать.  (Морозный узор на окне)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Садимся в корабль. Следующий остров на карте окрашен в зеленый цвет. Отгадав загадку, мы с вами узнаем название следующего острова:

  • Она приходит с ласкаю

            И со своею сказкой.

            Волшебной палочкой взмахнёт-

            В лесу подснежник расцветёт.   (Весна)

Воспитатель: Как и на предыдущих островах, нам с вами предстоит назвать признаки весны.

Воспитатель:  Обращает внимание детей, что одно и то же явление может наблюдаться в разные времена года, например дождь. Просит детей рассказать, чем же отличается дождь осенью, весной и летом.

                                 Явления природы:

  • Громко стучит, звонко кричит,

           А что говорит, никому не понять

           И мудрецам не узнать.     (Гром)

  • Крупно, дробно зачастил,

           Всю землю напоил.      (Дождь)

  • Бежит бычок, золотой рожок.     (Лучик солнца)
  • Бежит, журчит.      (Ручей)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся на следующий остров. Посмотрите, какой красивый этот остров, как много самого разного цвета на нем. На какой остров мы прибыли? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю прогуляться и поэтому острову, называя признаки лета.

Воспитатель: Опять обращает внимание детей на повторяющиеся явления природы в различные времена года.

  • Что выше леса, краше света, без огня горит?   (Солнце)
  • Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.   (Молния, гром, дождь).
  • Поднялись ворота,

           Всему миру красота.

           Приказало солнце: «Стой,

           Семицветный мост крутой».       (Радуга)

  • В синей чаще – алый мяч,

           Он и светел, и горяч.       (Солнце)

  • Красная девушка по небу ходит.     (Солнце)
  • Растет в траве Аленка

            В красной рубашонке.

            Кто ни пройдет,

            Всяк поклон отдает.      (Земляника)

  • Не птица, а с крыльями,

           Не пчела, а над цветами летает.        (Бабочка)

Воспитатель: Наше путешествие по островам подходит к концу нам пора возвращаться домой.  

Итог игры: Понравилось ли вам путешествие, по каким еще островам им хотелось бы попутешествовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННАЯ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:"ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНА ГОДА"

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КОНСПЕКТ НОД  ПО МАТЕМАТИКЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ .ЭТОТ КОНСПЕКТ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ  ИТОГОВЫМ ЗАНЯТИЕМ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ОБУЧЕНИЮ И ЗА...

Сказочное путешествие во времена года

Данной работой я хотела сформировать у детей представление о сезонных изменениях в родной природе, используя художественную литературу....

Путешествие во времена года

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Путешествие во времена года"...

Открытое городское НОД с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста"Путешествие во времена года"

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Путешествие во времена года» Цель –формировать и развивать представления и знания детей о характерных сезонных проявлениях времен года; развивать...

Путешествия во времена года

материал взят из интернета...

Формирование представления у детей 3-4 года об играх в зимнее время года.

Рассказываем деткам, как правильно играть зимой....