Календарно-тематическое планирование программы
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Календарно-тематическое планирование  программы

 

месяц

Тема занятий

Цель

Материалы и оборудование

сентябрь

1

«Язычок-помощник»

Познакомить со строением и значением языка, поупражняется в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (сладкий, кислый, соленый, горький).

2

«Наши помощники»

Познакомить с органами чувств и их назначением.

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек с сахаром, с яблоком; непрозрачный чайник с водой.

3

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.

 Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

4

 

«Приключение песчинки и сахара»

Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие — нет.

Два стакана с водой, песок и сахар, мерная ложечка.

октябрь

1

«Окрашивание воды»

 Выявить с детьми свойства воды.

 Емкость с водой (холодной и теплой), палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2

«Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Закрепить с детьми основные свойства воды; познакомить со способами получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

Тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки.

3

 «Очистка воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

 

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, песок, крахмал, емкость.

 

4

«Мыло-фокусник» 

Познакомить со свойствами и назначением мыла.

Кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка.

 

ноябрь

1

«Подушка из пены»

 Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. 

 На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

2

«Чудесная капелька»

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками, глобус, картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи, термос с кипятком.

 

3

«Волшебная рукавичка»

Помогать накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

4

«Каждому камешку свой домик»

Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности 

Различные камни, 4 коробочки, поднос с песком, модель обследования предмета.

декабрь

1

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.

2 сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани.

2

Как согреть руки?

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

3

«Почему все звучит? »

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

 Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

4

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества

Бумага разной фактуры.

январь

1

«Где быстрее?»

Выяснить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед→вода, вода → лёд), развивать умение делать выводы.

Емкость с водой.

2

« Взаимодействие снега и воды»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды

Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

3

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твёрдым.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

4

«Какие предметы могут плавать? »

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки, подносы.

февраль

1

« Может ли растение жить без воды?»

Выявить зависимость растения от жидкости.

Две банки стеклянных (одна с водой, а другая без воды), лук.

2

« Освобождение бусинок из ледяного плена»

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле

Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

3

«Когда льется, когда капает».

продолжать знакомить со свойствами воды.

2 мензурки, пипетка, полиэтиленовый пакетик, тарелочка, губка.

4

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

март

1

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Емкость с водой, веточка березы.

2

«Умная галка»

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Прозрачная мерная чаша с водой, камушки.

3

Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные судна, воздушные шары).

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

4

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

 Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка.

апрель

1

«Соревнование»

 

Познакомить с состоянием почвы: выяснить, в какой почве растут растения.

2 стеклянные банки с почвой (одна – с рыхлой, другая – с уплотненной, палочка, черенок традесканции.

2

« Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета

Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промачивания кисточек.

3

«Радуга»

 Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать

Зеркало, вода, лучи солнца, листы белой бумаги, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

 

4

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

 Оборудование для теневого театра, фонарь.

май

1

« Солнечные зайчики»

Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

2

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

3

 «Песочная страна»

Познакомить детей со свойствами  песка.

Емкость, песок, вода, лупы.

4

«Где вода? »

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства.

Прозрачные емкости с сухи песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  программы

месяц

Тема занятий

Цель

Материалы и оборудование

сентябрь

1

«Язычок-помощник»

Познакомить со строением и значением языка, поупражняется в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (сладкий, кислый, соленый, горький).

2

«Наши помощники»

Познакомить с органами чувств и их назначением.

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек с сахаром, с яблоком; непрозрачный чайник с водой.

3

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.

 Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

4

«Приключение песчинки и сахара»

Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие — нет.

Два стакана с водой, песок и сахар, мерная ложечка.

октябрь

1

«Окрашивание воды»

 Выявить с детьми свойства воды.

 Емкость с водой (холодной и теплой), палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2

«Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Закрепить с детьми основные свойства воды; познакомить со способами получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

Тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки.

3

 «Очистка воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, песок, крахмал, емкость.

4

«Мыло-фокусник» 

Познакомить со свойствами и назначением мыла.

Кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка.

ноябрь

1

«Подушка из пены» 

 Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. 

 На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

2

«Чудесная капелька»

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками, глобус, картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи, термос с кипятком.

3

«Волшебная рукавичка»

Помогать накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

4

«Каждому камешку свой домик»

Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности 

Различные камни, 4 коробочки, поднос с песком, модель обследования предмета.

декабрь

1

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.

2 сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани.

2

Как согреть руки?

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

3

«Почему все звучит? »

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

 Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

4

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества

Бумага разной фактуры.

январь

1

«Где быстрее?»

Выяснить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед→вода, вода → лёд), развивать умение делать выводы.

Емкость с водой.

2

« Взаимодействие снега и воды»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды

Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

3

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твёрдым.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

4

«Какие предметы могут плавать? »

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки, подносы.

февраль

1

« Может ли растение жить без воды?»

Выявить зависимость растения от жидкости.

Две банки стеклянных (одна с водой, а другая без воды), лук.

2

« Освобождение бусинок из ледяного плена»

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле

Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

3

«Когда льется, когда капает».

продолжать знакомить со свойствами воды.

2 мензурки, пипетка, полиэтиленовый пакетик, тарелочка, губка.

4

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

март

1

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Емкость с водой, веточка березы.

2

«Умная галка»

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Прозрачная мерная чаша с водой, камушки.

3

Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные судна, воздушные шары).

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

4

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

 Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка.

апрель

1

«Соревнование»

Познакомить с состоянием почвы: выяснить, в какой почве растут растения.

2 стеклянные банки с почвой (одна – с рыхлой, другая – с уплотненной, палочка, черенок традесканции.

2

« Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета

Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промачивания кисточек.

3

«Радуга»

 Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать

Зеркало, вода, лучи солнца, листы белой бумаги, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

4

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

 Оборудование для теневого театра, фонарь.

май

1

« Солнечные зайчики»

Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

2

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

3

 «Песочная страна»

Познакомить детей со свойствами  песка.

Емкость, песок, вода, лупы.

4

«Где вода? »

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства.

Прозрачные емкости с сухи песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно -тематическое планирование тематического блока «Празднуем День народного единства», тема дня «Российский флаг» в подготовительной группе

Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы. Автор работы воспитатель МБУ д/с № 199 " Муравьишка" Губайдуллина Г.М. г. Тольятти...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...