Проект организации поисковой деятельности в подготовительной к школе группе "Волшебная варежка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Скворцова Галина Викторовна

Этот материал рекомендуем использовать с старшего дошкольного возраста в рамках реализации о.о. Познание ( экспериментально-поисковая деятельность).Поможет развить мыслительные операции, умение выделять гипотезы, делать выводы и обозначать их в речи. Развивает познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

НП  ОДПО «Институт направленного профессионального образования»

Итоговая работа

По курсу повышения квалификации

«Организация поисковой деятельности в ДОО» на тему:

«Проект организации поисковой деятельности

в подготовительной к школе  группе:

«Волшебная варежка»

                                                       Выполнила:   воспитатель

      детского сада № 127 «Гуси-лебеди»

                                                                      АНО ДО «Планета детства «Лада»

                                                                      Скворцова Галина Викторовна.

г.о. Тольятти, 2015

ТЕМА: «Проект организации поисковой деятельности в подготовительной к школе группе  «Волшебная варежка»

Цель: развивать познавательный интерес у детей.

Задачи:

  • развивать мыслительные операции, умение выделять гипотезы, делать выводы и обозначать их в речи;
  • помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы, отделять магнетические предметы от немагнетических используя магнит;
  • развивать умение фиксировать результаты наблюдений;
  • расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.
  • развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • способствовать проявлению творческих способностей в продуктивной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

когнитивный

аксиологический

деятельностный

личностный

  • Что такое магнит?
  • Свойства магнита
  • Магнетические и немагнетические предметы
  • Значение магнита

  • Магнитная азбука
  • Самоделный компас
  • Шашки на магните
  • Магнитный театр
  • Н. Носов «Приключение Незнайки»
  • Загадки
  • Мультфильм «Умка»

  • Экспереременти-ровать
  • Показывать фокусы
  • Лечиться
  • Применять в учебной , музыкально – театральной деятельности.

  • Изготовле-

ние шашек на магнитной основе

  • Изготовле-ние самодельно-го компаса
  • Изготовле-ние магнитного театра

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Изобретательская:

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо от Золушки, давайте прочитаем его. «… Злая мачеха смешала крупу с гвоздями и заставляет меня перебрать, а гвозди очень колкие. Подскажите, что можно сделать, чтобы отделить гвозди и не пораниться?»

Как Золушке помочь отделить гвозди от крупы, чтобы не уколоться?

Исследовательская:

Воспитатель: Я надену сейчас «волшебную» варежку и к ней притянуться предметы.

Почему предметы притянулись к моей варежке?

Почему не все предметы притянулись к варежке?

Конструкторская:

Воспитатель: Я предлагаю в качестве сюрприза к дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).

«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

Если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану с его помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).

После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:

  • Рисуют и вырезают;
  • Делают аппликацию;
  • Изготовляют способом оригами и др.

Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей.

Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».

Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

Прогнозная:

Манит в жизни человека – что хорошо, что плохо?

Задача с достраевымым условием:

Сохраняться ли магнитные свойства?

Если:

  • Магнит нагреть?
  • Магнит заморозить?
  • Разбить на мелкие кусочки?

ЧТО БУДЕМ ПРОВОДИТЬ

Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня я предлагаю отправиться в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт №1

Все ли притягивают магниты?

Опыт с различными предметами

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): или интерактивная доска.

  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. а)Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить на карточку где изображен  магнит, а те, которые не притягиваются, — на карточку, где магнит перечеркнут.

б) Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

в)При фиксации результата можно использовать интерактивную доску.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Педагог: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Опыт №2

 Действует ли магнит через другие материалы?

Игра-опыт «Рыбалка» или «Как достать рыбку не замочив руки?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • стакан с водой,
  • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. В стакан с водой опустить рыбок.
  2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Опыт №3

Почему иногда два магнита отталкиваются?

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Педагог: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

КАРТА СХЕМА

Опыт№1

Предметные картинки

 

  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка,ключ, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • железная машинка

(При фиксации результата можно использовать интерактивную доску)

ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

  • Предметы для эксперимента с магнитом.

           (магнетические и немагнетические предметы)

  • Шашки на магнитной основе.
  • Азбука на магнитной основе.
  • Самодельный компас.
  • Магнитный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации поисковой деятельности в подготовительной группе на тему «Свечка в воздухе».

Проект организации поисковой деятельности в подготовительной  группена тему «Свечка в воздухе»....

Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Делаем сосульку»

        Представленный материал включает в себя проект организации познавательно-исследовательской деятельности. Делая сосульку, мы расписываем содержание темы по компонента...

Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».

Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...