Досуг для подготовительной к школе группы: «Путешествие в прошлое книги»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Косолапова Евгения Григорьевна

Досуг для подготовительной к школе группы: «Путешествие в прошлое книги"

Цели и задачи:

-  Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её теперь;

-  Познакомить детей с историей книги, дав представление о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага); экспериментальным путём убедиться в трудности использования этих средств;

-  Познакомить детей с историей создания первой печатной книги на Руси и первопечатником Иваном Фёдоровым;

-  Расширить представление о разнообразии Букварей;

-  Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше;

-  Формировать устойчивый интерес к книгам и чтению;

-  Развивать любознательность, наблюдательность, потребность в приобретении новых знаний;

-  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

-  Формировать устойчивый интерес к российской истории, воспитывать чувство гордости за наших предков, любовь к России;

-  Привлечь детей и родителей к подбору материалов, экспонатов для занятия-путешествия, к организации выставки Букварей и Азбук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_knigi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Косолапова Евгения Григорьевна,

воспитатель ГБОУ СОШ №2017 Дошкольное отделение

Путешествие в прошлое книги. Досуг для подготовительной к школе группы.

Цели и задачи:

  • Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её теперь;
  • Познакомить детей с историей книги, дав представление о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага); экспериментальным путём убедиться в трудности использования этих средств;
  • Познакомить детей с историей создания первой печатной книги на Руси и первопечатником Иваном Фёдоровым;
  • Расширить представление о разнообразии Букварей;
  • Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше;
  • Формировать устойчивый интерес к книгам и чтению;
  • Развивать любознательность, наблюдательность, потребность в приобретении новых знаний;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • Формировать устойчивый интерес к российской истории, воспитывать чувство гордости за наших предков, любовь к России;
  • Привлечь детей и родителей к подбору материалов, экспонатов для занятия-путешествия, к организации выставки Букварей и Азбук

Оборудование:

  1. Тематические уголки с иллюстрациями и экспонатами, характеризующие государства и эпохи (Древний Вавилон, Древний Египет, Пергам, Древняя Русь, Древний Китай); материалы, используемые для письма (глиняная дощечка и деревянная палочка, кусочки папируса, кисточки и чернила, кусочки кожи, береста, бумага, гусиные перья).
  2. Большая рукописная книга с яркой красочной обложкой «Путешествие в прошлое книги», каждая страница которой соответствует этапам путешествия (Древний Вавилон, Древний Египет, Древний Пергам, Древняя Русь, Древний Китай, Древние русские книги, Первопечатник Иван Фёдоров).
  3. Печатный материал на каждого ребёнка  - ксерокопии одной из страниц «Букваря» И.Фёдорова, «Азбуки» Л.Н.Толстого современного Букваря.
  4. Народные костюмы (сарафаны и кокошники).
  5. Музыкальный материал (аудиокассета с записью народной музыки).

Предварительная работа:

  1. Чтение художественных произведений: «Сказка о том, как было написано первое письмо» Р.Киплинга. «Откуда пришла книга» А.Баркова. Р.Сурьянинова;
  2. Подбор и чтение пословиц и поговорок о книгах и чтении.
  3. Декоративное украшение старославянских буквиц.
  4. Организация выставки Букварей и Азбук
  5. Подбор материалов (с привлечением родителей) для тематических уголков.

Ход занятия-досуга:

Воспитатель демонстрирует детям Азбуку:  ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука. Она научит вас читать и откроет для вас огромный мир.  Интересно, всегда ли книга была такой? Может быть когда-то она выглядела иначе? (Ответы детей). Может быть были времена, когда книг не было? На чём и чем писали люди в древности? Как же нам об этом узнать?

Звучит народная мелодия. Появляются три девочки в русских сарафанах (Василисы Премудрые) В руках каждой из них «Азбука» и указка.

Воспитатель: Ребята, кто это? Кто вы, девицы?

Василисы Премудрые: Мы – Василисы премудрые!

Воспитатель: Кто?

Василисы Премудрые: Мы – премудрые сестрицы,

                                       Открываем книг страницы.

                                       Книги – добрые друзья,

                                       И без них никак нельзя!

В.: Это замечательно! Вот как раз ваша помощь нам и нужна. Ведь вы всё знаете.

Василисы Премудрые: Ну что, девочки, поможем? Поможем! Мы знаем, как вам надо помочь – вам нужно отправиться в прошлое!

В.: В прошлое?

Василиса Премудрая: Да, именно в прошлое. И том, мы уверены, вы и найдете ответы на все свои вопросы.

В.: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»?  Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда?

Василисы Премудрые: А об этом мы уже позаботились. Не зря же нас зовут Василисы Премудрые. Но сначала отгадайте загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает..»

Дети: Книга!

Василисы Премудрые выносят огромную книгу, на обложке которой написано «Путешествие в прошлое книги».

Василиса Премудрая: Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она как только вы произнесёте волшебные слова: Аз, буки, веди, ерь.

                                                                                     Открывайся знаний дверь.

                                                                                     Нам страницы покажи,

                                                                                     Все секреты расскажи.

В.: Ребята, мы готовы отправиться в необыкновенное путешествие? (Да) Тогда… (Воспитатель берёт в руки книгу. Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова. Звучит таинственная музыка и книга открывается).

В.: Давным-давно были времена, когда книг не было. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Дело в том, что в разных странах писали на тех материалах, которые находили вокруг.   (Перелистывается первая страница книги)

Давайте посмотрим и прочитаем, где мы оказались…. (Древний Вавилон)

Дети подходят  к первому тематическому уголку.

В.: Посмотрите внимательно, что лежит перед вами, назовите. (Глина, острые палочки). Оказывается в Древнем Вавилоне (так называлось древнее государство, которого теперь не существует) писали… как вы думаете, на чём?  (Ответы детей). Да, на глиняных табличках. Глины у них было много, из неё строили дома, делали посуду. Представьте себе: ученики приходят в школу и первым делом принимаются разминать глину, чтобы сделать себе «тетрадки». Давайте представим себя на месте этих учеников и попробуем сделать такие же глиняные таблички. (Дети – два человека – изготавливают глиняные таблички)  На такой табличке писали острой палочкой – клином, выдавливая изображение. Удобнее было выводить линии не закругленные, а заострённые. Эти значки (воспитатель показывает рисунок – образец клинописи) какую фигуру напоминают? Правильно, треугольник. Разные треугольники-клинышки – это разные слоги. И называли такое письмо – клинопись. Повторите это слово.  Попробуем теперь написать острыми палочками печатные буквы на наших глиняных табличках. (Несколько детей пробуют) . Легко Было вам писать?

Но нам пора двигаться дальше. Переворачиваем страницу нашей книги. Где же мы очутились теперь? (Дети читают: Древний Египет). Мы в Древнем Египте – стране жаркого солнца и загадочных пирамид. (дети переходят к следующему уголку).

Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами  (кусочки папируса, кисточки) Древние египтяне (так называли народ Египта) писали кисточкой и чернилами на папирусе. (Воспитатель даёт детям потрогать кусочки папируса). Его делали из растения, которое растёт по берегам реки Нил. Это растение так и называется папирус. Его стебли выделывали так что получался материал, похожий на бумагу. А из корня папируса делали чернила, то есть жидкость чёрного цвета, которую использовали для письма. Попробуйте написать буквы на папирусе (два-три ребёнка пробуют). Высушенные полосы папируса древние египтяне скатывали в свитки (воспитатель демонстрирует изображение свитка). В Египте были целые библиотеки, где хранилось великое множество таких свитков. Ребята, а что такое библиотека? (Ответы детей). «Библиотека» - слово нерусское и состоит оно из двух слов «библио» - книга и «тека»-хранилище. Получается книжное хранилище или хранилище книг. Так вот, особенно богатая библиотека находилась в египетском городе Александрии.

Наше путешествие продолжается. Перевернём следующую страницу нашей удивительной книги и прочитаем, где мы оказались: Пергам. Как таинственно звучит, не правда ли? (Дети переходят к следующему стенду). Послушайте историю. Один царь решил создать в своей столице – городе Пергам – большую библиотеку. Папирус должны были привезти из Египта. Но египетский царь, опасаясь, что новая библиотека будет больше и богаче александрийской, запретил продавать папирус. Тогда в Пергаме придумали новый материал для письма. Они стали использовать кожу телят и овец. Её особым образом обрабатывали и она становилась удивительно тонкой. (Воспитатель даёт детям потрогать кусочки тонкой кожи). Края шкуры обрезали и получали ровный лист. Этот прочный материал так и стали называть пергамент – по названию города Пергам, в котором его изобрели. Произнесите это слово. (Пергамент). На пергаменте писали с обеих сторон чернилами. На нём было написано большое количество книг. Но пергамент стоил очень дорого, поэтому и книги ценились особо. Представляете, в библиотеках такие книги прикреплялись к столам цепями! Вот такая удивительная история!

Но нам пора двигаться дальше. Впереди нас ждёт ещё много интересного. Переворачиваем страницу. Где же мы оказались? (Дети читают: Древняя Русь.) Мы в Древней Руси. Вы знаете, что наша страна – Россия раньше называлась Русь. Как вы думаете, что использовали наши предки для письма? Посмотрите, что это за материал? Вы его узнаёте, как он называется? (Береста). Что такое береста, откуда её берут? (Это березовая кора). Вы совершенно правы. В древности на Руси для письма использовали бересту – белую берёзовую кору. На ней острой палочкой – писалом писали, а точнее выцарапывали буквы. (Воспитатель показывает детям изображения берестяных грамот). При раскопках (в земле) нашли очень много таких берестяных грамот. Попробуем написать на бересте…

Но как вы думаете, ребята, легко ли было делать книги из глиняных табличек, из пергамента, использовать бересту? Почему? (Ответы детей). А сегодняшние школьники, приходя в класс, разминают глину, чтобы сделать себе гладкие дощечки? На чём же они пишут? На чём пишете и рисуете вы? (Конечно, на бумаге). А вот для того, чтобы узнать, где же придумали бумагу, обратимся к нашей мудрой книге. Перевернём страницу… (Дети читают: Древний Китай).

Придумали бумагу в Древнем Китае. Китайцы долгое время хранили секрет изготовления бумаги. А изготавливали бумагу в Древнем Китае так: кору тутового дерева (шелковицы) размачивали и разделяли на тонкие ленты, а потом варили в специальном растворе. (Воспитатель демонстрирует детям картину с изображением процесса изготовления бумаги). Полученную массу размалывали, добавляли клей и заливали водой. Эту бумажную жидкую массу черпали ситом. Когда стекала вода, сито опрокидывали на гладкую доску, сверху клали ещё одну доску и придавливали тяжёлым камнем, затем просушивали на раскалённой печи.

А как изготавливают бумагу сейчас, в наше время? (Из деревьев хвойных пород. Стволы распиливают, измельчают в опилки, варят, размешивают как тесто и заливают в формы). Не правда ли, современное производство бумаги очень напоминает тот древний китайский способ.

Так вот, секрет изготовления бумаги китайцы очень долго держали в тайне от других народов. Но шло время. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У них-то они и выпытали способ изготовления бумаги.. Так китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире научились делать бумагу. Вот тогда-то и появились первые книги, сделанные из бумаги.

А сейчас давайте посмотрим, о чём ещё поведает нам наша книга. (Дети переворачиваю ещё одну страницу – там изображение старинных книг)

Книги в нашем государстве появились очень давно. Их писали от руки, писали долго, терпеливо выводя одну буковку за другоё гусиным пером и чернилами.  Хотите попробовать и представить себя в роли писца? (Писцами на Руси называли людей, которые переписывали книгу от руки) (Несколько детей пробуют написать на листе бумаги пером и чернилами несколько слов и букв) Что, сложно? То-то же! Теперь вы понимаете, какой это был тяжкий труд. Садитесь на стульчики, отдохните. (Дети рассаживаются на стулья).

А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей). Да, писались книги долго, стоили дорого, да и грамоте были обучены не многие. Люди бережно относились к книгам и перечитывали от доски до доски. Что за странное выражение: от доски до доски? Какие доски могут быть в книге? (Ответы детей). Да, раньше перелёт книг был из досок. (Воспитатель показывает картонный переплёт книги). На месте бумажного переплёта на современных книгах, в древней  русской книге были доски. Доски обтягивались кожей, украшались драгоценными каменьями, книга становилась необыкновенно красивой. Но, как вы думаете, многие ли люди могли себе позволить такую дорогую книгу? (Ответы детей) Конечно же, такую книгу могли читать только богатые, знатные люди. А писали эти книги те, кто служил в церкви, потому что сначала писали церковные книги.

А сейчас послушайте одну историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных узорами). А вот эти буквы из старославянского алфавита украсили вы сами. (Воспитатель показывает буквы, называет их «авторов», дети называют буквы, которые украшали).  

Процесс вырезания букв был длительный, кропотливый. Кроме того, это была первая печатная книга в России поэтому её делали целый год. Так в Москве появилась первая типография – место, где печатают книги. Сейчас  на этом месте стоит памятник первопечатнику Ивану Фёдорову . (Воспитатель показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и предлагает  детям сесть ).

А ещё, ребята, Иван Федоров напечатал и первую в России детскую книгу. Давайте подумаем, что это могла быть за книга? (Ответы детей). Попробуем порассуждать:  Иван Фёдоров очень хотел, чтобы все люди знали грамоту и умели читать. Для того, чтобы научиться читать, что нужно знать? (Буквы) Конечно, буквы, поэтому первая книга для детей называлась…. Букварь. А как ещё можно назвать книгу, по которой учат читать? Азбука. Кто знает, почему она так называется – Азбука? (Ответы детей) (Воспитатель показывает первые буквы славянского алфавита). Как они назывались? Аз , буки. Произнесите названия букв вместе, получается «Азбуки» или «Азбука».

Воспитатель показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова.

Ребята, у меня в руках уникальная, редкая книга. В чём же её уникальность, спросите вы. Маленькая, совсем не красочная… дело в том, что именно по такому букварю, напечатанному Иваном Фёдоровым, учились читать дети в России. Хотите попробовать? Я дам каждому из вас копию странички из этого Букваря. (Дети по очереди пытаются читать слоги). Ну как. Трудно? А почему? (Встречаются незнакомые буквы, которых нет в современной азбуке).

С той поры прошло много лет. За это время издано большое количество Азбук и Букварей. Посмотрите, какая у нас удивительная, богатая выставка. На ней представлены Азбуки и Буквари, изданные в разное время. У меня в руках Азбука, написанная великим русским писателем Л.Н.Толстым. Он создал её специально для крестьянских детей, чтобы они обучились грамоте. Давайте попробуем прочесть несколько строк из Азбуки Толстого. (Детям раздаются копии листов из Азбуки) Да читать стало чуть легче, хотя тоже встречаются незнакомые буквы… А вот современный Букварь. Прочитаем страничку из этого Букваря. (Дети читают столбики слогов и слов).  Как? Сложно? Гораздо легче! Все буквы нам знакомы. Давайте прочитаем пословицу. Которая находится внизу страницы. («Читающему» ребёнку предлагается это сделать). Давайте ещё раз вместе прочитаем: «испокон века книга растит человека». Как вы её понимаете? (Ответы детей). Верно, книга во  все времена делала человека умнее, мудрее , а значит и сильнее, то есть помогала ему расти умным, честным, справедливым, любящим Родину.

Ребята, а какие ещё пословицы и поговорки о книгах вы знаете? (Ответы детей).

Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Удивительно, как много нового мы узнали за это путешествие! А узнали мы… (воспитатель помогает детям вспомнить основные этапы, показывая на экспонаты и изображения в тематических уголках, делая подсказки)… что в древности писали и на глиняных табличках, и на папирусе, и на пергаменте, и на бересте. Узнали, что … бумагу изобрели в Китае, а первый печатный станок в России сделал Иван Фёдоров. Первая детская книга, которую напечатал Иван Фёдоров, называлась Букварь. Мы даже пробовали читать этот Букварь и сравнивать его с другими. Странички из этих Букварей я дарю вам на память, сохраните их. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Никогда не забывайте, какой долгий путь проделала книга. Пока не стала такой, какой мы её знаем теперь, какой труд вложен в её создание. Относитесь к книгам бережно, любите их. Они всегда будут рядом с вами, будут помогать вам  и станут верными и преданными друзьями!

Используемая литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. – М.: ЦГЛ, 2005г;
  2. Иолтуховская А.В. Ура! Я иду в школу. – М.: РОСМЭН, 2005;
  3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век». 2003;
  4. Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. – М.: «Белый город», 2002;
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие. Авторы-составители: Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое"

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое". В ходе праздника дети возвращаются в прошлое, где встречаются с героями предыдущих праздников: Осенью, Бабой Ягой ...

конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»

Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае....

Сценарий НОД С использованием метод ТРИЗ-ТР в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое телефона"

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как преобразилась книга под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое книги"

Данный конспект расчитан для детей подготовительной к школе группе. На занятии ребята познакомятся с историей создания и изготовления книги.  Узнают, как книга преобразовывалась под влиянием твор...