Конспект познавательно-исследовательского занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нуртдинова Наталья Юрьевна

Цель: Активизация мышления детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад п.Коробицыно»

Выборгский район, Ленинградской области

«Невероятные приключения на необитаемом острове»

Конспект познавательно- исследовательского занятия в подготовительной группе

«Растишки»

Подготовила и провела воспитатель

Нуртдинова Наталья Юрьевна

Дата проведения: 17.03.2015г.

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность детей (учить выявлять создавшиеся проблемы и развивать умение находить нестандартные решения);
  • Учить не теряться в незнакомой ситуации;
  • Совершенствовать уровень накопленных практических навыков (экспериментирование с объектами неживой природы);
  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений и эмоционально-чувственную сферу;
  • Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций;
  • Вызывать радость открытий, полученных в результате опыта.

Предварительная работа: беседы, дискуссии на тему «В природе всё взаимосвязано», «Ухудшение экологической ситуации», «Восстановление окружающей среды»; дидактические игры «»Съедобное – несъедобное», «Что было бы, если…»; опыты с лупой, фильтром для наглядной демонстрации того, что содержится в воде; чтение произведений по теме, прогулки в лес.

Оборудование и материалы: бутылка с запиской; фрукты для игры-эксперимента «Угадай по вкусу»; оборудование для фильтрации воды; схемы для создания «ленты выживания».

Ход занятия:

1.Игровая ситуация «Удивительная находка»

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, то встретила своего знакомого. Он капитан дальнего плавания, посмотрите, что он мне дал! (Показывает запылённую бутылку).Он нашёл эту бутылку со своими моряками в море и передал мне, чтобы мы могли разгадать тайну этой бутылки. (Открывают бутылку и находят внутри зашифрованную записку).

Дети вместе с воспитателем расшифровывают записку, которая содержит примерно такой текст: «Нашёл цветик-семицветик. Загадывал желания и не заметил, как с последним лепестком загадал оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков нет! Спасите! Помогите! Петя».

2.Постановка проблемы

Воспитатель: Ребята, что такое остров?

Дети: Это часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Воспитатель: А найдите острова на глобусе (карте).(Дети показывают). Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал наш Петя?

Дети: на необитаемый.

Воспитатель: как вы думаете, какой климат (погода) на острове? (Предположения детей).

Воспитатель: что нужно сделать мальчику в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: найти воду и пищу. Построить жильё. Добыть огонь.

3.Мотивационная основа деятельности

Воспитатель: что мы можем сделать для того, чтобы каждый, кто попадёт на необитаемый остров, не растерялся, а выжил и дождался, пока прибудет помощь. (Предположения детей).

Обсудить варианты. Выбрать решения и схематично изобразить действия в виде «ленты выживания».

4.Поэтапное решение проблемы

Воспитатель: если бы мы оказались на необитаемом острове, что бы мы сделали в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?  

Дети. Надо найти пищу.

Воспитатель. Как вы думаете, какую еду может мальчик добыть себе на острове?

Дети.

  • Найти знакомые фрукты (апельсины, бананы, ананасы, кокосы);
  • Поймать рыбу( руками, одеждой, палкой с заострённым концом);
  • Собрать птичьи яйца.

(Наклеить на ленту выживания картинки).

Игра – эксперимент «Угадай по вкусу». (Ребёнок берёт кусочки фруктов, нанизанные на шпажки и угощает детей, те сидят с закрытыми глазами. Также угощают воспитателя).

Физкультминутка.

 «Мартышки»

Мы – весёлые мартышки,                 (Выполнять движения в соответствии с

Мы играем громко слишком,           текстом).

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Оттопырим ушки,

Ногу поднесём ко рту,

Хвостик на макушку.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я «раз, два, три» -

Все с гримасами замри!

Раз, два, три.

Воспитатель. Хорошо, с едой разобрались, а что ещё необходимо, чтобы выжить?

Дети. Вода.

Воспитатель. Где же найти воду на необитаемом острове?

Дети. Найти озеро, ручей, родник, река, водопад, дождь, роса, снег с гор.

Воспитатель. А можно эту воду сразу пить?

Дети. Нельзя.

Воспитатель. Почему?

Дети. Вода грязная.

Воспитатель. И что же нам делать?

Дети. Воду надо очистить.

Воспитатель. Давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов. (Дети рассказывают).

Воспитатель. Перед тем как приступить к проведению опыта, что надо сделать?

Дети. Надеть фартуки.

Опыт «Очищение воды».

Пластиковую бутылку разрезать примерно пополам, в крышке сделать небольшое отверстие. Верхняя часть бутылки будет служить воронкой для фильтра, а нижняя часть – стаканом, куда будет стекать отфильтрованная  вода. Воронку заполнить песком (мелкими камнями). Медленно наливать грязную воду в бутылку. Сравнить, где и насколько вода стала чище.-

Вывод. Вода стала чище, где прошла через песок. Частички песка плотно прижимаются друг к другу, и не пропускают частички грязи. Чем толще слой такого фильтра, тем лучше он очистит воду.

Воспитатель. Воду мы очистили, теперь её можно пить?

Дети. Нельзя её надо прокипятить, чтобы убить все микробы и вирусы. (нарисовать и наклеить картинки).

Воспитатель. Что надо сделать дальше?

Дети. Построить жильё.

Воспитатель. Из чего на необитаемом острове можно построить жильё?

Дети. Из веток, крупных листьев. Можно найти пещеру.

Воспитатель. Ребята, нарисуйте жильё, которое построили бы вы, если бы оказались на необитаемом острове. (дети рисуют).

Воспитатель. Чего ещё не хватает, чтобы выжить на острове?

Дети. Надо добыть огонь.

Воспитатель. Как это сделать?

Дети. Потереть палочку о палочку, добыть искру из камня. Если есть очки, использовать их. (увеличительное стекло, солнце).

(Наклеить или нарисовать на ленту выживания).

Воспитатель. Посмотрите внимательно на нашу схему «лента выживания». Попробуем её прочитать: «если бы я очутился на необитаемом острове, то для того чтобы выжить и дождаться спасателей, я бы…»

Воспитатель. Ну вот ребята. Мы справились с работой. Постарались помочь Пете. Теперь надо  «ленту выживания» доставить нашему Пете. А как это сделать? (Ответы детей).

Воспитатель. Хорошо. Давайте скрутим «ленту выживания» в трубочку, положим в бутылку. Я отдам её нашему капитану, а он обязательно опустит её  в море и морские волны донесут её до Пети.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня справились со своей задачей. Вы были настоящие спасатели и за это получаете медали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове». Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзо­ну, попавшему на необитаемый остров»....

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают записку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестками, от последн...

Конспект квеста:«Невероятные приключения на необитаемом острове»

laquo;Невероятные приключения на необитаемом острове»...

Конспект итогового занятия «Приключения на необитаемом острове» с использованием мимио-технологий (для детей подготовительной к школе группы)

Обобщение, закрепление и систематизация знаний детей, полученных в течение учебного года в различных образовательных областях....