«Волшебница - вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

Познакомить детей со значением воды для всего живого на земле. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_volshebnitsa-voda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебница - вода»

Конспект НОД

старший дошкольный возраст  

Елизарова Н.М, воспитатель

МАДОУ« Центр развития ребенка

 – детский сад № 33 «Радуга»

Программное содержание. Познакомить детей со значением воды для всего живого на земле. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Создать для детей радостное настроение.

Материал. Глобус, звуки воды (аудиозапись), трехлитровая банка с водой,  Лейка, солнце и цветы бумажные,  поднос и стаканчики с простой водой, картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения.

Воспитатель. Ребята, тема, которую мы с вами будем обсуждать, посвящена Воде. О ней мы знаем с самых малых лет, но, что это не просто бесцветная жидкость, а волшебный живой организм, без которого не будет жизни на земле.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие. Хотите?

Дети. Да

Воспитатель. Садитесь поудобнее. (звучит музыка). Путешествие начинается!

 (включает запись журчания ручейка). Вы узнали: что это?

(После ответов детей на экране картины с изображением.)

Дети. Ответы детей

Воспитатель. (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте  ее. Кто сейчас с вами разговаривал?

Дети. Море

Воспитатель. Правильно море. Еще раз закройте глаза.  Что слышите?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Это шумит океан. Какой он большой, грозный. Послушайте ещё.

Дети. Предположения детей.

Воспитатель. Это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нем! Полюбуйтесь им...

Воспитатель.

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

 Мы ее не замечаем.

 Мы привыкли, что вода —

 Наша спутница всегда.

Воспитатель. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Воспитатель. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землёй.

Воспитатель. А нам в детском саду нужна вода? Для чего?

Дети. Умываться, поливать растения,  стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.

Воспитатель. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Дети. Синим.

Воспитатель. Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Воспитатель. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, соленая, невкусная.

Воспитатель. Свое начало реки берут высоко в горах, стекаясь образуют море. Кто из вас был на море и пробовал на вкус морскую воду?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, она солёная. Встает вопрос: вода в реке пресная, а в море солёная. Оказывается, когда реки текут, то на своем пути проходят через различные места, где находится соль. Она легко растворяется в воде и попадает в море. Вода рек постоянно пополняется, а из моря вода никуда не вытекает и соль остаётся в нем на все времена.

Воспитатель. Вода, ребята, не возникает из ничего и никуда не исчезает. Она в природе ходит по кругу, образуя, так называемый круговорот воды в природе.

Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Нам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Воспитатель. Я сейчас, я предлагаю поиграть.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Я мама Тучка, а вы – капельки, и нам пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.

Бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.

Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Сейчас я хочу  опять пригласить в нашу волшебную лабораторию.

( Воспитатель дети проводят опыты)

Опыт 1.Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 2.У воды нет вкуса.

У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4. Вода не имеет собственной формы

Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.

Опыт 5.Лед - это твердая вода.

Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.

Опыт 6.Лед легче воды.

Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт 7.Растворяется - не растворяется

Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т.д.

Опыт 8.Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.

Опыт 9.Делаем облако.

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.

Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.

Воспитатель. После интересной работы,  предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух».

( игра «Земля, вода, огонь, воздух)

Дети становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, вода, как настоящая «волшебница», может превращаться.

Во что она может превращаться, вы скажете сами, отгадав загадки:

-В огне не горит

 И в воде не тонет. ( лед)

-Сначала летит, потом бежит

  Потом на улице лежит,

  Тогда без бот или калош

  Его сухим не перейдешь.  (дождь)

- Растет она вниз головой

  Растет ни летом, а зимой

  Чуть солнце ее припечет

   Заплачет она и умрет.  (сосулька)

- Что за звездочки сквозные

  На пальто и на платке?

  Все сквозные вырезные.

  А возьмешь – вода в руке. ( снежинки)

Воспитатель. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.

А, как мы, ребята, должны относиться к воде, которая дает нам жизнь?

 Дети. Ответы детей.

Воспитатель. А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».

Воспитатель. Хочу всем на память подарить «капельку», чтобы вы не забывали о нашем разговоре в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...