"Обучение детей умению отгадывать загадки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Юрченко Вероника Викторовна

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для детей средней группы. 

Тема: «Обучение детей умению отгадывать загадки»

Цель: Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие:  физкультминутка.

Наглядный материал. «Чудесный мешочек», предметы, о которых будут загадываться загадки: матрешка, карандаш, клубок ниток, мыло. Предметы, о которых не будут загадываться загадки: ложка, пирамидка, мяч, юла.

Ход НОД.

-Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

-Лина, иди ко мне и достань из мешочка один предмет.

-Что ты достала? (карандаш)

-А какого он цвета, ребята? (зеленого).

-А как вы узнали, что он зеленого цвета? (он покрашен зелено  краской).

-Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.

-А для чего нам нужен карандаш? (чтобы рисовать, писать.)

-У карандаша два конца, один тупой, а другой какой? (острый).

-Каким концом вы будите рисовать-тупым или острым? (острым).

-Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на  что он похож? (на иголку, треугольник, носик).

-Да, действительно, он похож на острый носик, клювик. А на чем рисует карандаш? (на бумаге).

Воспитатель на листе бумаги проводит карандашом линию.

-Посмотрите, где карандаш носиком проведет, там след кладет.

-Федя, иди достань следующий предмет. Что ты достал? (матрешку.)

-Какая красивая матрешка! Сколько в руке у тебя матрешек? (одна.)

-А как можно играть  с матрешкой? (ее можно раскладывать.) Разложи матрешку. (Ребенок раскрывает матрешку и выставляет на стол те матрешки, которые были внутри. Воспитатель помогает поставить их по росту.)

-Сколько  у нас сейчас матрешек на столе? (три, много.)

-Матрешки похожи друг на дружку? (да.) А А чем они похожи? (У них одинакового цвета сарафанчики, платочки, похожи лица и т.д.)

-а чем они отличаются? (ростом). (Если дети не ответят, то воспитатель спрашивает, одинаковые ли матрешки по росту.)

-А теперь, Маша, сложит матрешку. (Ребенок складывает матрешек в одну.)

-А сейчас сколько  у нас матрешек? (Одна).

-А где же все остальные? (Внутри, в большой матрешке.)

-Да, все они сидят друг в дружке.

-А теперь ко мне подойдет Соня. Достань еще один предмет. Что ты достала? (Ложку.)

-Ложка какая? (Большая.)

-Зачем она нужна? (Чтобы кушать.)

-а что мы большой ложкой кушаем? (Суп, кашу.)

-Из какого материала сделана ложка? (Она железная, металлическая.)

-Владик достанет нам следующий предмет. Что ты достал? (Мяч.) Какой мяч? Что ты можешь о нем рассказать? (Резиновый, круглый, зеленый с полосками.) (Если ребенок не говорит сам, воспитатель помогает  ему наводящими вопросами.)

-Что-то еще лежит в мешочке? Миша, достань, пожалуйста. Что ты достал? (Мыло.) Проведи ручкой по нему, какое оно? (Воспитатель проносит мыло и просит каждого ребенка провести по нему рукой.) Оно такое приятное, как еще можно сказать? (Гладкое.) А теперь понюхайте мыло? Оно пахнет? (Воспитатель предлагает всем детям понюхать  мыло.) Вам нравится, как оно пахнет? (Да.) Можно сказать, что мыло душистое. Повторите хором. Рита, как можно сказать про мыло, которое приятно пахнет? (Душистое.)

-А зачем нам нужно мыло? (Руки мыть, чтобы они были чистыми.)

-В мешочке остались еще предметы. Лиза, достань еще предмет.

-Что это? (нитки.)

-Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (Пушистый, мягкий.)

-А на что похож кончик клубка? (Воспитатель показывает конец нити.) Он похож на хвостик. (Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому-либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него не получается.)

-Посмотрите, ребята, клубок убегает.

-А вот последний предмет. Узнаете, что это? (Юла.)

-Из какого материала она сделана? (Из металла.) а какого она цвета? (Разного.) Еще можно сказать, что она разноцветная. (Воспитатель предлагает детям повторить это слово.)

-А как можно играть в юлу? Толя, иди поиграй. (Ребенок крутит юлу.)

-вот как много разных предметов, игрушек было в нашем чудесном мешочке.

 

Физкультминутка:

Дети с палками идут

Раз, два - вперед нагнуться. (Наклоны вперед.)

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться, (Руки вверх, потянулись.)

Глубоко потом вдохнуть. (Руки опустили, вздохнули.)

Раз, два — назад прогнуться, (Прогнулись назад.)

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире! (Руки на пояс.)

Дети с палками идут, (Ходьба на месте.)

Ровно палки все несут.

Раз, два, три, четыре!

Палки дружно положили,

Стали бегать и скакать, (Прыжки.)

Ну, довольно, палки взять!

 

-Сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в  дружке,

А всего одна игрушка.

-Догадались, что это? (Матрешка.)

-а как вы догадались? (Потому что они разные по росту.)

-А еще почему? (Они похожи и сидят друг в дружке.)

-Молодцы, слушали, внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:

Умный Ивашка,

В зеленой рубашке,

Где носом проведет,

Там след кладет.

-Что это? (Карандаш.)

-Как вы догадались? (Он зеленый и носом острым рисует.)

-Что же, слушайте еще загадку:

Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь.

-Что это? (Клубок.) Как вы узнали? (Он круглый и его за хвостик нельзя поднять.)

-У меня осталась последняя загадка, вы все уже отгадали:

Гладкое, душистое

Моет чисто.

-Мыло, потому  что оно пахнет и моет чисто руки.

-Молодцы, все мои загадки отгадали, потому  что внимательно рассматривали предметы. А сейчас попробуйте загадать  мне и другим ребятам свои загадки об этих предметах или те загадки, которые я вам загадывала, если вы их запомнили. (Дети загадывают загадки, воспитатель  помогает им-подсказывает нужные слова при описании, что-то добавляет.)

Если дети хорошо справятся с заданием, можно загадать им загадки о тех предметах, которые воспитатель не рассматривал, или новые варианты загадок о тех предметах, которые рассматривали.

Например:

Кручусь,   мне не лень;

Кружиться даже целый день.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот-

Открывай пошире рот.

 

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне,

Пусть отмоет руки мне.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:"Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и связной речи дошкольника"

Одним из  средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне сер...

Занятие <<Обучение детей умению отгадывать загадки>>

Закрепить знание детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызывать интерес к предметному миру...

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадки.

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадкиЗагадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобра...

НОД «Обучение детей умению отгадывать загадки»

Обучение умению отгадывать загадки...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе. «Обучение детей умению отгадывать загадки»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе. «Обучение детей умению отгадывать загадки»...

«Как детей научить отгадывать загадки».

Методические рекомендации  по обучению детей разгадыванию загадок....

Конспект «Обучение детей умению отгадывать загадки» в средней группе

Конспект ОД "Обучение детей умению отгадывать загадки" Цель: закрепить знание детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признак...