Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального развития ребёнка дошкольника через развитие интереса к природе. В презентации представлен опыт работы педагога по развитию способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы. Показаны эффективные методы, формы работы с воспитанниками по развититю сочувствия и сопереживанию к миру природы, формы работы с семьей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – д/с № 457

Компьютерная презентация

методической разработки

на тему

«Развитие способности к сопереживанию, сочувствию

и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»

                                                                     Выполнила:

                                                                                 воспитатель

                                                                                                                 Панкратова Ирина Васильевна.

город Нижний Новгород

2015 год

План:

  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи экологического образования страших дошкольников.
  3. Результаты педагогической диагностики детей на начало года.
  4. Цели и задачи работы с детьми по теме.
  5. Эффективные методы, формы развития способности к сопереживанию и сочувствию:

- наблюдения;

- занятия;

- проблемные ситуации;

- практическая деятельность в природе;

- построение моделей;

- дидактические, подвижные игры;

- эмпатия.

6.   Выводы. Результаты педагогической диагностики на середину года.

7.   Задачи на будущее.

8.   Список литературы.

Эпиграф.

«Любовь к природе   рождается  в  действии».

   

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального развития ребёнка дошкольника через развитие интереса к природе, прочих.

     Формирование таких качеств личности как сопереживание и сочувствие и начинается с младшего возраста. Младшим дошкольникам интересны яркие, движущиеся объекты природы. Однако поведение ребёнка по отношению к живым объектам и неживой природе, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин.     И, прежде всего, ребёнок  не знает, что можно и что нельзя, что для животного вредно, что полезно. Как себя вести в природе?

     Важный вопрос, на который дети должны получить ответ в ходе образовательного процесса.

Основная цель экологического образования детей  – формирование начал экологической культуры: гуманно-ценностного отношения к природе. От знакомства с природой к ее пониманию. От любопытства  к сопереживанию и сочувствию.

 Метод наблюдения за детьми в природе  и организация целенаправленных наблюдений с детьми в природе – стал основным в работе по теме.

В целях более точного  определения направлений работы, мы использовали также беседы с родителями, анкетирование семей.

Вопросы анкеты:

- каковы возможности семьи в экологическом образовании детей;

- есть ли дома объекты живой природы;

- используете ли вы семейные увлечения для ознакомления детей с природой;

- какие средства используете для поддержания интереса детей к природе, др.

  Данные педагогической диагностики, изучение семейного воспитания показали, что в основном все наши дети интересуются природными явлениями. Однако этот интерес является примитивным гуманизмом, что проявлялось в конкретном желании сделать для  животного, растения то, чтобы они сделали для себя, то есть для человека. Например,  угощали котенка конфетой. Дети не понимали особенностей живых существ, их потребностей, образа жизни, др. Таким образом составили общее представление степени начального развития экологической культуры у детей группы.

Таблица данных педагогической диагностики по разделу «Ребенок открывает мир природы»(нач.года)

Содержание программы

высокий

средний

низкий

  узнает  и называет объекты природы

 

0%

 

20%

80%

выделяет части объектов природы

0%

45%

54%

проявляет интерес к объектам природы

23%

58%

18%

проявляет сочувствие  к ним

18%

72%

0%

Основная цель, которую мы поставили в работе над темой – это:

  Развитие у детей  самосознание собственной важности: самостоятельности в познании природы и взаимодействии с живыми объектами.

      Задачи работы с детьми по теме:

- развивать интерес и доброжелательное отношение к природе, к живым существам, объектам  природы;

- эмоциональную отзывчивость на их состояние;

- стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие;

- желание и умение заботиться о живом.

    Для реализации поставленных задач в силу сложной ситуации (невозможности содержания в дошкольном учреждении живых объектов для ознакомления детей) продумали такие формы и такие средства таких объектов, которые не требуют особенных условий существования (рыбы, птицы на улице), но которые ярко показывают особенности природного лица и отзывчивы на уход.

    Условия реализации задач:

- наличие объектов для ознакомления, наблюдения в условиях близких к естественным: неопасных и хорошо контактируемых (птицы у кормушки,  рыбки в аквариуме);

- возможность практических действий в проявлении заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.

    Учитывая особенности развивающей технологии   программы «Детство», мы построили взаимодействие с детьми, основываясь на активном взаимодействии с ними, учитывая индивидуальные особенности, половую принадлежность, уровень сформированности представлений.

     Как говорилось выше, эффективной формой развития интереса к объектам природы являлись наблюдения.

Эффективность метода достигалась за счет того, что дети не просто наблюдали за объектами природы. Мы сразу старались научить детей видеть, что меняется, что изменилось при нашем общении с природой, что стало иным. Например: наблюдая за птицами у кормушки, дети не только радовались встрече с ними, но  и могли видеть, какой корм им нравится больше. Большие или маленькие кусочки хлеба лучше класть в кормушку? Спрашивали детей, почему птицы ссорятся, отбирают корм друг у друга. Дети сами делали вывод, что птиц много, а кусочков мало.  Либо делали заключение, что  большие куски  уносили большие птицы, а маленьким – воробушкам ничего не оставалось. Вместе с детьми меняли обстановку и на глазах у детей менялось поведение птиц. Эмоциональная насыщенность наблюдений обеспечивала успех работы.

Она достигалась посредством:

- эмоциональной подготовки детей к наблюдениям;

- созданием проблемной ситуации;

- сопереживанием радости встречи с объектом (эмоциональный всплеск);

- примером искреннего бережного и заботливого отношения к объектам природы.

     Доброта и отзывчивость развивалась у детей посредством практических действий, например, по подготовке корма и выращиванию зелёного корма – травки для птиц. Общий интерес укреплял в детях любознательность и наблюдательность.

      Расширение содержания наблюдений в сочетании с занятиями по рассматриванию иллюстраций, чтению рассказов о жизни птиц; составлению модели их внешнего вида; разучиванию стихов, песенок, разговоры с детьми, игры-имитации, рисование способствовало наращиванию представлений детей о живой природе, установлению связей между состоянием живого объекта, его потребностями и действиями человека, удовлетворяющего эти потребности.

     Знания становились крепче, если ребёнок рассказывал об увиденном

кому-либо: маме, брату, другим детям, в письме к заболевшему товарищу.

    Учитывая особенности возраста, поскольку длительное время наблюдать, слушать малыши не могут, мы сочетали наблюдения, чтение с активными делами и играми.    Расставить кормушки, разложить корм, а потом и самим, превратившись в птиц, решить для чего птичке лапки, крылья, чем она клюёт зёрнышки, как общается с другими птицами.

    Имитация и эмпатия в сочетании с играми с движениями обеспечивали детям широкую осведомлённость, которая ложилась в основу понимания особенностей живой природы. Поддерживала у детей интерес к объектам природы. Помогала понять детям, что хорошо, а что плохо живому.

   Успешность работы по решению поставленных задач обеспечивалась активным взаимодействием с семьёй.

Совместные просмотры фрагментов телепередач, мультфильмов познавательной направленности, дидактические игры, чтение книг, общение с живыми объектами в условиях семьи, позитивный пример взрослых по отношению к объектам природы – также обогащали впечатления детей, развивали интерес к природе, сопереживание, сочувствие.

Формы взаимодействия с семьёй:

- экологические акции: посадим ёлочку; сохраним сосенку; спасём птичек;

- выставка детской познавательной природоведческой литературы;

- ширма загадок и стихов о живых объектах;

- др.

Итак, дети прошли небольшую школу «зелёного» воспитания.

      Данные наблюдений за детьми в настоящее время, беседы с ними показали значительное увеличение действенного интереса к живой и неживой природе.

Мы считаем, что достигли определённого результата в решении поставленных задач.

    По данным наблюдений за детьми на середину года можно сделать следующие выводы:

 

-интерес детей к природе стал более устойчивым, целенаправленным;

- дети прошли небольшую школу «зелёного» воспитания;

- получили возможность самостоятельно получать первые и серьёзные знания об объектах природы;

- научились оберегать их, радоваться им, помогать им.

Данные педагогической диагностики детей по разделу «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство» на середину года:

- высокий уровень – 28%;

- средний уровень – 72%;

- низкий уровень   –    0%.

Общий вывод:

- дети прошли небольшую школу «зелёного» воспитания;

- получили возможность самостоятельно получать первые и серьёзные знания об объектах природы;

- научились оберегать их, радоваться им, помогать им.

    Мы уверены, что в дальнейшем при общении с природой дети проявят наблюдательность, пытливость ума, т.к. они получили первые и серьёзные знания о таинственной жизни братьев наших меньших, научились беречь их, радоваться им, помогать им в трудную минуту, сочувствовать и сопереживать.

Задачи на будущее:

- продолжать помогать детям «открывать» мир природы, обогащать представления;

- способствовать установлению прочных естественных взаимоотношений детей с миром природы через включение в посильную деятельность в ней;

- стимулировать самостоятельность детей в выборе объёма и характера помощи живому, исходя из гуманного правила «не навреди».

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 304 с., ил.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 3-4 лет. – Воронеж: «Учитель», 2002. – 159 с.

  1. Дубровская Н.В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет.  – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 112 с., ил., цв. вкл.

  1. Игровые задания в системе педагогической оценки степени сформированности экологической культуры дошкольников (методические рекомендации и опыт работы по экологическому воспитанию). – Н.Новгород: МО России УДУ ОАО «ГАЗ», 1999.

  1. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.

  1. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.

  1. Серебрякова Т.А., Тиманкина С.В. Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения. – Н.Новгород, 2006. – 61 с.

  1. Система работы по воспитанию у детей основ экологической культуры (методические рекомендации). – Н. Новгород: МО РФ НГПУ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме"Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района"

"Знакомство дошкольников с родным городом" - этот материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»

в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

Методическая разработка на тему "Развитие потребности в эмоциональном общении - основа социальной адаптации ребенка"

В данной разработке показан механизм формирования потребности в эмоциональном общении у детей с первых дней жизни, а также важность этой потребности для развития личности ребенка и его социальной адап...

Методическая разработка на тему: «Развитие навыков общения у детей 5-6 лет в познавательных играх».

Выявление и описание видов познавательных игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей 5-6 лет....

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  Каждая прогулка структурирована по определенному...