Опыт работы по экологии
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_ekologii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание добрых чувств через общение с природой

Дошкольное детство – это самый начальный этап формирования личности человека. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, основы экологической культуры, экологического сознания.

        В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с живыми объектами.

        Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором, ведь проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты.

        Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.

        Именно поэтому я работаю по программе Николаевой С.Н. «Юный эколог», которая предполагает чистое и тесное общение детей с природой, организацию различных форм работы во время прогулок, экскурсий.

        Основным содержанием экологического воспитания, я считаю, формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к объектам живой природы, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

        Осознанно-правильное отношение детей к природе я строю на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

        Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

        Я создаю в группе необходимую предметную среду необходимую возрастным особенностям детей моей группы (растения и предметы ухода за ними, животные – аквариум с рыбками, попугаи, модели с настроением, схему ухода за растениями и животными, развивающие игры) в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течение дня вовлекаю ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждения литературы, рисование).

        В соответствии с программой использую разнообразные формы организации детей  для воспитания у них добрых чувств через общение с живой природой: занятия, наблюдения, экскурсии, беседы, целевые прогулки.

        Все данные формы помогают мне развивать в детях гуманное отношение к живым существам, формировать навыки ухода за обитателями уголка природы.

        Свою работу по воспитанию добрых чувств к живому я начала с наблюдений.

        Я считаю, что наблюдение – это основа чувственного познания природы. Наблюдения помогли мне обеспечить формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, помогли накопить нравственный опыт дошкольников.

        Начиная с младшей группы, я знакомила детей с растениями, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривали деревья, травы, комнатные растения; учились их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов и плодов.

        Особое внимание я уделяла циклу наблюдений за аквариумными рыбками, где дети получали представление о том, какие нужны условия для жизни рыбок, как о них заботиться. Они сами непосредственно принимали в этом участие, тем самым у детей воспитывалось гуманное отношение к живому, забота о живом.

        Зимой я проводила акцию под названием «Живая елочка – земная иголочка», цикл наблюдений за елью, в том числе проводила беседу «Кто может нанести вред ели и как ей помочь?» Все это способствовало формированию бережного  отношения к живой природе, в том числе к деревьям.

        Проводила цикл бесед, наблюдений за хомяком.

        Особое внимание уделяла организации зимней подкормки птиц на участке детского сада, наблюдениям за птицами.

        Немаловажной формой в воспитании добрых чувств к живой природе, я считаю экскурсии и целевые прогулки, потому что живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, т.е. дети здесь наблюдают, и любуются, и совершают действия по уходу за растениями и животными. Я считаю эти формы организации позволяют обогатить детей знаниями, поупражнять в применении правил поведения в лесу, воспитывают духовные и нравственные качества, и конечно, доброе отношение к живой природе.

        Решающую роль играет и организованная образовательная деятельность, ведь накопленные представления необходимо расширить, углубить, обобщить, систематизировать. Конкретные представления в образовательной деятельности я даю детям о тех объектах природы, которые есть в ближайшем окружении, и их можно наблюдать. Тематика разная: это и домашние, и дикие животные, культурные и дикорастущие растения.

        Наряду с образовательными задачами, я решаю и воспитательные. Они направлены на формирование бережного отношения к природе, воспитание добрых чувств через общение с живой природой.

        Еще мне хочется сказать об игре.

        Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, то я широко использую этот  организации, потому что решение любой задачи в игровой форме при общении с живой природой особенно эффективно. Я использую разнообразные игры – д/игры, - в процессе которых уточняются, закрепляются и расширяются имеющиеся у детей представления о растениях и животных. Предметные игры, - с использованием различных предметов природы («Вершки - корешки», «Путаница», «Детки на ветке» и т.д.).

        Настольно-печатные игры – «Зоологическое домино», «Ботаническое лото», «Растения», «Подбери листок»…

         Словесные игры – «Кто летает, бегает и прыгает», «Что за птица?», «В воде, в воздухе и на земле».

        Таким образом, использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их.

        Важным аспектом в воспитании добрых чувств при общении с живой природой является работа с родителями.

        Большое место я уделяю совместной деятельности детей и родителей:

        - участие родителей в экскурсиях в парк, в лес для общения с природой.

        - совместное озеленение территории детсада.

        - тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми.

        Все это способствует сотрудничеству, эмоциональному, психическому сближению родителей и детей и воспитанию добрых чувств при общении с живой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования  даёт  возможность дем...

Мой обобщенный опыт работы по экологии

Мой обобщенный опыт работы по экологии...

Опыт работы по экологии.

Описание опыта работы....

Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ:Ведение     2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств  достижения цели...

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать...

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс....

"Опыт работы по экологии в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья будет интересна воспитателям . работающим над темой развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста..В ней предлагаются способы разнообразить совместную деятел...