Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также представлены алгоритмы проведения опытов по теме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_organizatsii_poiskovoy_deyatelnosti.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проект организации поисковой деятельности в старшей группе

на тему: «Разные, разные ткани»

Составитель: воспитатель ДС № 160 «Дубравушка»

АНО ДО «Планета детства «Лада», Варшавец Е.Е.

Цель: развивать любознательность, познавательную активность, интерес к рукотворному миру, в частности к тканям. Расширить и обобщить знания детей о тканях, понимание значимости тканей в жизни человека.

Задачи:

  1. Систематизировать представления детей о свойствах тканей.
  2. Развивать навыки проведения несложных экспериментов.
  3. Развивать умения устанавливать элементарные связи и зависимость с опорой на исследуемые объекты (ткани).
  4. Упражнять в умении строить деловой диалог в процессе совместной деятельности.
  5. Способствовать активному использованию в речи детей развернутых повествовательных высказываний.
  6. Раскрыть умение детей отражать в речи представления о разнообразии свойств и качеств тканей.
  7. Закрепить употребление в речи детей названия обследовательских действий.
  8. Формировать умения устанавливать положительные взаимоотношения в процессе совместной поисковой деятельности.
  9. Развивать умение инициировать общение по предложенной тематике, откликаться на предложенные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  10.  Развивать мелкую моторику рук детей.
  11. Создать  условия для проявления творчества, фантазии при создании аппликации из цветных лоскутков.
  12. Формировать умение создавать коллективный, аппликационный образ из предложенных тканей.

Содержание образования:

 

                                  когнитивный                                      аксилогический                                  

                               деятельный                                                  личностный

     

        

Проблемные задачи:

1) Изобразительная задача: Предложить детям одеть первобытного человека? (различные нестандартные решения: растения, водоросли, шкуры, лианы и т.д.). Подведение детей к пониманию значимости тканей в жизни человека.

Одень (сшей костюм) для древнего человека?

2) Исследовательская деятельность: Предложить детям поделиться собранной информацией о свойствах, качествах тканей. Рассказать какими источниками дети совместно с родителями пользовались.

Расскажи интересный факт, историю о тканях? (возможно домашнее здание).

3) Конструкторская задача: Смоделируй новый фасон для куклы?

Организовать мини-салон по созданию новых моделей для кукол. Поддерживается идея модели удобной, модной, практичной.

4) Прогнозная задача: 

Высказывание детей: «Что хорошего и что плохого в различных видах ткани?»

Плохо: рвется, мнется, линяет, не по сезону использовать ткань.

Хорошо: защищает тело от воздействия осадков, согревает, украшает наше тело.

5) Задача с достоверными условиями: Предложить детям решить и высказать свои предположения: о следующих ситуациях:

- Почему в шубе из ситца будет холодно зимой, а в драповом платье жарко летом?

- Что если в дождик одеть плащ из капрона?

- Пожарный комбинезон если бы был сшит не из специальной огнеупорной ткани, смог ли пожарный помочь людям в беде? Расскажи о специальной одежде (пожарный, врач, повар, шахтер и т.д.).

Основной этап организации поисковой деятельности:

1) Подготовительный этап:

- Предложить родителям совместно с детьми провести сбор информации о тканях (литература, интернет, посещение музея, рассказы бабушек).

2) Собрать в группе мини-выставку книг о производстве тканей:

- «Ивановские ткани».

- «Нейлон-капрон чудо химии».

- «Коробочка с хлопком».

- «Тутовый кудесник».

3) Подобрать литературу с художественным направлением по данной тематике (стихи, песни, поговорки, фольклор (на усмотрение педагога).

4) Привлечь родителей и детей к созданию коллекции «Ткани разные нужны, ткани всякие важны».

5) Разнообразить игровой материал в сюжетно-ролевой игре «Ателье» (швейная машинка, гладильная доска, журналы, лоскуты ткани различных видов, метр).

6) Дополнить познавательный центр макетом ткацкого станка (возможны иллюстративные варианты от прялки до современных танков).

Оборудование:

- Слайд-шоу «Производство тканей».

- Интерактивная доска.

- Журналы мод.

- Коллекция тканей.

- Набор тканей для тактильной и опытной демонстрации.

- Емкость с водой.

- Кольцо.

- Набор карточек с разными моделями одежды (сезоны учитываются).

- Картина с изображением пейзажа, выполненная на холсте черной тушью (контуры).

- Клей ПВА, кисточки по количеству детей, ножницы.

- Набор лоскутков различной цветовой гаммы, фактуры, размеров.

- Фартучки по количеству детей.

Основной этап:

1) Дети сидят на ковре. Педагог предлагает детям отправиться в прошлое на тысячу лет назад. Как думают дети во что был одет первобытный человек. (Ответы детей).

Воспитатель: А как сейчас одет современный человек? (Ответы детей).

Педагог предлагает поговорить о том, из чего шьют одежду, каждому ребенку дается набор образцов тканей. Дети рассматривают, объясняют.

2) После тактильного обследования педагог предлагает по его рассказу определить ткань (лен, ситец, драп, шерсть, шелк, болонья, капрон).

Педагог сообщает о производстве каждой ткани. Демонстрация слайд-шоу.

3) Педагог приглашает детей в лабораторию для определения свойств и качеств тканей.

Дети одевают фартучки с эмблемой «Юный лаборант». Педагог демонстрирует опыты, дети принимают активное участие.

Опыт 1. На столе лужа воды. Предлагается детям вытереть лужу хлопчатобумажной салфеткой и капроновой.

Делается вывод: салфетка из хлопка хорошо вытерла стол, а сама салфетка стала мокрой, а капроновая размазала по столу.

Опыт 2. Из детской лейки полить на лоскуток болоньи, вода скатывается, ткань – болонья не промокает.

Вывод: из болоньи шьют куртки, плащи, зонты.

Опыт 3. Сравним бумагу и ткань: на разрыв  (ткань прочная, а бумага рвется), на сминаемость (бумага сильно мнется, плохо расправляется, а ткань с помощью утюга становится прежней), на промокаемость (бумага размокает, рвется, а мокрую ткань можно высушить).

4) Педагог организует игру «Ателье» предлагает смоделировать детям новые модели одежды, использую знания полученные о свойствах и качествах ткани.

Дети приглашаются за столы, где предложен различный изо.материал.

После выполнения рисунка-модели дети презентуют свой фасон, при этом демонстрируют ткань.

5) Рефлексия: Детям предлагается поделиться впечатлениями о том, что им понравилось в данной деятельности, что нового интересного они узнали. О чем бы они еще хотели поподробнее узнать о каком объекте окружающего мира.

Дети высказывают свое мнение, резюмируют.

6) Далее дети в свободной деятельности продолжают рассматривать и производить манипуляции с коллекцией тканей.

7) Закрепление в совместной игровой деятельности данной темы: «Разные, разные ткани» предлагается проиграть следующие дидактические игры:

- «Веселый ветерок».

- «Подбери ткань для одежды».

- «Разбери гардероб».

Карты – схемы проведения опытов.

?

?

ТКАНЬ

Дополнительные опыты

?

?

Этап совершенствования.

Педагог вносит в группу картину, выполненную на холсте, черной тушью. На картине только контуры, очертания пейзажа. Деревья, кусты, пеньки, цветы, грибы, облака, солнце.

ТРИЗ. Детям предлагается оживить картинку, вдохнуть в нее яркость, настроение (без помощи красок).

Предлагается клей, набор цветных лоскутков различной цветовой гаммы, размеров, фактуры, ножницы.

Решение. Дети предлагают сделать аппликацию с помощью лоскутков. Ткань подбирается по цвету деревья, кусты зеленая, небо (голубая, синяя), цветы пестрые лоскутки и т.д.

Звучит музыкальная композиция, дети выполняют лоскутную аппликацию.

Демонстрация картины родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации поисковой деятельности в подготовительной группе на тему «Свечка в воздухе».

Проект организации поисковой деятельности в подготовительной  группена тему «Свечка в воздухе»....

Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Делаем сосульку»

        Представленный материал включает в себя проект организации познавательно-исследовательской деятельности. Делая сосульку, мы расписываем содержание темы по компонента...

Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».

Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...

«Проект организации поисковой деятельности в средней группе на тему: «Свойства снега».

laquo;Организация поисковой  деятельности дошкольников в ДОО»...