Опыты" Что у нас под ногами?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мануилова Елена Николаевна

 

Опыт 1

«Посев семечка»

      Возьмите глубокий лоток любой формы. Соберите детей вокруг стола и приготовьте почву: песок, глина, перегнившие листья. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего семечка ( овощ или цветок).Полейте водой и поставьте в тёплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимся ростком.

 

Опыт 2

«Сыпучий песок»

      Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он  сыпучий.

 

Опыт 3

«Песок может двигаться»

     Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

 

Опыт 4

«Свойства мокрого песка»

       Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую  нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

 

Опыт 5

«Песочные часы»

     Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

 

Опыт 6

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

       Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолчённую глину. Налейте в обе воронки доверху  воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Опыт 7

«Как передвигается вода в почве»

      Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы

Опыт 8

«Влияние состава почвы на рост растений»

       Наберите для опыта в ведёрки: песок, глину, почву (чернозём). Рассмотрите семена фасоли. Затем посадите фасоль в три горшка - в песок, в глину и в чернозём. Сравните прохождение воды через песок, глину, чернозём: песок сразу весь намок ( хорошо пропускает воду) , глина почти не пропустила воду, а чернозём пропускал воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трёх горшках, но результат будет разный.

 

Опыт 8

      Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому  и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

 

Опыт 9

      Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что легче его поместить. Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

 

Опыт 10

      Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она « забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Xxfcnm воды остаётся сверху, на глине. Для больше наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.  Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

 

Опыт 11

       Во время проведения этого опыта не  следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаз или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыт в стеклянных банках. Положите банку набок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать воздух в банку. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

     Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобный опыт можно провести с увлажненным песком и глиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_chto_u_nas_pod_nogami.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

 Что у нас под ногами

Опыт 1

«Посев семечка»

      Возьмите глубокий лоток любой формы. Соберите детей вокруг стола и приготовьте почву: песок, глина, перегнившие листья. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего семечка ( овощ или цветок).Полейте водой и поставьте в тёплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимся ростком.

Опыт 2

«Сыпучий песок»

      Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он  сыпучий.

Опыт 3

«Песок может двигаться»

     Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт 4

«Свойства мокрого песка»

       Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую  нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Опыт 5

«Песочные часы»

     Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

Опыт 6

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

       Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолчённую глину. Налейте в обе воронки доверху  воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Опыт 7

«Как передвигается вода в почве»

      Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы.

Опыт 8

«Влияние состава почвы на рост растений»

       Наберите для опыта в ведёрки: песок, глину, почву (чернозём). Рассмотрите семена фасоли. Затем посадите фасоль в три горшка - в песок, в глину и в чернозём. Сравните прохождение воды через песок, глину, чернозём: песок сразу весь намок ( хорошо пропускает воду) , глина почти не пропустила воду, а чернозём пропускал воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трёх горшках, но результат будет разный.

Опыт 8

      Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому  и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 9

      Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что легче его поместить. Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

Опыт 10

      Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она « забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Xxfcnm воды остаётся сверху, на глине. Для больше наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.  Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 11

       Во время проведения этого опыта не  следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаз или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыт в стеклянных банках. Положите банку набок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать воздух в банку. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

     Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобный опыт можно провести с увлажненным песком и глиной.