Конспект «Водоемы Саратовской области и их обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нечаева Вера Алексеевна

Знакомство детей с водоемами Саратовской области и  их обитателями, обучение детей умению узнавать рыб по внешнему виду с помощью экспонатов выставки, рисунков и фото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nechaeva_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

тема: «Водоемы Саратовской области и их обитатели»

для детей подготовительной группы

Воспитателя В.А.Нечаевой

Тема: «Водоемы Саратовской области и их обитатели»

Задачи:

* знакомство детей с водоемами Саратовской области и  их обитателями;

*обучение детей умению узнавать рыб по внешнему виду с помощью экспонатов выставки, рисунков и фото;

* Развитие у воспитанников мышления и памяти с помощью загадок, стихотворений, поговорок и логических игр;

*обогащение словарного запаса и развитие речи, закрепление правильного названия рыб;

* воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Предварительная работа:

Экскурсия в Краеведческий музей, беседы об обитателях водоемов, чтение Н.А.Рыжова «Жила – была река», «Как обидели речку», экскурсии на Волгу в разное время года, опытническая деятельность: «Определим возраст рыб», «Очистим воду от грязи»

Оборудование:

Глобус, карта Саратовской области, фото и рисунки разных рыб, вывески названия станций, выставка экспонатов обитателей водоемов.

Ход деятельности

Предлагаю отправиться в путешествие по родному краю, познакомиться с его водоемами их значением, первая станция «Историческая»

Педагог: Дети, попробуйте отгадать загадку:

              На одной ноге стою,

                 Головой вечу, кручу,

                  Всем показываю страны, реки, горы, океаны

Дети: Это глобус.

Педагог: Правильно. Наша планета – Земля, страна Россия, родной город Энгельс. (отмечаем флажком ) А что означает синий цвет на глобусе?

Дети: Синий цвет означает воду.

Педагог: Какая река протекает в нашем городе?

Дети: Волга.

Педагог: Правильно (рассматриваем на карте Саратовской области Волгу с ее островами, малыми реками и озерами).

Волга самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на Земле – «матушка». О ней слагают легенды, сказания, поют песни. Свою любовь к Волге воспевал  Н.Некрасов (читает ребенок)

О,  Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один,  по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Педагог: назовите малые реки нашего края (ответы детей)

Физкультминутка «Рыбка»

Выбирается ведущий -  «рыбка»

Дети читают стихотворение, после чего разбегаются, а ведущий пытается их догнать.

Дети: Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело гулять.

Рыбка, рыбка -озорница,

Мы хотим с тобой играть.

Следующая станция «Исследовательская»

Рассматриваем выставку экспонатов обитателей водоемов.

Викторина «Обитатели наших рек: хищники и травоядные». Дети отгадывают названия рыб по описанию,  отвечают на вопрос: «Хищная эта рыба или травоядная?»

Педагог: А теперь попробуйте отгадать рыбу по стихотворению или описанию.

Шепчутся речные струйки, лист кувшинки шевеля.

В серебристые чешуйки нарядилась вся семья!

В глубине мелькая зыбкой, весело танцуют…

Дети: Рыбки.

Педагог: Бабушка Ненила рыбу ловила.

               Сказка кончилась вся, когда поймала…

Дети: Карася.

Педагог: Толстый, жирный, неленивый

               И по – своему красивый, живет он в Волге и речке Бузан, а зовут его

Дети: Сазан.

Педагог: Ах ты, модница-красавица, твой наряд нам очень нравится.

              За красивые плавники тебе «пятерка».

               Яркую рыбку зовут…

Дети: Красноперка.

Педагог: Никогда я не дремлю,  в речке карасей ловлю.

               Карасям – наука,  кто не дремлет?

Дети: Щука.

Педагог: Проглотил наживку – маленькую рыбку,

               И попался на крючок серебристый…

Дети: Судачок.

Педагог: На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно.

Дети: Сом.

Педагог: Если пляшет поплавок, значит клюнул…

Дети: Окунек.

Педагог: То ныряет он в волну, то уходит в глубину.

               Голубой водою плещет, молодой веселый …

Дети: Лещик.

Педагог: Какие вы молодцы! Всех рыб угадали, а сейчас игра: «Назови рыбу по фото или рисунку»

Детям демонстрируются фотографии и рисунки разнообразных рыб, они отгадывают, что это за рыба.

Игра «Распредели рыб по группам»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены хищные и травоядные рыбы. Дети раскладывают картинки с рыбами по соответствующим группам. Например, хищные: сом, щука, вобла, судак; травоядные: сазан, красноперка, карп, карась.

Следующая станция «Экологическая»

Педагог: Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? (раки, бобры, лягушки, утки, гуси )

Педагог: Какие растения растут в водоемах? (водоросли, рогоз, ряска, стрелолист, кубышка желтая, кувшинка белая).

Педагог: Как вы думаете, в какой воде лучше жить обитателям водоемов?

Дети: В чистой.

Педагог: Как происходит загрязнение воды?  (ответы детей) Чем  это грозит обитателям водоемов?(ответы детей)

Педагог: От нас с вами многое зависит на нашей планете Земля.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки.

Студеная и вкусная вода!

Что нужно делать, чтобы так было?

Дети: Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать в них промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам сегодня запомнилось больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...

г. Красноармейск, Саратовская область МБДОУ «Детский сад № 14» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» «Учимся играя»

Цель: прививать навыки здорового образа  жизни через игровую деятельностьЗадачи:Образовательные: Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету.Развивающие: Развивать м...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности старших дошкольников «Космонавты на Саратовской земле» посвященный 80-летию образования Саратовской области.

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1. Закрепить знания детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гага...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...