Проект "Кто такой Дед Мороз?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Брель Анна Геннадьевна

Формирование интереса к празднованию Нового года в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_takoy_ded_moroz.docx207.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное

образовательное учреждение г. Иркутска

детский сад комбинированного вида № 142

Проектная работа

Картинка 6 из 62802

Составители:

Воспитатель Брель А.Г.                

Воспитатель Морозова Е.В.

Содержание

1.Паспорт проектной работы3

2.Актуальность5

3.Планирование проектной работы  6

4.Развивающая среда7

5. Непосредственно-образовательная деятельность

*  «Замок деда Мороза»……………………………………………………………........13

* «День рождения деда Мороза»……………………………………………………….13

*  «Новогодний сувенир «Снеговик»……………………………………......................13

*  «Забавные зверушки»…………………………………………………………………13

* «Новый год на пороге»……………………………………………………………….14

*«Дед Мороз и Снегурочка»………………………………………………………........14

*Где живет Дед Мороз?»……………………………………………………………….14

*«Игрушки для украшения елочки»……………………………………………………15

*«Сочиняем сказку про Деда Мороза»……………………………………………. …..15

*«Зверята  на новогоднем празднике»…………………………………………….. ….16

*Русская народная сказка «Снегурочка»……………………………………………...16

«Как весело на празднике ёлки»……………………………………………………..16

6.Образовательная деятельность в режимные моменты………..……………………..17

 7. Самостоятельная деятельность детей …………………………………. …………..26

 8. Взаимодействие с родителями

8.1. Консультации  для родителей  

* «День рождения деда Мороза»…..................................................................................33

* «Интересные факты про Новый год»…………………………………………………35

8.2.Совместные  работы родителей и детей: «Зимушка-кружевница»……………..37

8.3. Буклет………………………………………………………………………… …….42

9.Методическое обеспечение ……………………………………. ……….....................44

Паспорт проектной работы

Автор проекта: воспитатели  Морозова Е.В., Брель А.Г.

Характер проекта:  комплексный (дошкольная педагогика, дошкольная психология).

Тип проекта по содержанию: непосредственно-образовательная деятельность по плану, образовательная деятельность в режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, беседы, создание совместных работ родителей и детей, их презентация.

Вид проекта:  познавательно – исследовательский.

Тип проекта по продолжительности:  краткосрочный (в течение месяца).

Участники проекта: воспитатели Морозова Е.В., Брель А.Г.,  дети  группы компенсирующей направленности   с общими нарушениями речи от 5 до 7 лет, родители.

Проблема проекта: Как  появился праздник Новый Год?

Объект исследования: Новый Год как источник радости. 

Предмет исследования: Новогодние традиции нашей страны, новогодняя елочка.

Цель:Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.

Задачи проекта:

1.Формировать познавательный интерес детей к изучению традиций славянского народа.

2. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.

3. Развивать  познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

4. Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.

5. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Возможность каждой семье принять участие в конкурсе «Зимушка-кружевница» и оформлении группы для встречи Нового года в детском саду.

Результаты реализации проекта:

В   ходе  реализации  проекта:

  1. Изготовили макет «Зима в нашем городе»
  2. Подобрали иллюстративный материал по данной теме, игрушки деда Мороза и Санта Клауса
  3. Изготовили  маски-самоделки
  4. Создали презентацию «Дед Мороз
  5. Провели конкурс совместных поделок родителей и детей на тему: «Зимушка-кружевница».
  6. Провели интервьюирование  родителей, на тему «Какой Новый год вам больше всего запомнился?»
  7. Выпустили стенгазету «Дед Мороз моего детства» с использованием фотографий родителей воспитанников.
  8. Выпустили мини-газету «Зимняя сказка»
  9.  Изготовили буклет «Новый год – всё про деда Мороза».
  10.  Провели Новогодний праздник «В гостях у царя Гороха»

  1.  В проекте приняли участие 15 семей (из 16)

Где родился дед Мороз?

Где он жил и где он рос?

Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей  с общими нарушениями речи. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре.

Началось всё с  празднования дня рождения деда Мороза. Мама Кати Солдатовой очень удивилась, что их  дни рождения совпали. Возник интерес к деду Морозу, родители и дети начали задавать разные  вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?

Детство – счастливая пора, когда сказка легко становится былью, сбываются мечты и происходят чудеса. Как известно, с особым трепетом дети ждут один из самых загадочных, красивых и долгожданных событий – Новый год!

Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения.  Разобраться в этих вопросах поможет познавательно – исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации:  познавательно – исследовательского проекта «Кто такой дед Мороз?».

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. 

Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?

Убедить родителей, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.

Убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

Воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

Перспективное планирование проектной работы

Этапы работы над проектом:

I этап – Подготовительный:

  • Поиск интересных материалов  (книги, журналы, Интернет…);

  • Подборка игрушек, картинок, фотографий, музыки…

  • Подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику. 

  • Художественное творчество по данной теме;

  • Подборка и разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц, поговорок; решение проблемных ситуаций;  раскрасок на новогоднюю тему;

  • Составление рассказов;

  • Чтение рассказов, сказок;

  • Пересказы прочитанной литературы;

  • Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

  • Организация выставок детского творчества и оформление информационного листа «Интересные факты про Новый год»;

  • Консультации для родителей;

  • Выпуск газеты для родителей «Зимняя сказка»

II этап – Основной (планирование проектной деятельности)

III этап – Заключительный (обобщающий):

  • Совместные работы родителей и детей;

  • Презентация проектных работ.


                                 

Конструирование из различных материалов

«Замок деда Мороза»

Цель: Формирование умения анализировать постройку, выделять её части, форму, размеры, расположение деталей. Развитие конструктивных навыков, фантазии и воображения. Воспитание навыка сотрудничества в коллективном творчестве, чувства ответственности за общее дело,  умения доводить до конца начатое дело.

Содержание

   1.Игра «Волшебный мешочек». 2.Мини-беседа с рассматриванием иллюстраций. 3.Творческая работа детей. 4.Обыгрывание постройки. 5.Сюрпризный момент: дед Мороз  прислал вам раскраски, чтобы вы не забывали о нем и красивых замках, которые сегодня построили.

Познавательно-исследовательская деятельность

«День рождения деда Мороза»

Цель: Формирование представлений о сказочном персонаже. Ознакомление с его именами в других странах (Санта-Клаус, дед Жара, ДзедМароз и др.). Развитие умения участвовать в коллективной беседе, делиться своими впечатлениями с окружающими.  Воспитание добрых чувств к сказочному персонажу, к традиционным праздникам.

Содержание

1.Загадка «Один раз в год в гости приходит, всем подарки приносит» 2. Рассказ воспитателя о дне рождения деда Мороза. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением деда Мороза в разных странах.  4. Игра «Дед Мороз» 5.Чтение стихотворения  В. Астапенко «Новый год» 6.Рассуждения детей на тему «Помощники деда Мороза»

Конструирование из различных материалов

Новогодний сувенир «Снеговик»

Цель: Формирование умения в закручивании полукруга в конус. Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности в процессе изготовления игрушек. Воспитание трудолюбия, аккуратности, умения доводить до конца начатое дело.

Содержание

Загадка: «Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и в миг.  Получился …(снеговик) 2. Рассматривание поделки. 3.Уточнение приемов изготовления 4. Творческая работа детей. 5.Обыгрывание готовых поделок.

Конструирование из различных материалов

«Забавные зверушки».
Цель: Формирование умения мастерить поделки из бумаги (техника оригами). Развитие  мелкой мускулатуры пальцев рук, речи, внимания, логического мышления, умения работать в парах. Воспитание самостоятельности, умения прийти на помощь товарищу, усидчивости, аккуратности.

Содержание

1.Чтение стихотворения А. Кузнецовой

«Рассказали новость волки, Принесла сорока весть, Что в лесу дремучем елка Разукрашенная есть! Услыхали новость звери, Побежали по лесам.
Каждый хочет сам проверить, Посмотреть на елку сам. Для кого, зачем, откуда,  

Появилось это чудо? Елку кто сюда принес?  Уж не сам ли Дед Мороз?

Есть ли время разбираться, Кто принес, зачем убрал?
Ах, лисицы, белки, зайцы, Открывайте шумный бал!»

2.Мини-беседа о предстоящем празднике. 3.Рассматривание образцов забавных зверят, собравшихся на новогодний праздник. Уточнение  последовательности работы. 4.Творческая работа детей. 5. Обыгрывание готовых поделок  6. Экспресс-выставка.

Речевая деятельность

Составление рассказа «Новый год на пороге»

 по серии сюжетных картин.

Цель:Формирование умения чувствовать и понимать характер произведения. Развитие умения аргументировать свои симпатии и антипатии. Развитие памяти,   интонационной выразительности речи. Воспитание интереса  к литературе.

Содержание

1.Чтение рассказа 2.Мини-беседа с рассматриванием сюжетных картинок 3. Физминутка «Мороз»  4.Пересказ 5. Игра «Дед Мороз и дети»

Изобразительная деятельность

Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка».

Цель: Формирование умений    создания симметричных изображений путём сгибания   бумаги пополам, с последующей детализацией изображения, дополнительным вырезанием и наклеиванием частей лица, одежды, украшений.  Развитие мелкой моторики, воображения, внимания. Воспитание самостоятельности, желания доводить начатое дело до конца.

Содержание

1.Мини-беседа о предстоящем празднике  2. Рассматривание игрушек.  3.Предлагаю подумать, как можно выполнить аппликацию, повторение приемов симметричного вырезывания. 3.Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз»:

Этот пальчик – Дед Мороз. У него есть красный нос,  Есть седая борода,              

 Очень ждем его всегда!   Со Снегурочкой он придёт и подарки принесет.    

        4.Творческая работа детей. 5 Экспресс-выставка.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Где живет Дед Мороз?»

Цель: Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Дать сведения, где живет Дед Мороз. Обогащать лексику словами-антонимами. Активизировать память, воображение. Воспитывать интерес, любознательность.

Содержание

1. Загадка:«У избы побывал –Все окно разрисовал,

У реки погостил –Во всю реку мост мостил». (Дед Мороз)

2. Рассказ педагога о том, где живет наш Дед Мороз с просмотром презентации 3.Физминутка  4. Слушанье песни «Российский Дед Мороз» 5.Игры с игрушкой Дедом Морозом«Делай, как я» (разминка). 6.«Вспомните и назовите сказки, где встречается Дед Мороз». (Мороз хвалит детей, кто больше назовет сказок). 7.«Назови наоборот» (Дед Мороз называет первое слово, а дети подбирают антоним: добрый – злой;  старый – молодой; слабый – сильный  и т. д.).

Конструирование из различных материалов

«Игрушки для украшения елочки»

Цель: Формирование  умения планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Развитие мелкой моторики, координации движения рук, творческого воображения. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Содержание

1. Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» 2. Мини-беседа о том, чем можно украсить елку. 3.Физминутка «Новый год»: Раз, два, три, четыре, пять, будем ёлку украшать: 
Бусы, шарики, игрушки, дождик, звёздочки, хлопушки.
Ель в сиянии огней – Можно приглашать гостей! 

Кто снежинки  делал эти?  За работу  Кто в ответе? 
- Я! - ответил Дед Мороз  и схватил меня  за нос!  4.Рассматривание балерин, уточнение приемов вырезывания снежинок. 5.Творческая работа 6.Украшение ёлочки.

Речевая деятельность Творческое рассказывание

«Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Цель: Активизация детского воображения, подготовка к литературно-словесному творчеству, использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

Содержание

1.Мини-беседа о празднике с рассматриванием фотографий и иллюстраций. 2. Чтение знакомых стихотворений  3. Творческие рассказы детей 4. Игра «Дед Мороз и дети»

Изобразительная деятельность

Лепка «Зверята  на новогоднем празднике»

Цель: Формирование умения по представлению лепить знакомых животных комбинированным   способом, создавая выразительные лепные образы, передавая форму,  пропорции животных. Развитие умения составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию, располагая её на макете. Воспитание аккуратности, самостоятельности доброжелательных отношений между детьми.     Воспитание интереса к жизни сказочных животных.

Содержание

1.Мини-беседа 2. Рассуждения, какого животного будут лепить и каким способом (спрашиваю 3-4 ребенка) 3.Творческая работа детей. 4.Оформление макета

Восприятие художественной литературы и фольклора

Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: Формирование умения слушать сказку, запоминать содержание услышанного произведения, участвовать в коллективной беседе, грамматически правильно строя предложения. Обогащение словаря образными выражениями языка. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Содержание

1.Мини-беседа: Что такое новый год? Кого ждут всегда в гости и взрослые, и дети?  2.Чтение сказки 3.Беседа по содержанию. 4. Физминутка «Что такое доброта»  5.Измените конец сказки: «Снегурочка не растаяла…».

Изобразительная деятельность

Рисование по замыслу ««Как весело на празднике ёлки»

Цель: Формирование умения передавать в рисунке свои впечатления от окружающего мира. Вызвать положительные эмоции, умение выражать свои чувства в рисунке, рассказывать о своей работе. Воспитание самостоятельности, уверенности, аккуратности.

Содержание

1.Мини-беседа о нашем новогоднем карнавале. Что больше всего понравилось? Что бы вы хотели изобразить в рисунке? 2.Самостоятельная деятельность детей. 3.Выставка детских работ.

  1. Слушанье  музыкального произведения  «Зима» А.Вивальди.

Слушание песни «Кабы не было зимы»

  1. Рассматривание репродукции:  И.Броцкой«Лес зимой в снегу».
  2. Рассказ воспитателя «Откуда пришла традиция встречать новый год?»
  3. Беседа «Кто ты, Дедушка Мороз?»;

Беседа «Зимние дороги». Рассматривание сюжетных картин  с изображением зимних дорог, улиц, повторение правил поведения на дороге и улице в зимних условиях, чтение стихотворения Л. Воронковой «Наши окна кистью белой, дед Мороз разрисовал»

«Наши окна кистью белой, дед Мороз разрисовал.

Снегом полюшко одел он, снегом  садик закидал.

Разве к снегу не привыкнем, разве в шубу спрячем нос?

Мы, как выйдем и как крикнем: «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Нам кататься, веселиться! Санки легкие – в разбег!

Кто промчится, будто птица, Кто свернётся прямо в снег.

Снег пушистый, мягче ваты, Отряхнемся, побежим.

Мы – веселые ребята, От мороза не дрожим»

Беседа «Как люди в Новый год поздравляют друг друга» (дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и т.д.)

Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».

  1. Ситуация общения «Как правильно принимать подарки», «Я забыл поздравить друга с праздником. Как исправить положение?»,«Как мы следы зимушки искали»
  2. Просмотр сказки «Снежная королева»
  3. Чтение письма от Деда Мороза:

«Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки! Видел в прошлом вас году

Скоро в гости к вам приду. Ваши письма я читаю, Вам подарки собираю.
Много дел здесь у меня, Только вот беда одна! Белки, зайцы заболели,

Птички в гости улетели, А снегурка молода – Не управится одна.
Нужно елку нарядить, Чтоб зверей всех удивить.
Эй, ребята, помогите – Мою елку нарядите. Ну, а я когда приду,

Вам подарки принесу! До свидания, друзья, Буду ждать игрушки я!»

  1. Открытие новогодней мастерской. Изготовление игрушек для украшения группы и участка к новогоднему празднику. «Мы рисуем, режем, сгибаем, чертим, клеим, мнём, обрываем, Чтоб оказаться в сказке бумажной, Ловкие пальчики как это важно!»
  2. Настольный театр по сказке «Теремок». Предложить детям обыграть новый сюжет (наступает Новый год, а встречать его зверям негде, и вот мышка-норушка нашла горшок...).  Развитие фантазии, актерских умений  

  1. Чтение русской народной сказки  «Два Мороза», «Снегурочка», «Госпожа Метелица
  2. Опыт «Лед требует пространства»
  3. Эксперимент: снежного Деда Мороза принесли в группу и он растаял.
  4. Инсценирование сказки «Какая бывает зима?»
  5. Проблемная ситуация «Если  не было бы снега…»

Проблемная ситуация «Вот так игра» (Ира потеряла на прогулке варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко.Как дойти до него, не заморозив руки?)

Проблемная ситуация «Чудный лесник». В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

  1. Просмотр мультипликационного фильма «Елочка» по сказке Г. Х. Андерсена. Беседа-рассуждение «О чём думает ёлочка в предновогоднюю ночь?» Когда она нарядная на праздник к нам пришла. Когда праздник закончился? Что было бы, если бы не было деревьев? Что было бы, если бы у деревьев были бы руки, ноги, глаза и язык? О чем бы они рассказали нам?  Чтение стихотворения С. Михалкова «Ёлочка»

В снегу стояла елочка – Зелененькая челочка,

Смолистая, здоровая, полутораметровая.

Произошло событие в один из зимних дней  

Лесник решил срубить ее – так показалось ей.

Она была замечена, была окружена…  

и только поздно вечером пришла в себя она.

Какое чувство странное! Исчез куда- то страх…

 Фонарики стеклянные  горят в ее ветвях.

Сверкают украшения –  Какой нарядный вид!

При этом без сомнения, Она в лесу стоит.

Не срубленная!  Целая! Красивая и крепкая!..

Кто спас, кто разодел ее? Сынишка лесника!

Слушанье песни «Маленькой елочке не холодно зимой» с просмотром клипа.

  1. Мини-беседа о прошедшем празднике, кто был в гостях у ребят? Обратить внимание на конверт - это Дед Мороз оставил его для нас. Загадки-обманки:

Много-много-много лет,   Дарит нам подарки Дед,

Дарит елку, поздравленья,  Этот праздник - /День рожденья

Кто он, с белой бородой,  Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!  Догадались? - /Бармалей?

Вот она, красавица,  Вся переливается!

Принесли ее с мороза,  Это дерево - … береза?

К нам приехал Дед Мороз,  Внучку юную привез.

Дети ждут ее подарка –  Эта девочка - … Русалка?

Кто помощник Дед Мороза?   Кто с морковкой вместо носа?

Кто весь белый, чистый, свежий?  Кто из снега сделан? Леший?

Запрягает Дед Мороз,  Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай! - Март, Апрель и теплый Май?

Приезжайте к нам на бал!  Чтоб никто вас не узнал,

Пусть сошьют вам ваши мамы Карнавальные…/ пижамы

Друг ты мне или не друг, Становись скорее в круг!

Взявшись за руки, детишки Дружно водят…/за нос мишку.  

Позабудьте про капризы, Всем – конфеты, всем – сюрпризы!

В Новый год не надо плакать, Там, под елкой, …/старый лапоть?

Чтобы светлой сделать ночь, Надо Дедушке помочь.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Украшаем дом к празднику», сюжет  «Готовимся к встрече Нового года», сюжет «Поездка в магазин за подарками»
  2. Дефиле сказочных масок-самоделок.
  3. Мультфильмы«Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик», «Новогоднее путешествие», «Ну, погоди!», новогодний выпуск, «Дед Мороз и серый волк», «Новогодняя песенка Деда Мороза», «Зима в Простоквашино» ( в маску Деда Мороза переодевается папа Дяди Фёдора)
  4. Дидактические игры:  «Какой дед мороз пришел к нам в гости» (большой, маленький, средний); «Собери портрет деда Мороза» (разрезные картинки);

«Один, много»,  «Где спрятался дед Мороз?» (перед, за, на, справа, слева).

Викторина «Дед Мороз»

Дед Мороз приходит к нам на праздник, который дети любят больше всего – Новый Год. Под Новый Год случаются разные чудеса, исполняются желания, люди готовятся к чему-то необычному, желают друг другу счастья.

А хорошо ли мы знаем, кто такой Дед Мороз?

Викторина «Дед Мороз» содержит 15 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Отгадайте загадку:
Это дед, но необычный,
Ходит с посохом приличным.
Шуба у деда до пят,
Он у ёлки ждёт ребят.

Ответ: Дед Мороз

2. Как называется праздник, на который приходит Дед Мороз?
Ответ: Новый Год

3. Что спрятано в мешке у Деда Мороза?
Ответ: новогодние подарки

4. Как зовут родного брата Деда Мороза, живущего в Америке?
Ответ: Санта Клаус

5. Как зовут внучку Деда Мороза?
Ответ: Снегурочка

6. Вокруг чего Дед Мороз, Снегурочка и дети водят хоровод?
Ответ: вокруг новогодней ёлки

7. Какая главная мечта у Деда Мороза?
Ответ: возможны разные варианты ответов, например «Чтобы добрые чудеса в жизни каждого человека случались не только в новогоднюю ночь»

8. Кто автор строк?
Жил когда-то Дед-Мороз,
У него внучонок рос.
Всем хорош Морозец был,
Да похвастаться любил:
— Дед силен, а я сильней!
И кусаюсь я больней!
Я моложе на сто лет!
Заморожу целый свет!
Ответ: автор стихов «Мороз и Морозец» — Сергей Михалков

9. Какие ещё есть имена у Деда Мороза?
Ответ: Дед Трескун, Мороз – Красный Нос

10. Кто знает, где живёт Дед Мороз?
Ответ: варианты ответов могут быть разные: в Лапландии, на Северном полюсе, в Мурманске, в Архангельске, у Снежной Королевы. Скорее всего, все ответы верные

11. Как называется длинная палка в руках Дед Мороза, с помощью которой он вершит чудеса?
Ответ: посох

12. Какие пословицы про мороз вы знаете?
Ответ: «Мороз невелик, да стоять не велит».
«Береги нос в большой мороз».
«В мороз добрый хозяин и собаку не выгонит за ворота».

13. Какие вы знаете зимние слова?
Ответ: холод, стужа, вьюга, иней, метель, снег, лёд, метелица, мороз, снежинка

14. Что на ногах у Деда Мороза?
а) унты
б) валенки
в) сапоги
г) черевички

15. Как вы считаете, можно ли написать письмо Деду Морозу?
Ответ: можно, почтальон должен доставить его адресату

Заключительное слово к викторине

Дед Мороз – аккуратный дедушка, он никогда не забывает приходить к нам на Новогодние праздники. Шутки, прибаутки, загадки так и сыплются из его уст. Дед Мороз любит всех детей, всем он дарит подарки.

На следующий Новый Год приходи к нам снова, Дедушка Мороз, мы будем тебя ждать!

«Дед Мороз и дети»

На дворе метели студёные,

Спят под снегом сосны зелёные,

А ребятам хочется погулять,

И в снежки на улице поиграть.

А я ветром северным засвищу,

Вас гулять на улицу не пущу,

А у нас ребята удаленьки,

Мы наденем шубы, да валенки.

А я снегом сыпаться повелю,

Снегом вашу улицу завалю

А мы снег лопатами разгребём

И дорожки мётлами разметём.

А я встречусь вам на дороженьке,

Заморожу рученьки-ноженьки.

А мы по дорожке затопаем,

Да ещё в ладошки захлопаем.

Снежный ком

По кругу и взрослые и дети предают специально подготовленный"Снежный Ком"`- из ваты или белой ткани.
"Ком" передают  Дед Мороз приговаривает:
Снежный ком мы все катаем,
До"пяти" мы все считаем -
Раз, два, три, четыре, пять -
Тебе песню исполнять.
Или:
А тебе стихи читать.
Или:
Тебе танец сплясать.
Или:
Тебе загадку загадать...

Что мы делаем зимой?

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам

«Ветер, льдинки и мороз»

Играть в эту игру можно большой группой детей или группой детей вместе с родителями. В игре будет ведущий и игроки — льдинки. Все игроки стоят парами лицом друг к другу и говорят, делая хлопок на каждое слово (сначала в свои ладоши, потом в ладоши своего партнера по игре) такой текст:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки

Сверкают, звенят, дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…

Слово «дзинь» произносится несколько раз до тех пор, пока ведущий не закричит: «Ветер!» Сразу же все игроки – льдинки разбегаются по площадке и тихо договариваются, кто с кем будет строить общую фигуру – круг («большую льдину»). Договорившись, дети продолжают движение на площадке до сигнала ведущего. Ведущий через некоторое время говорит: «Мороз!», при этом дети бегут друг к другу и встают в круг с теми, с кем они договорились строить общую фигуру-льдину. Встав в круг, они быстро берутся за руки. Правило нельзя нарушать договоренность. Взял слово — держи и вставай в ту группу,  с которой договорился строить общую фигуру!

Выигрывает та группа детей, у которых в кругу собралось больше всего детей – льдинок. И собрались они быстрее.

Игра на развитие мелкой моторики «Новый год»:

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединять одноимённые пальцы рук.)
Будем ёлку украшать: (Показать «ёлку» – переплести пальцы.)
Бусы, шарики, игрушки, (Загибать пальцы в кулак.)
Дождик, звёздочки, хлопушки.
Ель в сиянии огней – (Сжимать и разжимать «щепоть».)
Можно приглашать гостей! (Хлопок, затем вытянуть руки вперёд ладошками вверх.)

 Отвечайте « Да!», « Нет!».

 1.​ Елка в праздничном наряде, все мы ей сегодня рады? Да

 2​. Елка ветки опустила, в праздник сильно загрустила? Нет

 3.​ Вокруг елочки попляшем в этом славном зале нашем? Да

 4.​ Дед мороз увидев деток достает мешок конфеток? Да

 5​. Из рогатки постреляем и шары повыбиваем? Нет

 6.​ Всюду радостные лица, значит будем веселится? Да

 Игра « Добрый дедушка мороз посмотри –ка ты на нас,
Угадай –ка дед Мороз, что мы делаем сейчас?»

 (Дети играют на дудочке) Д. М. – Меня дразните.
( Дети играют на балалайке) Д. М. – Живот чешете.
( Дети играют на барабане) Д. М. – Бороду дергайте.

http://shteltn.ucoz.ru/_nw/1/s46366393.jpg

  18 ноября в России официально празднуют

день рождения Деда Мороза.

Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет.

Дед Мороз  — персонаж русских легенд, в восточнославянской мифологии — олицетворение зимних морозов; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной, белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.
18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима . Интересно, что в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза. Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовыйящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов. А надежные помощники Деда Мороза каждый год готовят ему в подарок новый костюм, украшенный самобытной вышивкой. А дети зовут его ласково — «Дедушка Мороз».  

А  существует  ли  на  самом деле  Дед Мороз

   Уважаемые родители, на свете существует очень много вопросов, над которыми мы не задумываемся:

«А существует ли на самом деле Дед Мороз»,«а где он живет? Сотни тысяч “почему, а для чего” требуют своего полного немедленного и ясного ответа. К сожалению, многие из детских, вполне естественных вопросов так и повисают в воздухе, оставаясь без внимания взрослых. Не всегда находится время все растолковать и объяснить ребенку, да что там – многое самим неизвестно, а сходить в библиотеку и поискать нужные сведения в литературе, просто нет времени.

Что ж, в нашей консультации мы попытаемся сообща ответить на некоторые, наиболее актуальные вопросы:

Сколько лет Деду Морозу?http://www.55kpspb.caduk.ru/images/p31_4a12919e14d1.jpg

Представьте себе, наш Дедушка Мороз не такой уж и старый. Ему всего где-то около двухсот лет. По сравнению с Бабой-Ягой и Лешим – он просто малыш. Оттого, наверное, они и злятся, что дети не уважают их и боятся, а Мороза Ивановича просто обожают. Где тут справедливость?!

Мы привыкли к образу доброго деда в долгополой шубе и в шапке-боярке, с окладистой седой бородой и сверкающим волшебным посохом. Под Новый год он выходит из своего ледяного терема и на тройке быстрых коней, запряженных в расписные сани, отправляется к детям с большим мешком подарков. Но такой образ властелина метелей и холодов сложился в русском фольклоре лишь в середине XIX века.

Давным-давно образ Мороза был иным. Наши предки представляли его себе богатырем, которому под силу воду сковать льдом и с ветрами буйными справиться, где он ни пройдет – там жестокая стужа и студеная зима. Да и имя у Мороза было другое. В сказках его называли Карачуном, Позвиздом, Зимником и характером наделяли суровым. Свой красивый посох дедушка часто использовал для того, чтобы наказать непослушных детей, а подарки из мешка доставались только умным и послушным, прилежным ребятам. Но со временем дедушка подобрел, повеселел, может, потому, что обзавелся внучкой?

Где родилась Снегурочка?

Она родилась в старой русской народной сказке про девочку, которую вылепили из снега бездетные дед и баба. Русский писатель, драматург Александр Николаевич Островский написал замечательную сказку “Снегурочка”, где простая девочка из снега превратилась в красавицу в русском костюме, любимицу-внучку Деда Мороза. А русский композитор Римский-Корсаков сочинил прекрасную оперу “Снегурочка”. С тех пор Снегурочка стала нашим любимым персонажем на новогоднем празднике.

Родиной внучки Деда Мороза считается деревня Щелыково, которая находится в 100 километрах от Костромы. Именно там когда-то жил автор сказки А. Н. Островский.

Сколько лет песенке “В лесу родилась елочка” ?

Совсем недавно этой песенке исполнилось 100 лет. Однажды, незадолго до Рождества, в 1903 году учитель Раиса Адамовна Кудашева сочинила большое стихотворение (в 24 четверостишия) под названием “Елка”. По совету друзей, которым оно очень понравилось, Раиса Адамовна отнесла его в детский журнал “Малютка”. Стихотворение тут же было напечатано.

Через два года известный агроном и большой любитель музыки Л. К. Бекман сочинил для своей маленькой дочурки Верочки песенку “В лесу родилась елочка” на слова Р. А. Кудашевой. Для простоты исполнения (Верочке было всего два года) были оставлены только 6 четверостиший. Девочке так понравилась песенка, что она тут же ее выучила и как-то исполнила перед гостями. Вскоре все распевали эту песенку.

Существует ли на самом деле Дед Мороз ?

На этот вопрос ответить достаточно сложно. С одной стороны, хочется, чтобы ребенок как можно дольше верил в чудеса и сказку. Но, с другой стороны, он взрослеет, и граница между вымыслом и реальностью становится все отчетливее.

Так существует ли Дед Мороз на самом деле? Да, он существует, но не как реальный, живой человек, а как персонаж старинных преданий, сказок, песен, легенд о прошлом родной земли. Совсем недавно принято решение “оживить” любимого не только детьми, но и взрослыми персонажа. Главный Дед Мороз России, теперь живет в резиденции, которая находится в г.Великий Устюг. Он живет в добротном резном тереме, в его распоряжении находится тройка лучших лошадей с настоящими расписными санями. На них Дед Мороз в сопровождении Снегурочки ежегодно отправляется в свое новогоднее путешествие по нашей стране. Первое празднование Нового года на Руси


С установлением на Руси христианства, Новый год стали отмечать 1 сентября (по византийскому календарю). Но примерно в 1700 году Петр I  издал указ о праздновании Нового Года 1 января (по европейскому стилю). Так же  были установлены и определенные правила празднования этого торжества: украшение домов еловыми ветками, салют в честь праздника и т.д. В знак всенародного праздника Нового года палили из пушек, запускали фейерверки, полыхала иллюминация. Люди пели песни, веселились, устраивали народные гулянья, танцевали, одаривали друг друга подарками и т.д.

Петр I старался ежегодно делать Новый год не хуже и не беднее, чем в Европе.
Изначально, главный символ Нового Года - ёлку украшали с целью сделать злые силы добрее. Сегодня о злых силах уже давно никто не вспоминает, но, тем не менее, ёлка по-прежнему остается символом праздника.

Таким образом, с 1700 года Новый год был закреплен в российском календаре, а само празднование стало носить светский характер.

Новые европейские обычаи очень быстро прижились у славян, так как ранее в эту пору они отмечали святки, поэтому гадания, катание на санках и коньках, веселые гуляния ряженых, хороводы вокруг елки, прыгание через костры - очень хорошо подошли для празднования Нового года.

Новый год при советской власти. Смена календаря.

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

  1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО «Издательство «Фламинго»», 2006.
  2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 
  3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4.  Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011. 
  5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...