экскурсии
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Терская Валентина Викторовна

знакомство с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx79.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЭКСКУРСИЯ К ВОДОЕМУ

Время проведения: осень        

Участники: старший дошкольный возраст

Цель:  заинтересовать  детей содержанием  экскурсии  и  напомнить  правила  поведения  на  водоёме.

Задачи:

1. Продолжать  учить  детей  замечать  те  изменения,  которые  произошли  на  водоёме  осенью.  Формировать  у  детей  представление  о  водоёме  как  о  сообществе  водных  и  наземных  растений  и  животных.  

2. Рассказать  о  типичных  представителях  фауны  водоёма

 3. Формировать  эстетическое  восприятие – учить  детей  видеть  красоту  водоёма  (много  воды,  вода  блестит  на  солнце,  вокруг  растут  травы,  цветы).  

4. Формировать  связную  речь,  активизировать  словарный  запас  за  счёт  слов:   камыш,  черепаха ,пополнить  его  новыми  названиями  растений-ряска, водяной орех.

ХОД  ЭКСКУРСИИ

1  часть.  Вводная  беседа  (проводится  на  территории  детского  сада).

Педагог:  кто  из  вас  бывал летом  на  нашем  водоёме?  Как  он  тогда  выглядел?   Как  водоём  может  выглядеть  сейчас?  Почему?  Молодцы.  Действительно  сейчас  осень,  стало  холодно,  с  деревьев  облетают  листья.  Я  предлагаю  вам  поиграть  в  игру  «Осенние  листочки».

Мы – листочки,  мы – листочки,

Мы  осенние  листочки.

Мы  на  веточках  сидели,

Ветер  дунул – полетели  (дети  разбегаются).

Мы  летали,  мы  летали,  а  потом  летать  устали!

 Перестал  дуть  ветерок – мы  присели  все  в  кружок!  Молодцы!

А  теперь  вспомните  правила  поведения  на  экскурсии.  Как  надо  вести  себя  на  водоёме?

Дети:  не  шуметь,  не  толкаться,  не  рвать  растения,  не  ловить  насекомых  и  т.д.

Дети  строятся  парами  и  вместе  с  педагогами  отправляются  к  водоёму.

2  часть.

Подходя  к  водоёму,  педагог  говорит:

Смотришь  на  воду,  кажется  в  ней

Нет  ни  малявок,  ни  окуней.

Вода  ведь  не  просто  течет  и  течет,

Она  интересною  жизнью  живёт!

Давайте  полюбуемся  как  красив  водоём,  как  блестит  вода.

Сейчас  каждый  из  вас  походит  по  берегу,  рассмотрит  растения  и  всё,  что  находится  на  берегу.  Когда  вы  услышите  сигнал  бубна – вернётесь  ко  мне.

Дети  исследуют  берег  водоёма,  по  сигналу  возвращаются  к  педагогу.

Педагог:  расскажите,  что  интересного  вы  увидели.  (рассказы  детей).

Чем  отличается  водоём  летом  от  водоёма  осенью?  Молодцы.  Предлагаю  поиграть  в  игру  «Цапли  и  лягушки».

Выбрать  2  цапли,  начертить  большой  пруд.  Цапли  занимают  места  на  противоположных  сторонах  пруда  (передвигаются  высоко  поднимая  ноги).  Остальные  дети – лягушки.  Они  прыгают  по  всей  площадке  на  двух  ногах  и  говорят:

Мы  зелёные  лягушки.  Веселимся  на  опушке,

Здесь  у  нас  рядом  пруд – цапли  в  нём  нас  не  найдут.

После  этих  слов  лягушки  прыгают  в  пруд,  а  цапли  стараются  их  запятнать.  Пойманные  лягушки  остаются  на  берегу.  Молодцы,  а  сейчас  предлагаю  отдохнуть.  

Педагог:  а  сейчас я  загадаю  вам  загадки.  Будьте  внимательны!

Глаза  на  рогах,

А  домик  на  спине  (улитка).

Плещет  в  пруду  чистом

Спинкой  серебристой  (рыбка).

- А кто  ещё  живет  в  воде  и  на  берегу?  (дети  перечисляют насекомых  и  животных).  

- Кто  живёт  в  воде  и  на  суше,  но  своё  потомство  выращивает  в  воде?  (лягушка).

- Водоём  для  человека  - это  очень  хорошо.  Почему?  (ответы  детей)

 - Водоём  для  человека – это  плохо.  Почему?  

- Должен  ли  человек  заботиться  о  чистоте  водоёмов?  Как?  Молодцы.  Вы  и  ваши  родители  должны  быть  настоящими  защитниками  природы  и  относиться  к  ней  бережно.  

Подвижные  игры,  любование  пейзажем.

Педагог:  ребята,  запомните  всё,  что  вы  здесь  увидели,  а  когда  придём  в  детский  сад,  нарисуйте  водоём.  Свои  рисунки  вы  покажите  родителям  и  расскажите  им,  как  много  интересного  и  необычного  вы  увидели  сегодня  на  водоёме.

Фотографирование  на память.

Дети  строятся  парами.  Возвращение  в  детский  сад.

исследовательская деятельность детей

время проведения: осень.

Участники: дети старшей и подготовительной группы 

 Исследовательская цель : доказать, что большинство растений образуют семена, из которых вырастают новые растения этого же вида.

Задачи: 1.научить детей пользоваться микроскопом при исследовании плесени,

        2. развивать наблюдательность, внимание, умение работать в подгруппах сообща.

        3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: любые семена цветов, гороха, трав, колосья с зернами; яблоко, помидор, гранат, апельсин, огурец, дыня, арбуз, абрикосы, виноград и т.п.; подносы, газеты; нож (для взрослого); баночки из-под майонеза, кусочки хлеба, сыра, вареных овощей; микроскоп.

Ход деятельности:

1. Спросите детей: «Почему на Земле так много разных растений? Есть ли одинаковые растения? Как растения размножаются?» Вывод: каждый вид растений образует семена для новых растений, таких же, как оно само.

«Каждое растение образует семена, когда цветы перестают цвести. Некоторые семена находятся внутри плодов, которые мы любим есть». Предложите детям найти семена внутри яблока, помидора, граната, апельсина, огурца, абрикоса, винограда.

2. Покажите стручок гороха с семенами. Откройте его. Горошинки прилегают к стручку. Исследуйте колосья с зернами. Спросите: «В каждом ли колоске или стручке есть семена? Как узнать, может ли вырасти из зернышка колосок, из горошины — горох?».

Достаньте горошинки и зерна из колосьев. Предложите детям поместить горошины и зерна в землю и наблюдайте за ростом посаженных растений. Попробуйте прорастить семена яблока, граната, апельсина, абрикоса, винограда, дыни, арбуза.

3. Разрежьте, откройте и исследуйте дыню и арбуз. Достаньте зернышки, промойте их, высушите и сложите в мешочки. Спросите: «Как можно использовать эти семена? Зерна колосьев и дыни являются отличным кормом для птиц зимой».

4. Сделайте поделки из пластилина и зерен арбуза и дыни (например, вазу).

5. Обсудите с детьми, какие растения растут из семян (морковь, укроп, кабачки), луковицы (тюльпаны, гладиолусы), стебелька (многие комнатные растения, деревья и кустарники), корня (картофель).

6. Некоторые виды растений могут вырасти из крошечных частиц, называемых спорами. Миллионы спор летают в воздухе, но они слишком малы, чтобы мы могли их видеть. Когда споры приземляются на теплом, влажном источнике питания, то из них начинают расти растения, которые мы можем видеть. Давайте попробуем вырастить такое растение на кусочке хлеба.

Поместите кусочки хлеба, сыра, вареных овощей в баночки из-под майонеза, опрысните водой, оставьте часа на два открытой. Затем закройте баночки крышками и поставьте в теплое место на несколько дней. Когда плесень вырастет, рассмотрите ее с детьми под микроскопом. На что похожа плесень? (на мимозу) (Можно провести тот же эксперимент с ростом дрожжей).

Можно ли употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты с плесенью? (Нет, так как микроскопические частицы плесени будут развиваться в организме человека: может заболеть живот, подняться температура, что является признаками отравления.). Почему летом овощи и фрукты портятся быстрее, чем зимой? Как надо правильно хранить продукты питания?

Индивидуальный проект в детском саду «Отчего идет дождь»

Описание материала: Предлагаю вам индивидуальный проект «Отчего идет дождь» для детей подготовительно к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тип проекта: исследовательский
Сроки проекта: 1 месяц
Цель проекта: расширить и уточнить представления детей о дожде,
причины их возникновения.
Задачи проекта: 
- научить ребенка видеть и понимать  взаимосвязей в природе (солнце - пар-туча-дождь)
- формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
- развитие умения  добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- развитие умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
- способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
- привлечение родителей  к участию в совместной деятельности
- развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
- воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости. 
Актуальность проекта:
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Полина - любознательный ребенок. У нее обширный круг интересов. Родители всегда поддерживают интересы ребенка, расширяют кругозор.
Одним из объектов внимания Полины стало одно из природных явлений. Много раз наблюдая за дождем ее заинтересовал вопрос «Отчего идет дождь». Так и возник наш проект.
Содержание проекта:

1 этап  подготовительный

- выявление проблемы – отчего идет дождь?
- разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
- определить цели и задачи проекта
-сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
-  консультация для родителей « Проектная  деятельность в детском саду»
- подготовка оборудования и создание условий  для проведения опытов дома

2 этап основной(практический):

- наблюдения за дождем
- рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях 
- заучивание стихотворения «Дождик» О.Масловой
- чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»
- разучивание песни «Дождик» музыка и слова М.М.Еремеевой
- рисование «Большая туча»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/c59c473f7389eaed28bccd9b4228f86f.jpg.jpg


- загадывание  загадок о дожде
- проведение опытов дома с родителями

3 этап заключительный

- презентация
-  итог - видеосъемка  опытов в домашних условиях
Ожидаемый результат
-  Полина приобретет знания и представления о природном явлении - дождь
- повысится интерес к исследовательской деятельности
- научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно
- научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
- родители заинтересованные и активные участники проекта ,ориентированы на развитие у ребенка потребности к познании.
Постановка новой проблемы:
Полина  хочет узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.
- Какие бывают дожди?
- Каких дождей не должно быть на земле?
- Нужен ли дождь?

Описание опытов

(Опыты проводились дома с помощью родителей соблюдением правил безопасности)
Опыт №1 Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно,  то капли начнут падать в блюдце.
Рассказ Полины: Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча «Дождь».  Вот так появляется дождь.
Опыт №2 Требуется: металлическая кастрюля, металлическая крышка, газовая плита
Ход опыта: 1.Налить воды в кастрюльку, попросить взрослых поставить ее на плиту.2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой 
Результат:
На крышке образовались капли воды. Потрясти крышку, и падают капли «дождя». Это потому ,что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость (вот  так можно объяснить появление дождя).

Используемая литература:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013
2. И.Э,Куликовская ,Н.Н.Совгир ,Детское экспериментирование,2003
3. Г.П.Тугушева, А.Е .Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007
4. Т.А. Короткова  Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего возраста, 2009
5. Л.В.Ковинько  Секреты природы –это так интересно М. 2004
6. Джанни Родари  Сказки

Тема: «Экскурсия на водоем»

Время проведения: лето

Участники: Подготовительная к школе группа.

Цель: Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.

Задачи: -1. дать представление о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. Живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой; и все они образуют одну цепочку.

2.- упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе

3. учить видеть красоту природы.

Материал и оборудование:        

• Карточки с изображением водных обитателей (карась, щука, окунь)

• Карточки с изображением насекомых (комар, стрекоза)

• Карточки с изображением водных растений (Пузырчатка, кувшинка, камыш, рогоз)

• Картинки ландыша, майника двулистного, деревьев, которые будут встречаться на пути к водоему. (Могут быть макеты, будет даже интереснее) .

• Плакат «Аквариум»        

• Плакаты или макеты «берега» и «реки»

• Таз с водой и песком (это «речная вода»)        

• Баночки 2 штуки

• Воронка

• Ватка

• Игрушечные фотоаппараты

• Краски, кисти, листы А4

• Магнитофон, запись «звуки природы»

• Камешки, ракушки, разбросанные по «берегу»

• Пару детских ведерок

 «путешествие к реке» - можно провести на участке детского сада.

Ход экскурсии:

- Ребята, посмотрите что это? (Аквариум) дети подходят к картине аквариума.

- Можно сказать, что это дом? (ответы детей)

- Кто живет в этом доме? (ответы детей)

- Есть такая поговорка «Чувствовать себя как рыба в воде». Почему, так говорят? (ответы детей)

- Почему рыбы хорошо себя чувствуют в воде? Что им помогает жить в воде? (ответы детей)

- Ребята, а вы хотите отправиться к реке и посмотреть на ее обитателей? Хорошо, тогда мы с вами возьмем фотоаппараты, чтобы заснять все то, что увидим. Ведерки возьмем, чтобы собрать интересные находки.

- Ребята, а как нужно себя вести в дороге и около водоема? (ответы детей)

-Какие молодцы! Правильно, нельзя шуметь, нужно быть осторожными, нельзя разбрасывать мусор, и срывать цветы и растения. Не забывайте об этих правилах! И мы с вами отправляемся в путь.

(По дороге расставлены картинки с деревьями, цветущими растениями) .

- Ребята, посмотрите, сколько деревьев вокруг и они все разные, а кто знает, как называются эти деревья? (ответы детей)

- А вот какой красивый цветок, посмотрите, сколько на нем маленьких белых цветочков. Как же, он называется, кто знает? (Ландыш)

А вот это майник двулистный, посмотрите, он очень похож на ландыш. А называется так, потому что цветет в месяце мае.

- Ребята, мы с вами даже и не заметили как пришли к реке. Давайте осмотримся, как красиво вокруг, «сфотографируйте» эту великолепную природу. Но, не забывайте о правилах поведения на природе! (Звучит музыка «Звуки природы») (1-2 мин.)

(воспитатель собирает детей возле себя)

- Дети, давайте с берега будем наблюдать за рекой, посмотрим, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет.

(Воспитатель показывает картинки рыб)

А это карась. Спинной плавник длинный. Тело высокое с толстой спиной, сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Питаются караси растительностью.

Это щука. У нее удлиненное тело, темно-зеленого цвета с черными пятнышками. Щука – хищная рыба, питается мелкими рыбками.

Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком. Питается окунь в основном мелкой рыбешкой. Весной окунь отдает предпочтение питаться исключительно червями и некоторыми водорослями, а летом – в основном охотится на рыбу.

(заранее приготовить таз с водой и размешать в ней песок – это будет «речная вода»)

- Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (воспитатель зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

- Ой, посмотрите какое интересное плавающее растение. (Показывает картинку). Это Пузырчатка – хищное растение, маленькими овальными пузырьками, которые сидят на тонких листьях, она захватывает мелких рачков, водоросли и переваривает их.

- А это кувшинка – водное растение с плавающими листьями. Какая же она красивая!

- Обратите, внимание, на берегу растет камыш – вот он, а это рогоз. Все эти растения любят воду, и поэтому растут в тесном соседстве с рекой.

- На берегу реки можно встретить лягушку – это земноводное животное, она приспособлена к жизни на земле и в воде.

- Ребята, а еще мы видим около реки много насекомых. Вот комар маленький, слабый, с тонким телом и шестью ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается.

- А это же кто? (стрекоза) у стрекозы тонкое длинное туловище, круглая голова, четыре вытянутых крыла. У нее очень большие глаза, большой рот. Стрекоза – хищник, ловит мошек, комаров.

- Посмотрите, на берегу столько красивых и интересных камешков и ракушек, давайте соберем немножко в ведерки для поделок. (звучит музыка «звуки природы», дети собирают камешки и ракушки»)

- Устали? Нам пора возвращаться в детский сад. (по дороге можно вспомнить что видели интересного, что больше всего понравилось)

- Вот мы и пришли. А с собой мы взяли немного речной воды. Давайте проведем опыт. Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой? (ответы детей) Да, она стала грязной, на ней остался речной песок.

А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите. (ответы детей)

Какой можно сделать вывод? (ответы детей) Вода из реки грязная, ее пить нельзя.

Ну а сейчас пришло время проявить ваши «фотографии», нарисовать то, что вы видели, то что «фотографировали». А потом мы с вами сделаем выставку ваших «фотографий», и пригласим мам и пап посмотреть её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях....