Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Антонова Любовь Владимировна

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

При разработке конспекта был использован интернет ресурс:

http://www.kindergenii.ru/metoditki1/magnit.htm

Конспект непосредственно образовательной деятельности 
(Образовательная область «Познание») 
В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента: 
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
3. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
5. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. 
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:
Тарелки для раздаточного материала.  Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, куски ткани; Магниты, стаканы с водой, скрепки.

½ листа, восковые карандаши

Изготовление компаса: стакан до краев заполненный водой, тарелка под стакан, 2 иглы, магнит, пробка

Магнитная книга - театр
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.

Ход образовательной деятельности:

Постановка проблемной ситуации

Письмо от Кирюши

Сос! Сос! Сос!

Я плыл на плоту и меня унесла волна на север. Спасите!

- Ребята, поможем Кирюше?

- В письме сказано, что Кирюшу унесла волна на север, а как нам определить, где север?

- По компасу. Это такой предмет, который показывает части света: Север, Юг, Запад, Восток. Но компаса у нас нет. Как же нам быть.

- Компас сделан с помощью магнитной стрелки, эта магнитная стрелка все время показывает на север. Вот если бы у нас была магнитная стрелка, то мы бы смогли сделать компас. Что же нам делать?

Прежде чем мы сделаем компас, давайте изучим, а что же такое магнит.

Разделимся на три команды: одна команда будет изучать свойства магнита на сухих предметах; две других – на мокрых.  А потом свои опыты вы зарисуете и расскажите, что вы нарисовали

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, так как мы будем много рисовать, то нам надо подготовить пальчики
-
Этот пальчик мой танцует
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лёгкий-лёгкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребёт, как мышка.
А большой мой толстячок,
Тот улёгся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку.

Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»

-А всё ли притягивает магнит?
-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
- все предметы, которые магнит притягивает;
- предметы, которые не реагируют на магнит.
-Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

Самостоятельная работа.

- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
-Покажи предметы, которые «притянул» манит.
-Это скрепки, болты, гайки, ключи
-А какие предметы магнит не притянул?
-Дети раскладывают  предметы, которые магнит не притянул. 
Пластмассовые пуговицы. Ткань бумагу. Деревянный игрушки.

Вывод - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

Опыт: Игра-опыт «Не замочив рук»

Действует ли магнит через другие материалы?
-Слушайте свое задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

Игра – опыт «Рыбалка»

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить «рыбок» (металлические предметы) без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

Вывод - Магнитные силы проходят через воду.

Рефлексия.

-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
-Магнит притягивает железные предметы и не действуют на неметаллические предметы.
- Магнит действует через стекло

- Магнит действует через воду и в воде.

Изготовление компаса

Ребята, я скажу вам большую тайну. Моряки очень – очень давно замети одно удивительное свойство магнита: магнитная стрелка, которая может свободно вращаться, всегда одним концом смотрит на север. Когда моряки заметили это свойство магнита, то соорудили компас. Компасом все, все люди пользуются до сих пор. А как нам может помочь компас в поисках Кирюши?

А вы знаете, что мы сами можем смастерить компас.

Для этого нам нужна магнитная стрелка, пробка, стакан с водой и марелка, чтобы вода не разлилась на стол.

Стакан с водой есть, тарелка есть, пробка есть. А где же нам взять магнитную стрелку.

Опыт, который проводит воспитатель:

Вначале попробовать примагнитить скрепки ненамагниченной иглой, потом иглой, которая соприкасалась с магнитом.

Вывод – Магнит может намагничивать другие металлические предметы.

Изготовление компаса

Поиск Кирюши

Итог:

Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная доска,  магниты-держатели на доске, магнитная книга - театр).
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.  Когда у вас будет время, то зарисуйте вот на этих листочках опыты, которые мы с вами проводили.

При разработке конспекта был использован интернет ресурс:

http://www.kindergenii.ru/metoditki1/magnit.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»

Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ» Вторая младшая группа Тема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ»Вторая младшая группаТема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»Программное содержание:Образова...

Конспект непосредственно образовательная деятельность в области «Познание» с использованием ЭОР на тему «Осень» в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:уточнить и расширить знани...