Конспект НОД "Птички- невелички" ( по мотивам тверских глиняных игрушек)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Тема: «Птички- невелички» (по мотивам тверских глиняных игрушек).
 

Программное содержание:
Образовательные задачи:

- Закрепить умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать диалогическую речь.

- Учить детей расписывать узорами силуэты птичек по народным  мотивам, использовать разные элементы росписи (капельки, круги, овалы, мазки, прямые линии, волнистые, точки).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками –рисовать методом примакивания, штамповки.  
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:

- Развивать интерес к народному творчеству, предметам, сделанным руками народных умельцев, доставляющим большую радость взрослым и детям.
- Развивать коммуникативные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ptichki-nevelichki.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Кировского района Санкт –Петербурга

Конспект непосредственной образовательной  деятельности

по декоративному рисованию «Птички- невелички» 

(по мотивам тверских глиняных игрушек)

Составила воспитатель первой

 квалификационной категории

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Санкт – Петербург 2015

Тема: «Птички- невелички» (по мотивам тверских глиняных игрушек).

Программное содержание:
Образовательные задачи:

- Закрепить умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать диалогическую речь.

- Учить детей расписывать узорами силуэты птичек по народным  мотивам, использовать разные элементы росписи (капельки, круги, овалы, мазки, прямые линии, волнистые, точки).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками –рисовать методом примакивания, штамповки.  
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:

- Развивать интерес к народному творчеству, предметам, сделанным руками народных умельцев, доставляющим большую радость взрослым и детям.
- Развивать коммуникативные способности.

Материал и оборудование к занятию: 
* тверские глиняные игрушки (для рассматривания и обыгрывания потешек); 

* дымковская игрушка, филимоновская игрушка   (для сравнения)
* образцы элементов росписи на доске;

*модели элементов росписи для дидактической игры;
* палитра, кисти (тонкие и толстые), палочки для  рисования точек – жемчужин,  салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая, черная цветов;
* стаканы с водой,;

* д/и «Узнай по силуэту».


Предварительная работа: 
- Ознакомительная беседа «Тверская глиняная игрушка»;

- Создание коллажа «Тверская глиняная игрушка»;
- Рассматривание тверских глиняных игрушек, сравнивание с дымковскими и филимоновскими  игрушками;
- Декоративное рисование на полосках элементов росписи;

- Чтение русских народных потешек, заучивание  их;

- Чтение книг о народных мастерах, в частности рассказ о Г. А. Климовской

Ход НОД

-Велика наша Россия
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет. 

- Ребята, посмотрите на наш лужок. Какие удивительные птицы прилетели сюда. Вы догадались, какие это птицы? Как они называются?

- Правильно. Торжокские  птицы. Иногда их ещё называют Тверскими глиняными игрушками, так как город Торжок находится в Тверской области. Или же называют калининскими птичками, потому что некоторое время город Тверь назывался город Калинин.

-Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.

- Дети во все времена любили играть игрушками. Но простому русскому крестьянину не по карману было покупать игрушки для своих детей. Вот и придумали торжокские гончары лепить из остатков глины для своих детей разных забавных игрушек с секретом: птичек, уточек, собачек, лисичек. Потом эти игрушки ярко раскрашивали. А мамы и бабушками развлекали детей потешками, прибаутками. Некоторые из них дошли и до нас. Давайте, вспомним их.

-Ой, сестрица,

Что творится

Видел я, что без весла

Чудо лодочка плыла.

А сестричка отвечала:

- То не лодочка, а птица,

То по речке вдоль села

Лебёдушка плыла.

_Курочка-рябушечка,

Дай воды напиться?

-Дала бы, да нету.

- Курочка –рябушечка,

А что у тебя в бадейках?

-Пусто!

Я ведь по воду иду,

Надо торопиться.

Ты здесь кружкою постой,

Вот когда пойду с водой,

Дам тебе напиться.

Говорила птичка,

Птичка-невеличка,

-ой, боюсь, боюсь репья.

А другая отвечала:

-Чик-чирик, и я, и я!

Не садись на репей,

Лучше ты воды попей.

И лети сюда, щеглок,

Вместе сядем на листок.

-Есть и авторские стихи про глиняные игрушки.

ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА

- Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?

- Верь, не верь ли, мой хороший,
А внутри-то – ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего. (Марина БОРОДИЦКАЯ )

- Ребята, эти игрушки на самом деле были с секретом: ведь они еще и свистульки. Издавна народ верил в силу свистулек. В некоторых деревнях считали, что свист отгоняет злых духов, в некоторых сёлах верили, что если свистеть в эти свистульки, то здоровье прибудет. А весной и стар, и млад выходил на луга, звонко свистел, весну кликал, птиц зазывал.

-Послушаем с вами, какие наигрыши можно насвистывать в вот такие вот свистульки (Включается аудиозапись)

-Ну, а теперь сами превратимся в птичек.

Физминутка «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на корточках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

- Давайте еще раз рассмотрим, какими цветами раскрашена торжокская игрушка? Какие используют краски?

- А чем же игрушка из Торжка отличается от других?

Ответы детей:

- У нее сохраняется коричневый цвет (фон) и еще игрушка украшается налепами.

- А какие бывают налепы?

- Большие и маленькие, круглые и продолговатые.

-И еще для раскрашивания нашей игрушки любого узора берется краска пяти цветов. Особую нарядность игрушкам придают белые точки- жемчужинки.

-А вам нравится торжокские игрушки? Чем? Какие они?

Ответы детей.

-Всё вы рассказали правильно. Поиграем в игру «найди по силуэту и угадай роспись» Будьте внимательны. (Проводится игра с карточками)

-Молодцы. Справились.

- В Твери делают игрушку,

Сколько радости для глаз.

Может быть и мастерицы

Подрастают среди нас?

-Ну что, ребятки, приступим раскрашиванию наших птичек- невеличек?

(Дети подходят к столу, выбирают себе силуэт птички и раскрашивают).

- Ребята, вы молодцы, потрудились как настоящие мастера, и птички ваши получились замечательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Развитие творческих способностей посредством использования народных глиняных игрушек на занятиях по изодеятельности.

Использование народных глиняных игрушек на занятиях лепкой как средство развития творческих способностей....

"Уточка с утятами" лепка по мотивам Тверской игрушки

Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать глину между ладонями,  упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания....

Конспект НОД "Тверская глиняная игрушка"

Цель: знакомство с тверскими глиняными игрушками. Задачи: 1.Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – изготовление Тверской глиняной игрушки, с ее функциональным назнач...

Знакомство с тверской глиняной игрушкой

Жил-был в старинном городе Торжке гончар Данила........

План кружковой работы в подготовительной группе «Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки».

Целью моей работы создание  оптимальных условий для  приобщения  детей  дошкольного возраста к традиционной  народной культуре дымковских мастеров средствами  декор...

Тема: «Знакомство с тверскими глиняными игрушками»

Семинар«Роль народного декоративно-прикладногоискусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»Тема: «Знакомство с тверскими глиняными игрушками»...